Главный урок Марии Монтессори

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (118 оценок)

Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия.

Раннее развитие

Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на педагогов-сторонников этой системы. И неудивительно: ведь ключевой слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори — это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей, как фея Бастинда — чистой воды, панически боялись диктаторы всех времен.

Мария Монтессори — поистине дитя своего времени. Родившись в 1870 году, она уже в раннем отрочестве начала борьбу за право женщины получать образование наравне с мужчинами, поступив сначала в мужскую гимназию, а затем и в университет. Закончив его в 1896 году, она становится первой в Италии женщиной — доктором медицины. Еще в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми, обездоленными изгоями общества, лишенными не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла.

Пораженная до глубины души, девушка решает посвятить себя лечению и обучению этих детей. Но что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями, дети, которых отвергло общество, оказались в иной среде? Быть может, если бы они не были заперты в стенах больницы, имели игрушки и книжки, если бы им уделяли внимание взрослые, родители и педагоги, они смогли бы догнать в развитии своих здоровых сверстников?



В те годы это были поистине крамольные мысли: до двадцатого века психически больных людей не лечили, а лишь изолировали в психиатрических лечебницах, условия жизни в которых мало чем отличались от тюремных, и уж, тем более, никому не приходило в голову видеть в них личность.

И все же, Мария Монтессори решает попробовать. Сначала она ведет исследования в институте экспериментальной психологии при Римском Университете, а в 1900 году возглавляет только что открывшуюся отртофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Так Мария Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия.

Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда, спустя некоторое время, оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Но если даже дети, которых до сих пор считали необучаемыми, добились таких успехов, то что же говорить о здоровых? И Мария Монтессори решает открыть школу для обычных детей, которые, как она считает, оказались теперь в гораздо худшем положении, чем ее маленькие пациенты. И в 1907 году в одном из беднейших предместий Рима отрывается первая Монтессори-школа, знаменитый Дом Ребенка.

Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса Ее Величество Парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори-классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.

День за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «Золотой материал Монтессори».

И все же, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но где ее взять? Ведь невозможно же приставить по учителю к каждому? Тем более — Доме ребенка Марии Монтессори, который, как мы помним, находился в беднейшем рабочем квартале. И все же, сама Мария Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Каким образом? Она просто предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься развивающей среде, созданной педагогами.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Но — свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти столетие назад, когда «большой мир» был еще ох как далек от демократии в нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

В Монтессори-школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разного возраста. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Умудренные опытом старшие учат младших, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, помогают. Да-да! В этой удивительной школе дети сами учат друг друга! А что же делает учитель? Он пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные затруднения в работе.

Комната, в которой располагается монтессори-класс, разбит на пять зон, в которых сгруппирован тематический материал. В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. В зоне сенсорного развития ребенок различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции. В языковой зоне дети учатся чтению и письму. И, наконец, остается зона, которую чаще всего называют «космической». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два — и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Можно было бы сказать еще немало хороших и добрых слов в адрес великого педагога и гуманиста Марии Монтессори и ее системы воспитания. Но эти замечательные слова вы во множестве найдете на специализированных сайтах (в частности, http://www.montessori-center.ru). А нам бы хотелось, все-таки, остановиться и на минусах, которые, как это ни прискорбно, есть и в этой системе.

Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. Конечно, в отличие от вальдорфской системы, здесь нет такого тотального идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.

А ведь на самом деле — и это убедительно доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования последнего столетия — без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика и детское художественное творчество, в частности, рисование, Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех „каляки-маляки“ всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса.» Дальше все тот же автор пишет: «Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью». Думается, комментарии здесь излишни...

Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. Если в вальдорфских детских садах волшебные сказки — это единственные литературные произведения, которые разрешено читать детям, то Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори-педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем — это отнюдь не одно и тоже. При таком отношении к книге ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд.

Но все же, безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. Знаменитые рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.

И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово системы Марии Монтессори: «свобода». Свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень свободы.

Прочитайте внимательно труды великой Монтессори и попробуйте увидеть своего ребенка ее глазами: он уникален и неповторим; он наделен от природы безграничными возможностями и жаждой познания, и задача любящих мудрых родителей — уважать право малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот — главный урок Марии Монтессори.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Английский с носителем или с русскоязычным педагогом? Все плюсы и минусы
Делимся плюсами и минусами изучения иностранного языка с англоязычным преподавателе
Оставить комментарий к статье "Главный урок Марии Монтессори "

Вы не авторизованы.

