Учителя давно бьют тревогу - школьники разучились читать. Забывают имена главных героев, не могут процитировать поэтов, путаются в литературных терминах... Какие еще типичные ошибки совершают абитуриенты?
Задачи для любителей словесности
Обычно на устном вступительном экзамене по литературе за пересказ произведения, даже очень подробный, ставится двойка - это вам скажут на любой консультации. Но почему-то школьники, поступающие на гуманитарные специальности, в большинстве своем твердо убеждены, что основа хорошего ответа - занудливо подробный пересказ произведения, и с этого обычно начинают свое выступление, независимо от того, как был сформулирован вопрос.
Основа хорошего ответа - качественное знание текста анализируемого произведения.
Чтобы успешно сдать экзамен, абитуриенту нужно решить несколько задач, причем одновременно:
- показать знание текста и понимание литературного произведения
- продемонстрировать умение анализировать текст в рамках конкретного вопроса
- отобрать необходимый материал и расположить его в соответствии с логикой построения вашего ответа. Не забудьте о высказываниях критиков и литературоведов
- хорошо оформить свое выступление: богатая лексика, владение ораторскими приемами, интонация и даже определенная мимика могут украсить любой ответ.
Каждая из этих составляющих требует вдумчивого подхода и длительной тренировки.
Вступительный экзамен по литературе. Читаем, думаем, спорим
Заранее познакомьтесь с программой выбранного вуза. Будьте готовы к неожиданным сюрпризам: в списке произведений, на основе которого формируются вопросы билетов, будет немало таких, которые вы в школе не изучали. Отсюда вывод: программу надо взять в 10-м классе и последние летние школьные каникулы посвятить чтению. Тексты нужно не только прочитать или перечитать, а отметить интересные примеры и сделать в книге закладки, на которых кратко пометить, как развивается сюжет произведения или характер героя. В дальнейшем это вам здорово поможет - когда вы начнете "подгонять" произведение под вопросы экзаменационных билетов последних лет.
Преподавателям всегда интересно, что именно вы думаете о произведении и что чувствовали, когда его читали. Хорошо, если вы не будете давать категоричных оценок, резких характеристик и выносить "окончательное решение": русская литература не столько решает, сколько ставит вопросы, поднимает проблемы. Художественные произведения зачастую неоднозначны, разноплановы. О чем, например, стихотворение А.С. Пушкина "К морю"? О любви к природе? О свободе и прощании с мятежной юностью? Произведение надо понять, а для этого необходимо читать критику, статьи литературоведов и отзывы писателей. Но только после того, как вы прочитаете произведение и составите свое мнение о нем, - любая интерпретация, традиционная или оригинальная, должна опираться на хорошее знание текста произведения. Вспомним, например, как подробно разобрана пьеса А.С. Грибоедова "Горе от ума" в статье И.А. Гончарова "Мильон терзаний", как много становится "на свои места" после ее прочтения.
Если вы согласны с афоризмом "в споре рождается истина", то "выслушав" мнение каждого критика, только утвердитесь в своей позиции. А как это чувствуется на экзамене! Человека, у которого нет собственного взгляда, очень легко сбить, запутать. К тому же у вас есть прекрасная возможность освоить беспроигрышный прием: ответив на вопрос, в заключение приведете слова двух-трех критиков, а на основе этого предложите уже свое решение вопроса. На экзаменаторов этот прием производит самое благоприятное впечатление.
Не путайте понятия
- первый вопрос - XIX век, второй - XX век
- первый - поэзия или драматургия, второй - проза
При подготовке особое внимание уделите освоению литературоведческих терминов. Слова "фабула", "гипербола", "кульминация", "метафора", "октава", "ремарка", "синекдоха", "спондей", "эпитет", "троп" и др. должны не только непринужденно слетать с вашего языка, но и органично ложиться на текст вашего ответа. Иначе вы можете попасть в смешную ситуацию. Когда, например, абитуриентку, отвечавшую по лирике А. Фета, спросили, что такое амфибрахий - она цитировала строчки:
"Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть".
