Каждый из нас мечтает работать в удобном ему режиме. Одним не нравится вставать в семь утра по будильнику, другим - покидать офис ровно в семь вечера. Поэтому гибкий график выглядит со стороны столь привлекательно - ведь он дает иллюзию вожделенной свободы...
Тенденция, однако
Когда речь заходит о гибком графике, директора по персоналу высказываются достаточно лояльно - но это в теории. А на практике они редко приходят в восторг, когда кто-то из сотрудников высказывает пожелание планировать рабочий день по своему усмотрению.
С одной стороны, развитие электронных технологий, домашние компьютеры с доступом в Интернет, многофункциональные телефоны, факсы делают работу дома более чем возможной. С другой стороны, когда персонал самостоятельно планирует свою работу и выпадает из-под присмотра HR и непосредственных руководителей - ситуация для наших работодателей непривычная и некомфортная.
Но прогресс не остановить: в развитых странах гибкий режим работы, бывший когда-то привилегией избранных, становится обычной практикой - особенно среди "белых воротничков". Россия, как всегда, "шагает не в ногу": у нас в последние десять-пятнадцать лет хорошим тоном считается дневать и ночевать в офисе, а разговоры о гибком графике или индивидуальном расписании на фоне таких напряженных корпоративных будней выглядят почти неприлично.
Скользим, меняемся...
Под "гибким графиком" каждый понимает свое. Иногда подобным образом именуют даже... ненормированный рабочий день. Но реально в повседневной практике компаний используются три варианта гибкого графика: скользящий (индивидуальный), посменный и свободный.
Скользящий график
Предоставляется отдельным сотрудникам по согласованию с руководством на основании заявления и оформляется как документ, где отражено переменное и фиксированное рабочее время.
Переменное (гибкое) время - это промежутки времени, в рамках которых вы можете начинать и заканчивать работу (например, с 8.30 до 12.00 - начало, и с 17.00 до 21.00 - окончание). Фиксированное время - это часы, когда вы в любом случае обязаны присутствовать на рабочем месте (например, с 12.00 до 17.00).
Скользящий график всегда составляется так, чтобы за неделю (месяц) сотрудник отработал такое же количество часов, как и все остальные сотрудники, находящиеся в офисе полный рабочий день. Так что в определенном смысле такая привилегия - лишь иллюзия свободы. Если она предоставляется не всем желающим, а выборочно, возникает повод для недовольства и некоторого напряжения среди "офисного большинства". Охотнее всего скользящий график "прощается" будущим мамам и студентам. "Предоставление гибкого графика тем, кто совмещает работу и учебу - дополнительный мотивационный фактор для привлечения в компанию молодых специалистов, - поясняет Екатерина Жукова, директор по персоналу рекрутинговой компании "Агентство Контакт". - Мы составляем гибкий график таким образом, чтобы, выбирая время для работы в интервале с восьми утра до девяти вечера, "скользящие" сотрудники отработали за неделю необходимые 40 часов. Таким образом, на их заработной плате это никак не отражается. Не все компании могут предоставить такую возможность своим сотрудникам, поэтому в нашем случае гибкий график является конкурентным преимуществом".
Посменная работа
Вопреки сложившимся стереотипам, посменная работа существует не только в торговых центрах, call-центрах и абонентских службах. В таком режиме работают сотрудники крупных издательств, информагентств, рекламных агентств полного цикла, строительных организаций и т.п.
Казалось бы, что в таком графике "гибкого"? Ведь продолжительность смены жестко зафиксирована. Однако во многих компаниях лояльно относятся к тому, что сотрудники, работающие в таком режиме, меняются сменами в зависимости от личных обстоятельств - это позволяет им полностью освободить какой-то определенный день или часть дня. Иногда посменный график совмещается со скользящим: скажем, при стандартной девятичасовой смене сотрудник (по согласованию с руководителем) в один день отрабатывает шесть часов, а в другой - двенадцать.
Свободный график
Это мечта каждого индивидуалиста и творческого человека, эффективность которого резко снижается в "прокрустовом ложе" корпоративного распорядка. Существует целый ряд профессий, для которых свободный график - неотъемлемый атрибут. Это журналисты, копирайтеры, дизайнеры и художники, креаторы, тренеры, агенты страховых компаний, event-менеджеры и т.д. "Мы регулируем ту часть работы тренеров, которая связана с другими сотрудниками - референтами, продавцами, управленцами, - рассказывает Анна Моносова, директор компании "Арс Витэ". - В остальном график зависит от таких факторов, как тренинговая загрузка, повседневные задачи (встречи с клиентами, подготовка текущих тренингов и создание новых, написание программ). Учитываются и индивидуальные предпочтения тренера".
Плюс или минус?
Чего боятся руководители-противники гибкого графика? Что сотрудники, лишенные контроля, предпочтут личные дела решению деловых задач, что неизбежно отразится на финансовых показателях фирмы. И эти опасения имеют реальные основания - известно, что склонность людей отлынивать от работы учитывается экспертами даже при составлении различных экономических моделей.