Я не согласен: напротив, это самое эмоциональное описание плюсов и минусов системы Монтессори, какое я где-либо и когда либо встречал. Хотя я и восхищён Марией Монтессори, но истина и дети мне дороже.
Из самого текста этой статьи следует, что, в первую очередь, система Монтессори - самая тоталитарная их всех систем, которые когда-либо были созданы, кроме школьной. И автор сама убедительно описывает, как тщательно прорабатываются механизмы роботизации детей у Марии Монтессори. Почитайте внимательно!
Самое интересное: что эмоции автора заслоняют элементарные ошибки: Монтессори в основном занималась с детьми до 8 лет - какие могут быть парты в детском саду? За всю жизнь ни в одном саду я не видел парт... получается, что, наверное, автор хочет сказать, что парты в детских садах были до 1907 года?
Что касается политических эмоций автора, то тут это - очевидно, незаконный приём: то школы закрывались не из-за великолепной и по сути тоталитарной методики Монтессори, а из-за того, кто возглавлял эти школы, точнее, детские сады и только потом - школы... Эти школы использовались в своих политических интересах сектами и прочими формальными и неформальными образованиями, что происходит и сейчас:
путём "монтессори центров" роботизируют население России, США и других стран.
Если говорить объективно и безо всяких эмоций, то каждому родителю необходимо знать три главных урока Монтессори педагогики:
1. Монтессори педагогика подавляет творческое развитие. Наверное, именно поэтому сегодня повсюду навязывают Монтессори, так как творческих личностей нынешним правителям не нужно. Это доказывают все факты и обстоятельства создания "Домов ребенка", о которых автор статьи не договаривает. Кстати, в статье о подавлении творческого начала в монтессори-центрах правильно сказано, но очень мало, к тому же почему-то это скрыто эмоциями и высокими словами "о подавлении свободы"! О какой же свободе можно вести речь, если Монтессори подавляет главное: творчество!! - простите за эмоцию. Разве это не есть высшая свобода для ребенка? Итак, "главный урок", который на самом деле автор только приписывает "железной Марии", вовсе не некая "свобода", а подавление свободы развития творчества.

