Говорим ребёнку важные вещи вскользь

Ребенок вас не слышит? Вы просто не умеете говорить!

Скажу крамолу: важные вещи можно говорить ребёнку вскользь, невзначай и с юмором. Да-да, не удивляйтесь, серьёзные тёти и дяди. Ведь очень важно, воспримет ли ваши слова ребёнок. Давайте говорить так, чтобы воспринял.

На мой взгляд, вовсе не обязательно усаживать ребёнка перед собой и с важно-торжественным лицом сообщать ему: "Сейчас я буду с тобой серьёзно разговаривать!" Или так: "Отложи-ка в сторонку все свои дела, ну-ка подойди ко мне. Нам надо серьёзно поговорить!" Такие или какие-либо другие слова, подобное начало разговора вовсе не гарантируют вам, уважаемые взрослые, готовности ребёнка слушать и слышать, воспринимать и принимать то, что вы собираетесь ему сказать. Говорить подобным образом значимые вещи своему ребёнку вы, конечно, можете. Но гарантии, что он их воспримет — никакой нет. Даже, скорее всего, не воспримет. Ведь вы таким началом разговора создаёте слишком формальную атмосферу общения, которая может только отпугнуть ребёнка и способствовать тому, что он закроется от вас.

Прежде чем говорить что-то важное, нужно создать соответствующую атмосферу разговора, определённый дух общения, своеобразный микроклимат, посылающий ребёнку добрые флюиды. Ведь дети чувствуют нас, взрослых, и понимают без слов. И никакие словесные увещевания ("Я так тебя люблю!") не помогут, если на энергетическом уровне (своей интуицией) ребёнок этого не почувствует.

Сам себе драматург

Иногда родителю надо быть артистом, чтецом, юмористом и лицедеем. Да-да, уважаемые родители, всем этим вам придётся время от времени становиться. Это поможет вам привлечь внимание ребёнка к волнующей вас проблеме, обозначив её в позитивном, не обидном для ребёнка ключе. Каждый родитель вполне может быть сам себе драматургом, или драматиком, или драматизатором. Это уж у кого как получится. Вот некоторые действенные приёмы из моего личного опыта.

Приём первый. Диалоги с разными вещами

Говорим ребёнку важные вещи вскользь

Лично мне всегда нравились диалоги с разными вещами, а также животными и растениями, где обе роли озвучивала я сама. Например...



Диалог письменного стола и его владельца

Стол: Ой-ой-ой! Какой завал! Просто нечем дышать!

Владелец стола: Сам знаю! Самому не продохнуть от всех этих уроков и заданий.

Стол: Ах, бедный я, несчастный! Завален книгами и бумагами! Ах, как тяжела моя жизнь!

Владелец: Ах, бедный я, несчастный! Завален я заданиями и уроками! Как трудна моя жизнь!

Стол: Ах, оба мы с моим владельцем бедные и несчастные! Слушай, владелец, хватит ныть. Давай заключим договор.

Владелец: Какой такой договор?!

Стол: Ты расчистишь меня, а я предоставлю тебе взамен удобное место для работы над уроками и заданиями. Идёт?

Владелец: Ну, ладно уж, идёт.

Стол: Только у меня условие.

Владелец: Какое условие?

Стол: Включи, пожалуйста, музыку во время уборки. А то я терпеть не могу уборки без музыки. Это так скучно, нудно и трудно!

Владелец: Ладно, уж так и быть, включу для тебя музыку.

Разговор с портфелем

Родитель (обращаясь к портфелю ребенка): Многоуважаемый портфель! Почему вы так дурно воспитаны своим хозяином?! Почему вы до сих пор не можете сами по себе складываться, готовясь к следующему учебному дню в школе? Ваши коллеги — другие школьные портфели — уже давно превратились в самоскладывающиеся или самособирающимися в школу портфели. Они в отличие от вас стали портфелями — самобранками, т.к. могут вполне самостоятельно собраться в школу, совсем не затрудняя при этом своих хозяев. Вам же, многоуважаемый портфель, должно быть очень стыдно! Вы — ленивый, несообразительный и не организованный портфель... Кроме того, вы совершенно не думаете о благополучии и спокойствии своего хозяина. Стыдно!

Разговор с неубранной кроватью

Родитель (обращаясь к кровати ребенка): Многоуважаемая кровать! Я хочу с вами поговорить о вашем безобразном поведении в последнее время. Почему вы стоите неубранной весь день?! Почему вы до сих пор не научились сами по себе убираться?! В то время как ваши коллеги, другие детские кровати, уже давно сами убираются после того, как их хозяева проснулись и покинули их. И даже сами покрываются покрывалами! Неужели вы, многоуважаемая кровать, не понимаете, что таким безответственным поведением вы позорите своего хозяина? К нему приходят гости, уважаемые солидные люди, его друзья и приятели, а вы тут перед гостями разлеглись в неглиже... Да ещё в беспорядке. Ужас! Пожалуй, настала пора вас отшлёпать!

