Гиперактивных детей все больше? 4 причины "эпидемии СДВГ"

Причины гиперактивности у детей: школа, гаджеты или требования родителей?

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 3,2 из 5 (49 оценок)

"Их становится все больше", "сейчас у меня в классе все гиперактивные", "эпидемия СДВГ" — об этом постоянно говорят учителя. Действительно ли новое поколение детей больше подвержено синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Ирина Лукьянова, автор новой книги о жизни с гиперактивным ребенком, считает, что это всего лишь миф, — и объясняет его происхождение.

Гиперактивный ребенок

Уровень распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности в разных странах и в разное время большинство исследований оценивает в 3-10%. Некоторые отечественные исследователи приводят цифры в 30 процентов и более, но здесь уже встает вопрос о критериях диагностики.

Такие дети действительно были всегда, и число их во все времена и в разных странах примерно одинаково. Иногда к ним причисляют и детей с другими медицинскими проблемами, которые дают похожую картину и приводят к трудностям в учебе и к школьной дезадаптации.

Исследование, которое провели в конце ХХ века российские ученые, показало, что процент детей со школьной дезадаптацией довольно велик: она обнаружилась у 31,6 % из 537 обследованных детей, в том числе у 42% мальчиков и 18,6% девочек. Авторы называют следующие причины дезадаптации:

  • 16,5% — минимальные мозговые дисфункции, включая СДВГ (7,6%);
  • 8,4% — неврозы и невротические реакции;
  • 3% — неврологические заболевания;
  • 3,7% — психические расстройства.
  • 31,6% процента — это почти треть класса!


Возможно, это число дезадаптированных школьников связано с общей проблемой здоровья детей в стране, с кризисом системы здравоохранения, с недоступностью или ограниченностью медицинской помощи, с тяжелым социально-экономическим положением некоторых регионов, с неудовлетворительным качеством родовспоможения и большим числом осложнений в родах.

Возможно, дело в том, что современная медицина позволяет выхаживать новорожденных в более тяжелых случаях. Это увеличивает процент школьников с различными проблемами здоровья.

Другие считают, что свою роль играет и курс на принудительную инклюзию, при котором в первые классы общеобразовательных школ попадают дети, которых раньше отдавали в коррекционные школы.

Но есть и другие причины, которые заставляют общество (и не только в нашей стране) говорить об эпидемии невнимательности и гиперактивности.

Причина гиперактивности

Причина гиперактивности — современная школа?

Прежде всего — это кризис школьного образования и обусловленное им падение качества преподавания. А также выхолащивание смысловой стороны образования, сомнения в ценности знаний, которые дает школа, снижение образовательной мотивации у детей при повышении ценности образования в глазах родителей. Плюс — повышение нагрузки, добавление новых дисциплин, часов на них, увеличение объема домашних заданий, увеличение срока обучения в школе.

Дети больше отлынивают от школы, их больше принуждают, они больше сопротивляются и чаще демонстрируют неповиновение и протестное поведение. Родителям не хватает времени играть, разговаривать, читать с детьми — зато детей сызмальства готовят к школе. Школа отказалась от воспитательной работы. Словом, дети оказались в некотором педагогическом вакууме. Но спрашивают с них — больше, жестче, бессистемнее.

Второе — это изменение отношений между учеником и учителем. Дети перестали по умолчанию уважать учителя. Авторитет учителя все чаще подвергается сомнению. Дети уже не умеют беспрекословно повиноваться. Взрослому приходится завоевывать авторитет в их глазах, и не каждый взрослый способен это сделать.

Во всем виноваты компьютеры?

Третье — информационная среда. Дети привыкли к тому, что на них с огромной скоростью обрушивается огромное количество информации, привыкли к ярким и сильным стимулам, которые дают телевизор, компьютер и гаджеты.

Психолог Анна Варга в интервью "Гарвард бизнес ревю" обозначила эту проблему так: "В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале.

Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие.

Дети уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги".

Система образования не успевает за новой реальностью: "Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам.

Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации", — говорит Анна Варга. Она называет СДВГ "следствием того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением".

С этим я не согласна: у СДВГ биологическая основа и четкие клинические критерии. Не стоит обозначать этим термином явление совершенно другой природы, с другими (хотя в чем-то похожими) проявлениями. В конце концов, даже среди этих "новых детей" наши, с СДВГ, всегда заметны.

Почему родителей не устраивает ребенок

Почему родителей не устраивает ребенок

Педагогические ошибки родителей тоже играют в появлении "новых детей" не последнюю роль. Из ХХ века российская семья вынесла сосредоточенность на ребенке: наши дети будут жить лучше нас, самим не досталось — так хоть они поживут. На ребенка семья возлагает все надежды.

Забота о том, чтобы ребенок был сыт, одет и воспитан, занимает много времени и с успехом заменяет смысл и цель жизни. Взрослый сам не очень знает, чем наполнить свою жизнь, кроме постоянного и надоевшего зарабатывания денег. И вся нерастраченная энергия родителя уходит на ребенка. Он становится объектом, сырьем для работы.