"Если у специалиста нет внутренней дисциплины и он способен достигать поставленных целей только под постоянным контролем, гибкий график для него потенциально опасен", - поясняет Елена Булкина, директор компании "А-Класс Рекрутмент". Многие не желают брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно структурировать время. Для таких людей изменение традиционного режима работы - "медвежья услуга". Свобода и автономия порой становятся настолько тяжелым испытанием, что работник сам просит вернуть на обычный режим.
Еще один серьезный минус гибкого графика - трудности с координацией взаимодействия сотрудников, работающих в разное время и разные дни. Тем не менее, по словам Елены Булкиной, "если механизм обмена информацией и контроля работает эффективно, то отсутствие четкого времени прихода и ухода вполне допустимо для тех специалистов, которые могут без ущерба для качества выполнять свою работу самостоятельно, и не зависят жестко от других коллег".
С точки зрения работодателя, основной плюс гибкого графика - возможность выполнения сложной работы в то время дня, которое является оптимальным для конкретного сотрудника (особенно в тех случаях, когда требуется сочетание творческого подхода с максимальной профессиональной отдачей). "Кто-то обязательно приходит к девяти утра, так как утро для него - самое продуктивное время, кто-то предпочитает в середине дня делать "текучку", а лучшие решения выдает ближе к ночи, - говорит Анна Моносова. - На мой взгляд, многие виды деятельности (в том числе и тренерскую) не стоит регламентировать временными рамками. То, что связано с креативом, вообще отрегулировать невозможно".
Хотя гибкий график пока не получил широкого распространения в России, многие компании считают его полезным мотивационным инструментом. Такой режим удобен в тех компаниях, где значительная часть задач выполняется сотрудником в индивидуальном порядке, без согласований с коллегами, где существуют четкие критерии оценки результата. Но в рамках тесного командного взаимодействия или в фирмах с очень жесткой управленческой структурой он вряд ли уместен. Кроме того, работа по гибкому графику требует высокого уровня самоорганизации и умения оправдывать оказанное доверие. А этому надо учиться.
Тест для руководителя: стоит ли вводить гибкий график?
Если вы раздумываете над возможностью предоставления вашим сотрудникам гибкого графика, но сомневаетесь в целесообразности такого режима, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Склонны ли вы доверять людям?
- Считаете ли вы своих сотрудников компетентными и ответственными профессионалами?
- В вашей компании контролируются результаты или процесс работы?
- Воспринимаете ли вы гибкий распорядок дня как фактор нематериальной мотивации?
- Считаете ли вы гибкий график выгодным с экономической точки зрения?
- Согласны ли вы с принципом Парето (сотрудник за 20% времени выполняет 80% работы)?
Если на большую часть вопросов вы ответили утвердительно, следовательно, в вашей компании сформировались благоприятные условия для введения гибкого графика; но если вы сказали "нет" по двум и более пунктам - эта мера будет преждевременной и не принесет ожидаемых выгод.
Тест для сотрудника: умеете ли вы структурировать время?
- Вы всегда приходите вовремя на назначенные встречи?
- Вы неукоснительно соблюдаете свой режим дня?
- Составляете ли вы рабочий план на день, на неделю?
- Умеете ли вы среди списка дел выделять наиболее важные и срочные?
- Можете ли вы в случае необходимости быстро скорректировать свои планы?
- Готовы ли вы работать сверхурочно, чтобы выполнить задачу в оговоренный срок?
Если Вы ответили "да" не менее чем на четыре вопроса, вы сможете эффективно работать в гибком режиме. Если положительных ответов менее четырех, вам больше подходит строгий распорядок дня.
Точка зрения
Наталья Володина, директор по персоналу "Московской ореховой компании":
- Гибкий график работы - один из инструментов мотивации, который может использовать компания-работодатель. При его грамотном применении, эффективность работы сотрудников повышается за счет возможности самостоятельно распределять и планировать свое время. Гибкий график очень распространен в тех компаниях, где работа строится по проектному принципу. А в некоторых ситуациях он обусловлен еще и производственной необходимостью - например, для региональных менеджеров, работающих с клиентами Сибири и Дальнего Востока (два часа дня в Москве - это пять часов вечера в Новосибирске). Но в производственных компаниях, подобных нашей, применение гибкого графика практически невозможно - из-за сложности технологического процесса.
Юлия Лубышева, заместитель директора по персоналу Корпорации "Хэппилэнд":
- Гибкий график я расцениваю как весьма эффективный управленческий ресурс, поскольку он дает сотруднику ощущение определенной автономии. Одна из его форм - свободный режим - расценивается как своеобразный бонус, кредит доверия. И, конечно, эта привилегия в большей степени касается не рядовых служащих, а управляющего звена компании. Однако свобода - это одновременно и проверка на прочность и профессионализм. В этом случае руководитель ждет от подчиненного еще больших достижений. Такое доверие надо оправдывать, а это потребует от сотрудника еще большей концентрации усилий.