С поступлением ребенка в школу и началом обучения у родителей связано очень много тревог. Как ребенок адаптируется? Какую школу выбрать? Справится ли с нагрузкой? А готов ли он к обучению? Все чаще родители обращаются с этими вопросами к детскому нейропсихологу. Грамотный специалист может качественно определить сильные стороны в работе мозга и психики ребенка и подсказать, что делать со "слабыми звеньями".
Что необходимо ребенку для успешного обучения в школе?
Общаться с другими детьми и со взрослыми, находить общие интересы, следовать правилам игры. Это так называемая социальная готовность.
Подчиняться в своей деятельности значимому взрослому (педагогу, родителю), уметь выполнять задания познавательного характера, а не только играть. Это мотивационная готовность.
Хорошо распознавать эмоции сверстников и обозначать свои, адаптироваться к новым условиям, осознавать свое положение в обществе. Это эмоциональная готовность.
Уметь внимательно слушать, различать звуки родного языка, определять место звука в слове, правильно произносить все звуки родного языка, иметь хороший словарный запас, выполнять простые мыслительные операции. Это когнитивная готовность.
Хорошо владеть своим телом, уверенно бегать и прыгать, сидеть с прямой спиной в течении 7–10 минут. Ловить мяч, кататься на велосипеде и, возможно, уметь плавать. Это физическая готовность.
Каждый вид готовности можно разбирать подробно по отдельности. Но даже в общем понятно, что ни за полгода, ни тем более за 3 месяца подготовить ребенка к школе невозможно.
Всему свое время!
Переход к новым условиям жизни идет от рождения до поступления в первый класс.
Есть такое понятие — "синдром обкрадывания": под подготовкой к школе родители и, к сожалению, многие педагоги понимают лишь обучение навыкам чтения, письма и счета. А мы уже говорили выше, что гораздо важнее полноценная сенсорная стимуляция и разностороннее развитие ребенка, которое происходит в основном во время игр и активного познания окружающего мира.
Доходит до того, что к школе начинают готовить с 3 лет, при этом делают это, не опираясь на законы развития психики и мозга. Идет имитация процесса обучения, когда трех-четырехлетних детей усаживают за парты и дают выполнять задания в прописях.
Заниматься за столом можно и нужно, но всему свое время. И с маленькими детьми нужно заниматься не прописыванием элементов букв, а лепкой, вырезанием, рисованием.
Умение общаться
Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к процессу обучения, ему нужно уметь общаться с детьми и взрослыми. Чтобы научиться коммуницировать в дошкольном возрасте, необходимо обеспечить эти возможности.
Что это может быть?
Современные дети практически не гуляют самостоятельно во дворах, это данность.
Что давал двор ребенку прошлых лет? Умение устанавливать контакты с детьми разного возраста.
Формирование саморегуляции: если хотелось участвовать в игре, нужно было принимать правила и следовать им.
Развитие ловкости и чувствование собственного тела: дети много бегали, прыгали, лазали и т.д.
Все это формировалось в естественных условиях, и родителю не нужно было озадачиваться этими вопросами.
Физическое развитие - основа
Современные реалии другие, дворы с их играми- прятками и казаками- разбойниками ушли в прошлое. Но есть альтернативы: кружки, секции, игровые зоны, где ребенок может развивать навыки спонтанной игры, что очень важно.
До школы необходимо обеспечить полноценное физическое развитие — это основа концентрации и усидчивости. Вспомните себя: если вы длительное время сидите за компьютером и не двигаетесь, не выходите на улицу, как вы себя чувствуете?
Сидячий образ жизни противоречит биологическим законам детского развития. Тело ребенка нуждается в движении, приобретении и тренировке двигательных умений. Активность мышц, суставов, сухожилий дает силы и активацию мозгу.
Игра – ведущая деятельность до 6 лет
Игра — в дошкольном детстве — это основа основ. Не зря в психологии существует термин "ведущая деятельность", то есть та, которая ведет за собой развитие. В возрасте от 3 до 6 лет ведущая деятельность — это игра.
Игра должна быть разная. Например, спонтанная, когда ребенок сам придумывает сюжеты, выбирает игрушки.
Некоторые родители не видят ценности спонтанной игры детей, считают это ненужной тратой времени. Однако это совсем не так.
Спонтанная игра дает развитие творчеству, помогает проживать эмоциональные переживания, сбрасывать напряжение, усваивать социальные навыки.
Кроме спонтанной игры, существуют игры с правилами и настольные игры. Здесь у взрослых возникают уже такие вопросы: "А если я не хочу играть?" или "А если у меня нет времени играть с ребенком?" И это нормально — не хотеть играть с ребенком, но тогда нужно найти место, где его научат играть в игры с правилами и настольные игры.
Зачем это нужно и какое это имеет отношение к школе?
Игра с правилами развивает у ребенка функции саморегуляции, то есть лобный контроль, и делает это в естественных условиях. Игры с правилами есть подвижные, где ребенок научается контролировать свои телесные импульсы, а это профилактика неусидчивости. А есть настольные, которые готовят малыша к необходимости удерживаться за столом некоторое время, помогают развитию свойств внимания и памяти, формируют логическое мышление.
Необходимые умения
Кроме различных видов игр до школы, необходимо уделять внимание развитию ручных умений: лепке из пластилина, изготовлению аппликаций, конструированию, рисованию различными материалами.
Многие скажут: этому же учат в детском саду! Конечно, если ваш малыш посещает качественное дошкольное учреждение, тогда можно не беспокоиться.
Однако в моей практике я часто сталкиваюсь с детьми, которые в 5 лет не умеют даже шарик из пластилина скатать, в 6 не знают, как удерживать ножницы, не то что вырезать по контуру. А это очень важные и необходимые умения.
Вырезая ножницами, склеивая детали фигур, изготавливая простые аппликации и поделки из пластилина, дети развивают ловкость пальчиков и кистей рук, что необходимо для освоения навыка письма; формируют зрительно- моторную координацию, то есть возможность слаженно и точно выполнять действия с небольшими предметами, это также является подготовительной базой для овладения письмом и математикой; развивают глазомер и чувство объема, веса и размера объектов, что важно для овладения математикой, а в последующем геометрией и физикой.
Именно эти элементарные виды деятельности: игра, физическая активность, лепка, рисование, конструирование, чтение сказок и стихов — закладывают необходимую и достаточную базу для успешного обучения в школе.
Поэтому готовить к школе нужно не обучая чтению и письму в 3 года, а занимаясь систематически теми видами деятельности, которые сообразны биологической природе созревания нервной системы и психики ребенка.