Весна — время покупки саженцев яблонь и груш. Каждый садовод, бродя меж выставочных прилавков с растениями, считает себя очень осторожным и мудрым, задает "правильные" вопросы. А продавец со своей стороны видит, как все покупатели совершают одни и те же ошибки. Как купить саженцы с гарантией, садоводу Павлу Траннуа рассказал глава КФХ "Поссад" Сергей Шашко.
— Какие советы можно дать садоводу по покупке саженцев яблонь или груш?
— Первый совет: самые лучшие саженцы обычно оказываются там, где торговля идет прямо "с земли" — это когда растения прямо при тебе вырывают из земли, где они посажены рядами по сортам. Это может быть питомник, институт садоводства или частная торговая точка, но там все растения находятся в земле. При этом намного больше вероятность избежать разносортицы.
Кроме того, в случае выкопки из земли у вас будет самый здоровый посадочный материал, и даже если вы покупаете саженец позже положенных сроков, в мае, то он все равно приживется: в этом году будет, конечно, болеть, но на следующий год пойдет в обычный рост.
— Но покупка "с земли" — это ведь еще далеко не гарантия, что саженцы высокосортные.
— Согласен. Важен источник черенков. Добросовестные торговцы саженцами берут товар только у тех селекционеров, у которых есть собственные элитные деревья, с которых они режут черенки. От них идут небольшие объемы партий каждого сорта, потому что количество черенков на дереве ограничено.
Вообще каждому покупателю на деле требуется обстоятельная беседа: он должен рассказать не только о том, в какой области у него садовый участок, но и какой уровень грунтовых вод. Рассказать, как он собирается ухаживать за своими деревьями, потому что от этого зависит вид подвоя на саженцах. После чего он должен получить перечень подходящих сортов с их описанием.
Это важная характеристика торговой точки: покупатель должен судить о сортах не со слов продавца, а по подробному описанию на бумаге. Кроме того, в разгар сезона у продавца просто нет времени на то, чтобы подробно рассказывать о каждом сорте. Покупатель мне быстро излагает свои условия выращивания — я ему даю описания сортов, он отходит в сторону и не спеша их изучает.
— А если речь идет о саженцах в контейнерах?
— Казалось бы, это лучше, чем саженцы-прутики с открытой корневой системой, но проблема в том, что продавец каждый год должен перекидывать их в более крупные горшки. Если саженец растет 2–3 года в одном контейнере, он хиреет, потому что там скапливаются корневые выделения. Но пересадка — это лишний труд и дополнительный расход земли, и мало кто так делает.
Поэтому совет покупателям: в горшках покупайте только однолетки и двухлетки. Если вам говорят, что этой яблоне 4–5 лет, и она растет в горшке объемом 5–7 л, то, значит, ей не освежали землю, не нужно ее брать. Поэтому повторю: ищите продавца, который торгует на земле.
— Бывает, встречаешь торговую точку, где саженцы с голыми корнями лежат пучками на полу...
— Такие саженцы лучше не покупать. Потому что наверняка это будут передержанные растения. После каждой выставки или распродажи примерно 2/3 саженцев остаются нереализованными. Это значит, что их будут где-то хранить неделями, может, месяцами...
Кроме того, эти саженцы, скорее всего, будут иметь поддельные этикетки. Потому что если у хозяина остались непроданные саженцы какого-нибудь Синапа орловского, то он рискует просто потерять их, если не поменяет этикетки на какие-то ходовые сорта.
Это еще один совет для покупателей: на саженце обязательно должна быть этикетка, причем не просто бумажка с названием, а водостойкая прочная этикетка, которая продержится 2–3 года. И ее не нужно снимать при посадке.
Качество этикетки — это еще один признак, по которому вы можете судить о том, насколько продавец следит за подлинностью сортов. Если он при вас начинает подписывать саженцы, которые берет из кучи, то можете сразу уходить.
— Получается, на выставках-ярмарках вообще не стоит покупать саженцы?
— Я не скажу, что совсем нет добросовестных поставщиков, но их буквально единицы. От Чугуева приезжают, в фирме "Садко" качественный товар, потому что ею руководит сын академика Седова. Такие люди привозят на выставки товар не для того, чтобы заработать, а скорее для поддержания репутации, это как рекламная кампания.
Беда еще в том, что "дельцы" раскусили, что опытные садоводы ищут известные питомники саженцев. И они уже тебя встречают словами: "Наши саженцы от Матвеева!" — а на самом деле они к Матвееву никакого отношения не имеют.
Поэтому покупателю надо начать не с поиска сорта, а с поиска постоянного поставщика, которому он будет доверять. Продавец саженцев — он должен быть как семейный доктор: если ты его выбрал, то работаешь только с ним, у тебя с ним полностью доверительные отношения. У него можно и проконсультироваться, и сорт интересующий заказать.
— А как это сделать?
— Походить, поговорить, познакомиться, купить для начала что-то одно и посмотреть, насколько это совпадает с обещанным. Человек сообщает тебе, что его саженцы из питомников Тверской области, а у него яблони-однолетки в рост человека — разве могут быть такие саженцы в Тверской области? Вон у нас Салехов держит питомник в Вологодской области — все его саженцы мелкие, зато они зимостойкие и хорошо плодоносят. А южный саженец, может, и приживется, но как только дойдет до плодоношения — зачахнет.
Продавец в любом случае должен быть постоянный. Покупатели его лично должны каждый раз видеть в этой торговой точке — или его постоянных помощников. Это очень важная сторона. И это один из недостатков в торговле саженцами в институтах садоводства: там постоянно меняется контингент продавцов, и за конечный товар никто не отвечает, поэтому в случае некачественного сорта тебе идти не к кому — ты же не пойдешь к ректору института!
— Получается, что у нас, с одной стороны, есть сорта высочайшего качества, которые культивируют единичные энтузиасты, а с другой стороны, армия "дельцов", которая засаживает огромные площади чем угодно, лишь бы получить побольше дешевого посадочного материала.
— Примерно так. Все держится только на личностях, даже в институтах садоводства, даже в крупных питомниках: если в штате есть признанный специалист, то его саженцы будут качественные, а если нет — такая же разносортица, как и везде.
— Сколько должен стоить сортовой саженец?
— Есть такое правило: стоимость саженца должна быть не менее чем на порядок выше, чем стоимость килограмма урожая. Его какое-то время назад ввели поляки — у них рынок саженцев поставлен на очень высокий уровень и к настоящему дню отработан.
— Это значит, что если стоимость яблок в магазине 50 рублей за кг, то стоимость саженца яблони должна быть 500 рублей?
— У поляков она была бы даже рублей 700. Но у нас это пока нереально, у нас цена, как правило, не превышает 200–400 рублей, даже это людям кажется дорого, хотя в магазине стоимость килограмма яблок 70–100 рублей.