Родитель пытается доказать, что он хорошо делает свое дело, успешно готовит объект к сдаче миру. Как акт сдачи-приемки обычно расценивается поступление на бюджетное место в хороший вуз. Поступление состоялось — значит, взрослый (а не ребенок) выдержал экзамен. С воспитанием справился, садись, пять. Выращенный ребенок принят в Светлое Будущее. Но попасть туда трудно.

"В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха „не справиться“ с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх — неуспешность детей, — пишет профессор Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева. — Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем".

Ребенка с пеленок начинают готовить к профессиональной карьере. Пока у него нет ярко выраженных склонностей, надо набирать впрок всего и учить всему сразу: что-нибудь да пригодится. Или сразу готовить к престижной профессии. Отсюда — два отмеченных Натальей Авдеевой новых родительских запроса к психологам. Первый — сформировать ребенка по заданному ими образцу, чтобы он обладал "нужными" качествами. Второй — выявить склонности дошкольника, чтобы знать, какие качества нужно развивать и на какой вид деятельности нацеливать ребенка.

В результате неделя дошкольника оказывается под завязку забита занятиями. Даже в детском саду детям некогда поиграть друг с другом. Дома за занятия берутся сами родители: чтение, счет, прописи, диктанты по клеточкам. Но желание учиться у ребенка еще не сформировалось: ведь оно возникает в результате наблюдений, накапливания вопросов и стремления найти на них ответы. Принудительная занятость и отсутствие личного времени не развивают мотивацию, ответственность и самоконтроль.

За ребенка уже все решили, определили для него участок работ — и ему теперь остается только соглашаться с таким мироустройством. Постепенно зреет бунт: не нужна мне эта ваша школа, буду заниматься только тем, что мне нравится!

Родителям начинает казаться, что их главная родительская задача — заставить детей учиться. Но у них не только нет ясных представлений, чему и зачем учить, но и способов воздействия на ребенка, кроме малоэффективных уговоров, крика, наказаний и подкупа. Ребенок перестает быть радостью — становится проблемой, которую постоянно надо решать.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Гиперактивных детей все больше? 4 причины "эпидемии СДВГ""

Вы не авторизованы.

Читаем: "Исследование, которое провели в конце ХХ века российские ученые..." "дети привыкли к ярким и сильным стимулам, которые дают телевизор, компьютер и гаджеты...используют игры, онлайн-образование"

Теперь вспоминаем, что там было "в конце ХХ". Тетрис и что-то подобное. Никаких смартфонов, ноутбуков и даже сотовые телефоны были такими огромными штуковинами с огромной же антеной и кроме как позвонить беспроводно с ним ничего больше нельзя было сделать.
Компы в личном пользовании были мало распространены из за цены.

То есть дальше статью можно было не читать. Глупость несусветная придуманная автором Ириной, для которой все компы и гаджеты, как красная тряпка и во всем виноватые именно они, хотя их в то время и не было. Гы, особенно онлайн-образование. Ага!

Автор придумала ведьму и начала на нее охоту.

А так да, смешно ссылаться на исследования конца ХХ века, что виноваты современные гаджеты, современный кризис школьного образования и инклюзия, которой тогда и в помине не было.

Стасюк Елена "И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет" (с)
Не читаете таких статей или не ищите в них смысла, так как его там нет.
2017-06-16, Lussi01
ого! прочла стаью и аж как-то не по себе. почему все валят на компьютеры? у меня дочка до них с этим диагнозом была. и как раз чтобы развить усидчивость я ей игры нашла. спокойные, без очков и беганий-прыганий.мы в Финси играем, и только развивалки. долго не выдерживает, сидит, думает, потом летит, снова думает. и так все же хоть пару минут на чем-то внимание концентрирует. как в школе будет -это вопросик((
2017-06-15, Стасюк Елена
Нам врач обьяснила так, вроде по простому, но зато понятно. При нехватке кислорода ребеночку внутриутробно, или при родах, умирают некоторые нервные клетки. И вот другим нервным клеткам приходится работать и за себя, и за умершие клетки. Представьте механизм, который перегружают. Автомобиль допустим. Он вряд ли будет ехать гладко и плавно. Так и с ребенком.
2017-07-14, vitaliyxdrive
Я думаю, что причиной всему этому, служит частое использование ультразвукового исследования во время беременности, которое травмирует психику ребёнка ещё в утробе матери. А кто-нибудь проводил такие исследования? Ещё одна причина - курение и приём алкоголя беременными женщинами и девочками ещё в школе.
2017-06-16, asdfgh
согласна с asdfgh. По показаниям делала узи 9 раз за беременность. Ребенок родился гиперактивный. Но, может быть причина в другом.
2017-06-17, елена1307
Бред какой. Как же с такими тараканами вы вообще еду в магазине покупаете?
2017-06-18, Murcha
Это да)))) Вообще жить вредно-то)))
2017-06-30, Bananasinka
Поделитесь:

15.06.2017
Обновлено 19.08.2019
Близкие по теме статьи
Гиперактивный ребенок: избалованный, больной или ребенок Индиго?
Гиперактивный ребенок: избалованный, больной или ребенок Индиго?
Лечение гиперактивности – нужно родителям или самим детям?
Как отличить гиперактивного ребенка от просто подвижного?
Как отличить гиперактивного ребенка от просто подвижного?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы
Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ
Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ
Гиперактивность и дефицит внимания у детей: как проявляется в школе и что с этим делать
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!