Родитель шлёпает кровать рукой. Далее озвучивает роль кровати.

Кровать: Ой-ой-ой! Больно! Не надо! Я больше так не буду!!

Родитель: Да уж, извольте вести себя прилично. Иначе вы просто будете уволены со службы. В нашем приличном доме принято соблюдать приличия.

Кровать: Хорошо, хорошо! Извините! Я всё поняла. Я исправлюсь. Ведь я так люблю своего хозяина и хочу служить ему верой и правдой.

Родитель: Ну, ладно! Даю вам две недели на исправление. Слышите, кровать, две недели испытательного срока! Но имейте в виду, я буду постоянно наведываться к вам с проверками. И никаких отговорок, пожалуйста! Я вас строго предупреждаю!

Дети обожают подобные сценки, разыгрываемые мамой или папой. Кстати, и уборка вышеназванного стола, и кровати пойдёт после подобной мини-инсценировки быстрее и легче.

А диалоги такие родители могут сочинять прямо на ходу: вариантов великое множество. Дайте волю собственной фантазии, уважаемые родители. Разыгрывайте перед своими детьми разные сценки. Не бойтесь быть смешными и чудаковатыми. Тряхните стариной, а ещё юмором, интеллектом и благородством души. Кстати сказать, ваше собственное настроение от подобного актёрства только улучшится.

Приём второй. Юмористическое обращение к себе

Я ещё люблю монологи вслух с обращением к себе по имени и отчеству: "Многоуважаемая Алина Сергеевна! Соизвольте сначала накормить свою дочь вкусным ужином, а потом уж требовать с неё мытьё посуды. Ну-ка, быстренько, мамаша, наливайте-наливайте доченьке супчик. А то ребёнка голодом заморили! И нечего бедному ребёнку за столом читать нотации! После ужина, дорогая Алина Сергеевна, этого делать не стоит тоже. И вообще, приятного вам аппетита, дорогая Алина Сергеевна! А что посуду после еды надо мыть, ваша дочь и без напоминаний знает, так что нечего к ребёнку приставать".

Мои дочери всегда смеялись над такими незатейливыми мамиными юмористическими монологами. А после ужина, кстати сказать, безропотно шли мыть посуду.

Просто рассуждение: Улыбаться никогда не поздно! Улыбаться никогда не вредно! Шутить никогда не поздно! Улыбаться и шутить лучше поздно, чем никогда!

Лишь бы ваш юмор всегда оставался милым и добрым. И лишь бы ваше остроумие не превращалось в тупоумие, ослоумие или злобоумие.

Приём третий. Вложите слова в рот ребёнка

Я ещё люблю озвучивать других людей, когда они этого, разумеется, не слышат. Например, я говорю наигранно строгим тоном: "Алло! Мамаша, вам из школы звонят. Проверьте уроки у своего ребёнка". И дальше уже своим голосом: "Хорошо, Марь Иванна! (здесь обычно идёт имя учителя, завуча, директора) Уже бегу проверять!"

Говорим ребёнку важные вещи вскользьКроме юмора, который просто удивительно влияет на детей и на их отношения со взрослыми, этот метод ещё хорош и тем, что он обучает ребёнка, как надо общаться со взрослыми, да и его сверстниками тоже. Например, дочь злится, что к ней не зашла подружка после школы. Они что-то собирались делать вместе. Но подружка не пришла, и дочь на неё обижается. И вдруг я, глядя в окно, вижу подружку дочери. И будто за дочь говорю: "Ленка, ну что ж ты ко мне не зашла?! Дура! Зайти надо было. Ведь я так хочу!" Дочь смеётся, понимая без моих комментариев, что так общаться со сверстниками не стоит. А я начинаю озвучивать другой диалог, якобы происходящий по телефону:

— Алло, Лена? Привет! Ты не могла бы зайти сегодня ко мне после школы? Мы бы доклад вместе написали.

— Хорошо, Оля, я зайду после четырёх. Пока.

Подобные инсценировки — гораздо лучше родительских нотаций и поучений: "Так обращаться с людьми — можно, а так — нельзя". Поймите, уважаемые взрослые, наши дети иногда нетактичны, грубы или необщительны только лишь из-за того, что они просто не знают, что именно и как надо говорить в той или иной ситуации. Так вот и подайте пример, произнесите необходимый текст вслух, т.е. как бы вложите слова в уста ребёнка.

Просто пожелание: Уместных и выгодных вам вложений!

Выход в речь и выход в жизнь

Мне, как преподавателю иностранного языка, хорошо известно понятие "выход в речь". Оно в методике преподавания иностранного языка означает следующее: сначала иностранные слова и фразы, каждая в отдельности и все вместе, долго и тщательно отрабатываются преподавателем с учеником или студентом. Но после того как слова и фразы отработаны, необходим как раз этот самый "выход в речь". Т.е. преподаватель ещё должен стимулировать своих слушателей употребить изученный лексический материал в речевом потоке. Сначала подготовленном (т.е. заученные наизусть монологи и диалоги), а потом и спонтанном.

