Время перед Рождеством всегда было наполнено особым смыслом. В эти дни традиционно помогали бедным, занимались благотворительностью. Как может выглядеть это «время добрых дел» в наши дни в обычной семье? Для своих детей я придумала «Неделю добрых дел».
На альбомном листе напечатала таблицу из двух столбцов. В первом столбце указаны дни недели, а во втором — добрые дела, которые вы можете придумать сами или вместе с детьми. Важно, чтобы задания нравились ребенку, и он с удовольствием их выполнял.
Напечатанную таблицу я украсила подходящими по тематике наклейками и повесила на холодильник. Каждый день дочка читала, что же ей предстоит сделать. Я не хотела ограничиваться простым напоминанием, поэтому мы каждый день обсуждали, как задуманное доброе дело украсит жизнь, почему его важно сделать.
Понедельник: «Нарисовать папе рисунок». Пока дочка устраивалась рисовать, я говорила ей о том, что папа очень любит ее и братика: «Папа играет с вами, ходит гулять, читает книжки, приносит сюрпризы, которым вы очень радуетесь... Давай и мы порадуем папу: нарисуем ему красивый рисунок. Ему будет приятно, когда он уставший придет с работы».
Вторник: «Посадить цветочек». Я купила новый цветочный горшок и затеяла пересадку цветов. «Посмотри, наш цветок вырос, и в прежнем горшке ему уже тесно жить. Давай-ка вместе поможем цветочку „переехать“. Мы польем его, протрем его листики, чтобы ему было легче дышать. Цветочек почувствует, что мы заботимся о нем, обрадуется и расцветет».
Среда: «Сделать кормушку». Показываю, сколько снега намело за окном, и рассказываю, что птицам теперь будет все труднее добывать корм. Задумываюсь: «Как же им помочь?». Соня: «Мама, мы же можем сделать кормушку! Воробьям будем сыпать крошки, оставшиеся от обеда, а синицам можно сало дать». Мастерим самую простую кормушку и вешаем ее во дворе дома.
Четверг: «Почитать братику книжку». Маленьких непосед не так легко уговорить почитать. Но стоит проявить немного фантазии, и ребенок с удовольствием откликнется. Наш маленький Андрюша пока не разговаривает, и я «детским» голосом начала говорить вместо Андрюши: «Сонечка, сестричка, я нашел интересную книжку. Почитай мне, пожалуйста, сказку. Ты так здорово читаешь. Мама говорит, что у тебя лучше всех получается».
Сонечка смеется, а вместе с ней и Андрюша. Им смешно, что мама говорит, как маленькая, но тем не менее оба включаются в игру. Соня берет книжку, а Андрюша от радости тащит еще три. Соня читает.
Пятница: «Пропылесосить в комнате». Мои малыши насорили в комнате (впрочем, как всегда). Для того чтобы затеять совместную уборку, решаю прибегнуть к помощи вымышленного персонажа — Вреднюшки. Сижу на диване и плачу. Бегут Андрюша с Соней: «Мама, ты почему плачешь?». «Как же мне не плакать! Посмотрите, что случилось с нашей комнатой! (Оба молчат, как будто это вовсе и не они намусорили.) Снова прибегала Вреднюшка и устроила беспорядок. Как же мне успеть все убрать?». Соня в ответ предлагает помочь пропылесосить. У Андрюши — самое ответственное задание: включать и выключать пылесос.
Суббота: «Испечь булочки». Вместо булочек решили печь пряники к Рождеству — их подарим на праздник родным и друзьям. На выходные к нам приехала двоюродная сестренка, и девочкам очень понравилось украшать пряники глазурью.
Воскресенье: «Проведать бабушку». Накануне читали стих про бабушку, и я рассказывала о том, почему пожилым людям особенно необходимо внимание. Чтобы наша бабушка чувствовала и знала, что мы ее любим, мы каждый день звоним ей, спрашиваем о ее здоровье. Когда навещаем бабушку, всегда привозим ей продукты и предметы первой необходимости. Наградой детям становятся добрые слова бабушки и ее счастливая улыбка.
Вот так мы опробовали на себе «Неделю добрых дел». Дети почувствовали, как это приятно — сделать что-то для других, а я смогла им рассказать о том, о чем в суете будней мы часто забываем: о знаках внимания близким.