А вас за границей принимали за иностранца? Или все-таки чаще "считывали", что вы из России? Знаете, с чем это связано?
Считается, что сотрудники отелей и продавцы сувениров на популярных курортах безошибочно определяют, к кому из тысяч посетителей нужно обратиться по-русски. Чем же так приметны россияне за границей? И почему "наши люди" отличаются от остальных отдыхающих?
Красота и яркость женщин
Русская красавица никогда не позволит себе выйти из отеля неухоженной, даже если предстоит купаться в море или покорять вершину горы. Эффектные, но не всегда практичные наряды, безупречный маникюр и непременный яркий макияж свойственны женщинам из России в любой ситуации.
Европейки и американки, напротив, ставят на первое место удобство. На отдыхе они предпочитают свободную одежду неброских оттенков, отказываются от декоративной косметики и сложных причесок.
Безусловно, слухи о "неуместных" образах соотечественниц зачастую бывают преувеличены. Сочетание шубы с купальником, шпильки невероятной высоты в походе или коктейльное платье на экскурсии – скорее забавный стереотип, нежели обычная практика. Но встретить на пляже россиянку с вечерним макияжем или полным комплектом ювелирных украшений сегодня вполне реально.
Характерная напряженность
Этот признак не бросается в глаза напрямую, но считывается на подсознательном уровне. Русские люди выглядят так, словно постоянно находятся в напряжении. Они тревожно держат за руку детей, стараясь не отпустить их ни на шаг, не отрывают взгляда от багажа. На окружающих смотрят с беспокойным вниманием, будто "сканируя" лица.
"Железные занавесы" давно остались в прошлом, но россиянам сложно избавиться от чувства неясной угрозы даже в самых спокойных и безопасных регионах. Иностранцы не проявляют подобной напряженности, поэтому их так же легко "вычислить" на улицах Москвы или Санкт-Петербурга.
Впрочем, у каждого нового поколения тревожность проявляется все слабее, и возможно, в обозримом будущем эта черта бесследно исчезнет.
Вечная спешка
Русские люди привыкли к постоянной спешке. Они стремятся все успеть, продумать заранее – возможно, сказались годы дефицита, когда для приобретения желанного товара приходилось действовать очень быстро. Иностранцы даже не пытаются жить в таком ритме, предпочитая полностью расслабиться и решать вопросы по мере их возникновения.
Россияне стараются быть в нескольких местах одновременно: раньше всех занимают шезлонги на первой линии пляжа, даже если не собираются загорать до полудня, в аэропорту образуют очередь задолго до объявления посадки.
Привычка к "гонке" может навредить. Например, сразу после приземления самолета пассажиры как по команде встают со своих кресел и начинают торопливо забирать сумки. Если транспорт при этом не остановился, существует риск не удержаться на ногах и упасть, получив травму.
Боязнь разговаривать по-английски
Зачастую русские туристы испытывают языковой барьер. Они боятся что-то сказать неправильно или вызвать смех своим акцентом.
Причина кроется в методике обучения. Школьников учат безукоризненно воспроизводить классическое британское или американское звучание, оставляя на втором плане возможность бегло донести свои мысли. Из-за этого россиянам тяжело преодолевать языковой барьер, обращаться к иностранцам с вопросами или заводить новые знакомства.
На самом деле "правильных" и "неправильных" акцентов не существует – люди, использующие различные диалекты английского, стараются понять друг друга, готовы повторить предложение столько раз, сколько потребуется. А для избавления от комплексов есть лишь один путь – постоянная практика.
Скупость на улыбку
Для иностранца нет ничего необычного в том, чтобы с улыбкой поприветствовать абсолютно незнакомого человека. Случайно оказавшись в лифте, на соседних креслах транспорта, встретившись на узкой тропинке, жители Европы или Америки обязательно обменяются вежливыми словами.
Русские туристы, столкнувшись с подобной приветливостью, скорее всего растеряются и в лучшем случае напряженно кивнут. Мы привыкли считать улыбку знаком особого расположения и душевной близости, а любезность случайных прохожих – признаком лицемерия, а то и злого умысла.
Возможно, на наш менталитет повлияла пропаганда из прошлого, утверждающая, что за "показными" улыбками иностранцев скрывается негативное отношение. Во всяком случае, молодежь все чаще склонна поддерживать обмен вежливыми фразами, и это дает надежду, что в скором времени россияне станут более открытыми и дружелюбными.
Практичность и запасливость
Русские отдыхающие должны запастись всем необходимым, чтобы избежать любых неожиданностей. Люди берут с собой вещи, которые можно легко найти на месте: фен, утюг, полотенца. Иногда в огромных чемоданах даже перевозят запас еды на всю семью, а также богатый арсенал лекарств.
Выезжая на короткую экскурсию, россияне берут в автобус бутерброды и термос с чаем. Подобная запасливость приводит к тому, что продукты зачастую приходится выбрасывать, а некоторые вещи увозить домой, так и не достав из чемодана.
Эта привычка остается вполне безобидной, пока соблюдаются законы. К примеру, некоторые "практичные" хозяйки предпочитают экономить на еде, набивая сумку продуктами со шведского стола в отеле. Такое поведение не только нарушает правила гостиницы – оно порождает обидный стереотип о невоспитанности всех российских туристов.
Любовь к пластиковым пакетам
Заботясь о природе, многие страны стремятся заменить пластиковые пакеты на бумажные или вовсе запрещают их использование. Покупатели все чаще ходят в магазин с многоразовыми сумками-шопперами.
В России подобные экологические инициативы пока не получили достойной популярности. Поэтому в каждом доме имеются десятки пакетов всевозможных размеров и расцветок. Отправляясь на отдых, русский турист аккуратно упаковывает вещи в полиэтиленовые "маечки" и обязательно кладет в чемодан несколько штук на случай будущих покупок.
В итоге на заграничных пляжах или в сувенирных лавках можно встретить людей со знакомыми логотипами супермаркетов на пакетах – это позволяет безошибочно "выхватить" соотечественника из толпы.
Пожалуй, туристы из России еще долго будут отличаться от иностранцев. Менталитет, который формировался десятилетиями, не может перестроиться в один момент. Главное – уважать окружающих, соблюдать законы и нормы поведения. Только тогда негативные стереотипы о "нелюдимых русских" постепенно отойдут в прошлое.