2. Второй урок: Монтессори педагогика на сто лет задержала развитие раннего развития, поскольку Мария Монтессори отрицала и своего ребенка отдала в приют сразу после рождения, так как считала, что в раннем возрасте заниматься с ребенком бесполезно... Так что здесь со свободой дела обстоят тоже, с точностью "до наоборот"... Автор ошибается, что Монтессори прикрывали тоталитарные диктаторы: "Монтессори" прикрывали повсюду, в основном из-за того, что не хотели развития (или усугубления) демографического кризиса, хотя методика самая тоталитарная по сути, из всех! Эмоциональная пропаганда Монтессори очень опасна потому, что женщины влюблялись в личность Монтессори и неосознанно могут поступать так, как поступила она со своим ребенком... К сожалению, такой факт, имеет гигантское психологическое значение: Монтессори бросила своего единственного ребенка, тогда как, например, подлинные основатели "раннего развития" Борис и Лена Никитины родили и основали, отработали многие методы раннего развития и укрепления здоровья и развития интеллекта с самого рождения с семью (7) детьми, сняли об этом фильмы написали книги, и теперь растут 25 внуков...
Так кто, на самом деле, за какую свободу?
Как ни хвалит автор Монтессори, для миллионов девушек и матерей получается по факту, что Монтессори была за ... свободу от детей. Тем более что Монтессори категорически и по факту была против раннего развития! Так что когда мы занимаемся пропагандой Монтессори, то в явном виде занимаемся нейролингвистическим программированием малодетности, вырождения и т.п. - поэтому и все другие руководители ВСЕХ стран были против имени Монтессори... Хорошо бы из неплохой этой статьи убрать эту плохую, точнее, несусветную глупость насчет "ненависти тоталитарных тиранов".
3. Третий урок Монтессори: она показала, что даже элементарный научный подход позволяет решить множество проблем, о которых "традиционные педагоги" даже и не помышляют, так как используют самые худшие "традиции". Вот этот урок позволяет многим монтессорианцам двигаться дальше, успешно решать многие проблемы.
Большое спасибо, что прислали мне эту статью.
Я думаю, что за эмоции я бы поставил статье "пятерку", ну, а почти весь материал, к сожалению, надо воспринимать, увы со знаком "наоборот".
Думаю, что виноваты в этом именно эмоции и журналистский подход в столь серьезным вопросам, как раннее развитие. Никакого отношения Монтессори к раннему развитию не имела, напротив! - это урок для автора. Впрочем, я оправдываю это эмоциональным восприятием автора личности Монтессори и целью "правильно" направить очень эмоциональную аудиторию сайта Даниловой, еще раз обратить внимание на рамки и вкладыши и против этого я особо не возражаю, хотя они, для обычных детей, воспитывающихся в домашних условиях, совершенно излишни... Правильно говорил Никитин: зачем они нужны, когда дома, даже в самой малоимущей семье у ребенка имеются ботиночки, множество кастрюль, натуральных "рамок" и "вкладышей"... и т.д. т.п. Во сто крат полезнее идти вперёд, а не назад, в беспризорное детство, и давать детям интеллектуальные игры Никитина. Но об этом уроке фактической "дебилизации по Монтессори" автор почему то умалчивает.
Надо было сказать, что метод Монтессори уж очень чрезвычайно устарел по сравнению с играми и рекомендациями Б.П. Никитина и методикой Зайцева, по меньшей мере.
В целом я конечно против этой статьи, так как против порабощения и роботизации детей - а это и есть, на мой взгляд, самый главный урок Монтессори. :)
Первый же отзыв на статью показал, что нас, в «Раннем развитии» опять отбросили на сто лет назад…
И ещё - надо как можно чаще обсуждать эту тему :), чтобы авторы, наконец, разобрались, что к чему и не дезинформировали родителей, идущих в раннее развитие. :)
2009-05-22, Друг и товарищ
Против развития творческих способностей была Мария Монтессори - это главное в статье. И разве Вы с этим согласны?
1. Я тоже тщательно изучал педагогический опыт и подход Монтессори. И вместе с Вами рад за неё и т.д. и т.п. Вряд ли кто, включая автора статьи, мог бы написать о ней столько же положительного, сколько могу я рассказать. Но именно из-за этого положительного я боюсь за Вас и детей. Потому что недруги детей - глобалисты - понимают, что современные родители - люди непростые, на мякине не проведешь. Поэтому в ход пускается Монтессори - лучшее, что было в XX веке до Никитина (Доман - не в счет, намного примитивнее).
Вдумайтесь ещё раз в мои возражения - я не возражаю и не критикую то положительно, что имеется в "методе Монтессори". Я обращаю внимание на то, что с бочкой мёда ребенок получит ложку яда, который навсегда сделает ребенка роботизированным, неспособным к творчеству!
Способности к творчеству - это есть высшая свобода.
Поэтому, если убрать эмоции, то всем очевидно, что метод Монтессори делает человека в высшей степени несвободным!
2. Об это пишет и сама автор статьи - обратите внимание. То есть восхваление Монтессори - это как раз та самая чудовищная ложь, которой могут поверить. Помните о Геббельсе: "Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят". Кроме того, спросите любого специалиста: пропаганда Монтессори кодирует молодых мамочек не рожать детей и отдавать их в приют, как поступила она. Разве это хорошо?
3. Ещё необходимо уточнить, что если анализировать по фактам, то автор выступает против глобалистов. На сегодня доказано, и вся Европа, Япония, Индия и Китай и многие в США знают, что все войны и революции в XX веке, начиная с русско-японской войны и "русской революции" 1905 года, в также "буржуазные", "красные", "коричневые", "розовые", "бархатные", "рыжие" революции 1917 года, а также устанавливаемые после них "псевдокоммунистичес­кий режим" в СССР, "нацистский рейх" были спланированы, осуществлены и созданы по заказу "глобалистов".
Известны все подробности и документы, ссылки и сайты в Интернете, кем и как это делалось на деньги Ротшильдов и других глобалистов, которые сегодня стремятся зачиповать население "золотого миллиарда" и остальных в несколько раз "сократить", включая Россию, Африку и многие другие страны. Вот это и есть настоящий современный фашизм.