Так и родитель должен обучать своего ребёнка разным словам и фразам, а потом "выводить его в речь". А затем, на мой взгляд, родитель должен организовать для своего ребёнка и "выход в жизнь". Пусть ребёнок берёт "выученные" дома обычные и необычные, простые и витиеватые слова и фразы, так необходимые для общения людей; слова и фразы, усвоенные им дома. И идёт с ними в жизнь!

Просто пожелание: Пусть у вашего ребёнка всегда будет успешный "выход в речь" и точно такой же "выход в жизнь".

Пожелание детям: Желаю вам своевременно взрослеть!

Пожелание взрослым: Желаю вам хоть в чём-то, хотя бы иногда оставаться детьми!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Говорим ребёнку важные вещи вскользь"

Вы не авторизованы.

А мне понравилось. Конечно, это не важные вещи, может название не соответствует, но юмор лично мне помогает снять напряжение, когда еще немного и будет скандал. Я бы могла поговорить и с вещами и от имени вещей, и дочь может включиться в диалог, могу ситуацию довести до абсурда и она покажется ей смешной. Только мне кажется это больше помогает именно смягчить ситуацию и не ругаться из-за несобранного портфеля или неубранной кровати, и тогда это перестанет быть проблемой - либо ребенок сделает, что его просят, либо мама перестанет на это обращать внимание. И будет всем счастье.
2012-04-27, Память девичья
Не представляю разговора мамы с портфелем, столом или кроватью. Слово взрослого было закон. Родители с утра до вечера на работе, быт соответствующий (коммуналка на 5 семей (комната 12 м) без горячей воды и ванны), я в яслях- саду-школе- пионерском лагере и любую свободную минуту во дворе с друзьями (70-е г.). При этом ни разу не было проблем с уборкой или учебой, а чтобы кто то супчик уговаривал есть?!. Бедные, и как мы выросли без ежедневных бесед с родителями? :). «Выход в жизнь» вообще повеселил.
2012-04-17, заведующая
Ну зачем Вы передергиваете?
В статье не сказано, что надо час разговаривать с чем бы то ни было.
Так, пошутили, и в игре упомянули про то, что иначе пришлось бы директивно напоминать.
А директивно - подростки, например, в штыки воспринимают просто в силу своего возраста, они уже хотят взрослыми быть, а ответственности взрослой еще нет. И они знают об этом, но ведь - обидно...
А так - вроде никто ничего не указывает, посмеялись, и протеста не возникает. Пойдет и сделает легко.
2012-04-18, Svetlana:)
не поняла где там в статье "важные вещи"? это что уборка кровати или сбор портфеля важная вещь? по-моему, чем обыденнее эти вещи, тем проще ребенку ими заниматься.. а если бы я начала (даже в шутку) разговаривать с предметами, ребенок бы реально подумал, что у матери "крыша" съехала :) наверное, этот совет хорош только тем, кто так по жизни со всеми разговаривает, а не только с ребенком, тогда все уже привыкли :))
2012-04-18, Елена Д.
Интересно. Попробую на своем семилетнем оболтусе))) Я подобным методом регулярно "снимаю" всякие хочухи/нехочухи, а вот руководить деятельностью не додумалась.
Директивы он не воспринимает категорически, уходит в глухую оборону в лучшем случае или активный протест в худшем, хотя прекрасно знает, что кончится это плохо для него (и нам не легче), но характер такой.
2012-04-19, ребенков много не бывает
Почему перед современными детьми нужно разыгрывать целые спектакли чтобы они выполняли свои простые обязанности? Почему "важные вещи вскользь"? Я вот, все говорила прямо и ребенок в обморок не падал, а шел и делал.Сейчас ему и говорить не нужно. А неубранную кровать вообще терпеть не могу.
2012-04-17, заведующая
На самом деле, по-моему, если такая полушутливая манера общения в семье не принята, то научиться этому невозможно... а, главное, бессмысленно, имхо. По-моему, надо с ребенком общаться, а не актерское мастерство постигать...
2012-04-17, УникаЛьнаЯ
Поделитесь:

16.04.2012
Обновлено 16.09.2017
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Поблагодарите сумку. Наведение порядка по методу
Поблагодарите сумку. Наведение порядка по методу "КонМари"
Эксперт по уборке: почему каждой вещи нужно свое место
Как навести порядок в шкафу для одежды: выбрасываем, отдаем, продаем
Как навести порядок в шкафу для одежды: выбрасываем, отдаем, продаем
Хитрости хранения вещей: вакуумные пакеты и много вешалок для одежды
Каждой вещи – свое место. Даже проездному билету
Каждой вещи – свое место. Даже проездному билету
Наведение порядка – раз и навсегда. Зачем каждый день разбирать свою сумку
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!