Преподаватели своим наводящим вопросом хотели помочь перейти к анализу стихотворного размера. "Амфибрахий? - удивилась девушка, - это место, где живут амфибии".
Освоить необходимый минимум теоретических понятий крайне важно. Не зная теории литературы, вы можете не понять вопрос билета. Например, первым вопросом у вас будет "Сюжет и композиция "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова", а вы даже не знаете отличия сюжета от композиции.
Подготовка к экзамену. Советы экзаменаторов
Сергей ЛЕОНОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета:
- До экзамена осталось не так много времени. Тем, кто только начинает готовиться, логичнее всего взяться за литературу XIX века - вопросы по этому периоду содержатся практически во всех билетах.
- Ограниченность лексики: "Писатель интересно написал это интересное произведение, и мне интересно было читать произведение этого писателя"...
- Бессвязность ответа - мысль перескакивает с одной темы на другую: "Пушкин написал послание "В Сибирь" своим друзьям-декабристам, и он очень ценил дружбу, а когда он был на юге, написал "К морю"...
- Обилие речевых и стилистических ошибок в речи абитуриента: "не играло значения", "ниже любой критики", "принять ко вниманию", "согласно приказа" и т. п.
- Слова-паразиты настолько засоряют речь, что смысл теряется: "как бы", "вот", "он типа убил"...
- Откровенный сленг, который многими преподавателями воспринимается как насмешка: "Печорин сыграл роль группы захвата и замочил казака"
Не обойтись на экзамене и без знания историко-литературных фактов. Их можно почерпнуть из учебных пособий. Пользоваться лучше добротными университетскими изданиями, гарантирующими качество изложенной информации. Хороши в этом смысле пособия для абитуриентов, выпускаемые МГУ и содержащие материалы по каждому из программных авторов.
Что касается минувшего столетия, то для его изучения я бы посоветовал книгу Л.Я. Шейнберг и И.В. Кондакова "От Горького до Солженицына", учебник Н. А. Поповой "Русская литература XIX века (первая половина)". Найти пособия по литературе новейшего периода не просто. Зная это, экзаменаторы нашего вуза предлагают поступающим лишь общие вопросы. Например, "Какое произведение современной литературы кажется вам наиболее ценным?". Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, нужно быть в курсе текущего литературного процесса и уметь аргументировано изложить свою точку зрения, имея в виду, что вас спрашивают именно о художественной ценности книги. Вряд ли на это претендуют современные бестселлеры о жизни богатых и знаменитых.
Надежда Семенова, председатель предметной комиссии по русскому языку и литературе Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова:
- Как показывает практика, именно незнание авторского текста - самая большая беда поступающих. Сегодня приемная комиссия уже не удивляется тому, что абитуриенты пытаются говорить о произведении, опираясь лишь на сильно урезанный хрестоматийный материал или рассказывая о своих впечатлениях об экранизации того или иного художественного произведения.
Еще хуже обстоят дела со знанием поэзии. Больше всего затруднений вызывают задания, в которых требуется прочесть наизусть и проанализировать стихотворение. Я уже не говорю о том, что сегодня трудно встретить выпускника, умеющего с выражением читать стихи. Нынешние абитуриенты, как правило, не могут даже запомнить стихотворение до конца. Но хуже всего то, что многие попросту не различают авторов. Нередки случаи, когда поступающие путают поэтические тексты Пушкина и Есенина. А знание современной поэзии оставляет желать лучшего. Лишь некоторые абитуриенты могут рассказать о творчестве, например, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и процитировать текст.
Так что единственный и главный совет, который я могу дать тем, кто сейчас готовится к поступлению, - вдумчиво читайте художественные тексты. А к вопросам по теории литературы можно подготовиться с помощью справочников:
- Современный словарь-справочник по литературе под ред. С.И. Корнилова, (Москва, 1999 г.)
- Энциклопедический словарь юного литературоведа под ред. В.И. Новикова (Москва, 1987 г. и др.) и т.д.