Об этом теперь всем родителям можно посмотреть и в этом самим убедиться, скачав документальные фильмы, например "Дух времени", части 1,2,3.
Поэтому глобалистами центры Монтессори поддерживаются и пропагандируются в тех странах, где глобалисты хотят сократить население и сделать его неспособным к творчеству.
Вот и вся правда насчет метода Монтессори, у которой, напоминаю, был один ребенок, да того она сдала в приют сразу после рождения. Ну, а против развития творческих способностей, Монтессори сознательно и профессионально выступала и создавала эту методику - об этом пишет автор сама статьи. Всё остальное - второстепенно, поэтому любой сведующий и думающий специалист скажет, что "методика Монтессори" - это ложка смертельного яда в бочке отменного меда.
И здесь нет ничего личного - только интересы детей и родителей.
Возникает вопрос: удастся ли разделить, убрать ложку яда из бочки мёда?
Лично для меня очевидно - статья автора доказывает, что это - невозможно.
Ваша реплика в защиту Монтессори тоже доказывает, что это невозможно - харизма действует магически?
Как же преодолеть мнтесорианский застой?
Удалось это сделать только Борису Павловичу Никитину, в период с 1957 по 1968, 1970 годы.
Против Монтессори боролись ещё Доман и Тюленев.
Все остальные - благоговели и трепетали.
Я, наконец, сам начал читать и всё больше убеждаюсь: всё, что есть у Монтессори в дорогостоящих детских садах, у Никитиных реализовано бесплатно в малоимущей даже по тогдашним меркам семье! Лена Никитина работала библиотекарем, мне говорили тогда это з.п. около 110 рублей, а Борис Павлович - работал инженером, зарплата от 115 - 140 руб.
Они не отдали детей в приют, а родили семерых
Совсем другое дело, что тоталитарное государство всеми силами и всеми своими тоталитарными психологами, журналистами, тоталитарными "Комсомольскими правдами", "Московскими комсомольцами" противилось появлению гениальных детей!
На гениальных детей Никитина обрушилась вся тоталитарная система СССР, и они вынуждены были запрятаться, как того потребовала их мама, Лена Никитина. Ей надо было сделать так, как сделала Юлия Князева, которая, по её словам в первых интервью, воспитывала и обучала известных "сестер Князевых" по книжкам Никитиных.
Так что я ещё больше убеждаюсь, пропаганда "методики позднего развития" Монтессори - это шаг на пятьдесят (50) лет назад, по сравнению с системой раннего развития Б.П. Никитина. :)
Давайте сравним показатели физического развития, IQ воспитанников Монтессори и Никитина? Это можно сделать хотя бы по книгам...
2009-05-28, Друг и товарищ
Я тоже обращаю внимание на то, что Мария Монтессори никакого отношения к истинной свободе детей и будущих граждан – к раннему развитию, действительно, не имеет!
Приведу возражения имевшие быть тут на этом сайте.
Это очень важно знать!
"Так, во всех своих работах Мария Монтессори отрицает даже саму возможность раннего развития. Она убежденно пишет: "В пространстве от нуля до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая - от рождения до трех лет - характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно". - цитирую по книге: М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", "Разум ребенка. раздел Стадии роста). М., "Карапуз", 2001. стр. 94. И так - во всех её книгах!
Естественно, что такие взгляды итальянского педагога отстают, по меньшей мере на сто лет. Почему? Я согласен с теми, кто объясняет это требованиями инвестора, который финансировал молодого итальянского врача и создал для выполнения своей задачи около 50-ти "Домов ребенка", представлявших собой интернаты для брошенных детей - по нашему: "Детских домов". Иначе говоря, цель Монтессори была готовить рабочих, по сути роботизированных настолько, чтобы они и не помышляли ни о каком творчестве. По сути, это благородная задача, кладезь для итальянских фабрикантов и промышленников: воспитать роботов, умелых и добросовестных, не знающих что такое "игра" и не болеющих игроманией. Именно этим объясняется избыточность "метода Монтессори", официальный запрет в уставах Монтессори - центров слова "игра", замена его на слово "работа" в официальных и настоящих Монтессори - центрах.
Естественно, никаких выдающихся результатов эта система не давала и не могла дать - то же самое было в советских детских садах, только в урезанном виде.
Проще говоря, если монтессори - детские сады готовили роботов, то советские сады всяческими "педагогическими методами" стремились просто задержать развитие и замаскировать эту задержку интеллектуального развития ребенка в возрасте от 0 до 7 лет...
Что же касается действительно возникновения свободы, то есть истории раннего развития до 3-х лет, то впервые публично пропагандировать это самое раннее развитие и его практические результаты начали именно Никитины в 1968 году с книгой "Мы и наши дети", "Детство без болезней". Мне кажется, что у Никитина "заимствовала" некоторые идеи раннего развития Хилтунен и почему-то присвоила их ... Марии Монтессори - которая умерла где-то в 1953 году, и не могла авторитетно возразить.
По логике вещей, этот симбиоз Никитина и Монтессори она должна была бы назвать "Хилтунен - педагогикой", но, видимо из-за скромности "подарила" идеи Никитина имени Монтессори. Тогда на Никитиных за "раннее развитие" все нападали, и возможно Хилтунен решила спрятать эти идеи под недосягаемым заморским именем "Монтессори"?
Так, с "легкой руки" Хилтунен идеи Никитина стали ассоциировать с Монтессори, никакого отношения к раннему развитию не имеющей. ..."
Правильно, если раннее развитие - свобода для ребенка, то Монтессори никакого отношения к этой свободе действительно, не имеет.
Может у Хилтунен спросим, как это всё получилось?
Кажется, её муж, журналист и она сама многократно бывали у Никитиных в 60-70-х годах да и в 80-х, 980-х годах тоже ...
2009-05-22, Елена Викт
Полностью согласна с автором статьи.

