Как тихо сегодня в доме. Папу опять в воскресный день вызвали на работу. Мама, наверное, старается с «пользой» провести единственный выходной (побежала к бабушке помочь в уборке урожая). А меня оставили одну... Ну и пусть, я давно уже привыкла к этому.
Но чем же сегодня заняться? Может, сделать сразу уроки, чтобы за душу не тянули? Да ну их, успею. А может, к подружке сбегать? Нет, ещё рано, она любит поспать подольше в воскресенье.
Я с грустью окинула взглядом комнату и вдруг увидела на столе забытый с вечера семейный альбом. Сразу вспомнился вчерашний день. К нам пришла бабушка, принесла старый альбом с фотографиями, и мы все долго рассматривали его. Но одно дело смотреть его вместе, а другое — одной. Ведь теперь мне никто не мешает, не торопит, и я могу сколько угодно рассматривать снимки и вспоминать бабушкины рассказы о них. По этим чёрно-белым фотографиям можно проследить целую жизнь, жизнь Учителя.
Вот на обороте одной фотографии написано: «1964 год». На меня смотрит совсем юная девушка. Она немного похожа на меня. Или я на неё?.. Неужели это моя бабушка Коновалова Валентина Константиновна? Ну, конечно же, это она: те же глубокие карие глаза, та же открытая улыбка. Только теперь появились морщинки, а в волосах проблёскивает седина. На снимке она весёлая и восторженная, ведь совсем недавно окончила школу, и впереди у неё целая жизнь. Она твёрдо знает, чем хочет заниматься в будущем. Профессия учителя всегда для неё была самой лучшей.
Из рассказов бабушки я знаю, что любовь к учению, к книгам досталась ей от отца. Простые сельские труженики Константин Иванович и Александра Петровна всеми силами старались образовывать детей. В доме всегда были книги, которые покупались на последние деньги. Учитель в семье — непререкаемый авторитет. И поэтому неудивительно, что их дочь поступает в 11 педкласс 2-й городской школы города Борисоглебска. После года учёбы успешно сдаёт экзамены в Борисоглебский педагогический институт на заочное отделение физико-математического факультета.
Учёба и работа — дело трудное, но моя бабушка в свои 18 лет успешно с ним справляется. Много я слышала историй о её студенческой жизни. Она говорила, что учиться было достаточно тяжело, но интересно. Город казался ей большим и страшным. А вкус пирожков с повидлом за 4 копейки она помнит до сих пор.
А вот другая фотография. Здесь бабушка уже в окружении своих учеников. Она работает учителем математики в Старокурлакской школе. Это 1967 год. Она классный руководитель восьмого класса. Их 25 человек. Трудно на фотографии выделить молодую учительницу среди учеников, но всё-таки можно. Чтобы казаться взрослее, бабушка купила себе строгий серый костюм. Первые уроки, по её словам, были отрепетированы по нескольку раз перед зеркалом. Даже жесты и мимика оттачивались до совершенства. Молодая учительница смогла заслужить уважение своих учеников. Многие дети серьёзно заинтересовались математикой и позже стали её коллегами.
Были, конечно, и курьёзные случаи. Однажды кто-то из детей бросил на уроке пластилиновый шарик, и он, пролетев мимо уха учителя, со всей силой врезался в доску. Озорник признаваться не захотел. Тогда бабушка предложила вычислить траекторию полёта шарика, и шутника нашли быстро. Ему было потом очень стыдно. Вот так и проблема решилась, и математика оказалась нужной. Эта история поразила меня своей необычной развязкой. Подобный способ решения конфликта, я думаю, можно смело внедрять в школьную практику.
О школе бабушка может говорить часами. По её словам, вместе с ребятами она успевала всюду. И действительно, я держу в руках фотографии, где вижу родное лицо на субботнике, торжественной линейке, на новогоднем карнавале. А вот девочки в блестящих платьях танцуют кадриль. Из-за кулис выглядывает бабушка. Видно, как она переживает за своих воспитанников.
За годы работы в школе она побывала и вожатой, и завучем. На одной из фотографий я вижу её выступающей перед коллегами. Её взгляд серьёзен и строг. Такой она бывает, я это знаю точно, когда ею принимается какое-то важное решение.
Особое место в альбоме занимают групповые фотографии. На них коллективы учителей разных лет. Сразу понимаешь, что они единомышленники. Но для меня главное не это: мне интересно наблюдать, как быстро летят годы и как меняется моя бабушка.
На одной фотографии — это молодая и хрупкая учительница. Она выделяется среди важных и строгих коллег. А на другой — много молодых учителей и только несколько опытных. И бабушка уже среди них...
Вот такой я её знаю: милую, заботливую, с трогательными морщинками у глаз и немного уставшую. 37 лет отданы школе и детям. Три поколения односельчан будут помнить её уроки и напутствия. Открытки и письма, которые она бережно хранит рядом с фотографиями, говорят сами за себя. Одни уже пожелтели, другие — совсем новые. Это поздравления с разными праздниками: Днём учителя, Новым годом, 8 Марта, днём рождения.
И до сегодняшнего дня ее ученики, уже дяденьки и тётеньки, заходят к бабушке в гости. И тогда её дом наполняют воспоминания. Часто бывает смех, но иногда и слёзы. Это слёзы радости и грусти одновременно.
Я помню много-много цветов, подаренных бабушке в тот день, когда она прощалась со школой. На последней школьной фотографии запечатлены её проводы на заслуженный отдых. Она стоит возле школы. На руках у неё маленькая девочка с огромным букетом. Это я. У меня в глазах радость: теперь она только мой учитель, а я — её единственный дорогой ученик.
Мне хорошо с бабушкой. Она тот человек, который всегда поймёт и поможет. Её советы мне очень дороги и важны. Я всегда прислушиваюсь к ним, ведь за её плечами опыт и мудрость жизни. А бабушкину любимую притчу про двух лягушек я часто вспоминаю. «Борись до конца» — это уже и мой девиз.
Говорят, что жизнь прошла не зря, если человек построил дом, посадил дерево и вырастил ребёнка. У бабушки есть дом, целый сад, дочь, которая тоже стала педагогом, а ещё — внучка, мечтающая продолжить дело своих близких.
Вот и сегодня, оставшись одна, я мысленно представляю себя в роли наставника. Я уже знаю, как войду в класс на свой первый урок, даже вижу своих будущих учеников. Пока они, конечно, напоминают мне мой подшефный 5-й класс, такие же неугомонные, задающие много вопросов невпопад и сбивающие с толку преподавателя. Но я готова к таким трудностям, потому что в моей жизни есть настоящий Учитель.