Тоталитарным режимам не нужны талантливые дети. Тоталитарным режимам не нужны думающие люди вообще. Тогда ведь все были под колпаком. Кто был талантлив или умён того и репрессировали. Кто таких пытался растить талантливых и умных разгоняли. И вдвойне репрессировали. Нужны были рабы, выполняющие свои функции и не задающие вопросов.

А Мария Монтессори мало того, что воспитывала именно думающих, свободных и талантливых, так ещё и в первых центрах постороила своего рода коммуну, где дети отлично справлялись и главное коллективно - таких не будешь кормить строительством коммунизма, капитализма, третьего рейха и тд - они кстати и стали в итоге все достаточно известными - каждый в своей области. И до последнего помогали друг другу и были вместе. Причём никакой идеологии и политической темы в этой комунне не давалось. Мария Монтессори была вообще противником насилия. А что есть ТОТАЛИТАРНЫЙ режим как не насилие? И зачем такому режиму противники насилия, противники этого режима в будущем? Они же даже свергать его не станут, просто уйдут от него подальше и где гарантии, что они не построят то самое "идеальное общество" легандами о котором кормили свой народ все тоталитарные режимы? И туда уйдут все остальные со временем. Ну это грубо говоря, но думаю именно этого больше всего и боялись. Ведь дети действительно начинают раньше читать-писать. Действительно есть польза от этой методики и она очевидна.

И ещё такой может факт. Монтессори педагоги в прошлом столетии учили ВСЕХ детей. Если бы только арийских или элитарных детей какой другой власти, то никто бы их не гнал ;)
2009-05-26, ludmilamila
Из обсуждения получается, что стоит в обсуждаемой статье статье уважаемому автору порекомендовать заранее предупредить всех работников центров-монтессори: только при самой антинародной или недалёкой власти возможно сколь длительное процветание этой тоталитарной, антимногодетной и антитворческой методики: едва Медведев или Путин, или Сурков и сотоварищи узнают, что на самом деле несет эта педагогика, они мигом закроют все монтессори-центры в целях защиты права будущих поколений родиться. Ничего личного, никакой ненависти и никакой политики: только чтобы детей было больше!
2009-05-22, Револют
Просто слово "Свобода" все понимают по-разному. В системе Монтесори я увидела описание нормальной жизни ребенка в семье. То, что делалось во всех семьях. и это норма. Ничего особенного.
2013-03-02, Ekaterina51
Большое спасибо за статью! Редко встретишь неэмоциональное описание плюсов и минусов какой-либо системы.
2009-05-21, Martinaa
Поделитесь:

20.05.2009
Обновлено 29.08.2019
Близкие по теме статьи
10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага
10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага
Игры для развития детей от 1,5 лет по методике Монтессори
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Чтение и письмо в методике Монтессори: карточки с буквами и словами
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!