Как выбрать камеру и как ей пользоваться новичку - мы обсудили в первой части этой статьи. Теперь поговорим о том, что и как снимать, то есть, как непосредственно строить картинку.
Портрет
Если вы снимаете портрет (что очень часто и бывает, когда камера в руках у родителей), запомните несколько простых правил.
- Подойдите как можно ближе. Пусть человек занимает как можно большую часть кадра. В некоторых камерах есть специальный выбор для съемки портрета - вы видите на экране белый контур головы и плеч, вам нужно сделать так, чтобы человек, которого вы снимаете, совпал с этими контурами - и тогда он будет четким и ясным, а фон уйдет в нерезкость и не будет отвлекать. Если у вас нет такого контура, не расстраивайтесь - просто подойдите ближе.
- Выберите простой и гладкий фон. Чем меньше будет отвлекающих мелких подробностей и вещей на заднем плане, тем выразительнее будет портрет. Оштукатуренные стены, заборы, ровные густые заросли служат замечательным фоном.
- Если вы снимаете в комнате, посмотрите на экран и заметьте, какую часть комнаты вам видно. А затем пойдите и уберите в этом пространстве брошенные бумажки, грязные кружки, валяющиеся сумки и перепутанные провода. Оставьте только красивые вещи и поставьте их ровно.
- Посмотрите, чтобы из головы вашего объекта не росли деревья, столбы, настольные лампы, фонари и шпили домов.
- Дети выходят всегда раскованно и с непосредственным выражением лица. Взрослые зачастую деревенеют и смотрят в кадр вымученно и напряженно. А лучше всего выходят, когда сидят или стоят, как им удобно в жизни, слегка двигаются, говорят. Поскольку цифровая камера довольно долго настраивается, пока сможет сделать снимок, человек, глядящий в объектив, успевает устать и выражение лица у него становится вымученным. У меня есть любимый приемчик на этот случай. Пусть человек отвернется от вас, смотрит в другую сторону, разговаривает, А когда вы все наведете на резкость и готовы будете нажать на кнопку - окликните его - и он повернет голову и посмотрит в объектив с живым и естественным выражением лица.
- Если вы снимаете человека в профиль или в три четверти, то есть, лицо его повернуто в одну сторону, всегда оставляйте перед его лицом больше места, чем после затылка, иначе он будет выглядеть уткнувшимся в край фото.
Снимая детей, почаще присаживайтесь на уровень их роста. Тогда они будут выходить на фото с естественными пропорциями, а не головастиками, уходящими в перспективу к крохотным коротким ножкам. И посмотрите заранее, что с этой, более низкой, точки зрения попадает на фон. Сверху-то вы видите ковры и покрытия диванов, а присев - дальний конец комнаты, открытые двери на кухню и прочие ненужные подробности. Уберите лишние мелкие вещи, закройте двери, дверцы и крышки. Положите пару ярких вещей - ведь если фото цветное, дайте ему возможность быть таким.
С портретом все понятно. Главное часть в нем - тот человек, которого снимают. А как быть с фото, где будет больше пространства? Пейзажи, фото из путешествий, натюрморты из предметов - что нужно для того, чтобы они выглядели красиво и интересно?
Пейзаж и натюрморт
Следите за тем, что у вас будет композиционным центром. Композиция - это взаимное расположение частей на картинке и их отношения между собой. Композиционный центр - это то, на что сразу падает взгляд, что является самой притягивающей точкой, где главное, из-за чего снимается кадр. Если у вас много беспорядочно расположенных людей или предметов, взгляд мотается туда-сюда, не понимая, что ему хотели показать и что рассказать. Если композиционный центр есть - вы смотрите на него, потом обходите взглядом подробности и снова возвращаетесь к главному.
С точки зрения удачной композиции - центр картинки - самое скучное место. Если вы поместите линию горизонта ровно по центру - полкадра небо, полкадра земля - будет скучное фото. Если вы поместите в центр человека, дерево, дом, то кадр тоже будет скучным. Если упростить правило золотых сечений для повседневности, то всегда представляйте вашу картинку разделенной на три части по вертикали и три по горизонтали. И помещайте крупные разделения на этих линиях, а важные детали в точках пересечения. Это значительно улучшит вашу картинку и избавит ее от монотонности и скуки.
Как навести резкость на нужный предмет, но сделать так, чтобы он был не в центре, а сбоку кадра, вы уже знаете: навести на нужное рамочку в центре, наполовину прижать кнопку спуска, дождаться, когда камера замерит все и огонек зажжется ровно - и перевести камеру так, чтобы композиция вас устраивала, а нужный предмет или человек оказался в нужном месте. На фото получится резким и четким именно он, а не дальнее дерево по центру снимка.
Если у вас на земле или в воздухе есть горизонтальные выраженные линии - не вставайте так, чтобы линии шли ровно перед вами или сходились в центре. Встаньте сбоку - так чтобы линии шли по диагонали, это придаст всему фото более живой и интересный вид.
Если вы снимали когда-либо пейзаж, особенно величественный, вы, наверное, замечали, что на фото величественность пропадает, не понять, какого что размера, и картинка кажется плоской. Дело в планах. Не в тех, что "списки планируемого", а в художественных планах. Самый дальний план можно сравнить с задником в театре - это то, что на фоне: небо, дальний лес, дома, перспектива улицы. Средний план - это то, что от вас недалеко, и вы это может охватить взглядом - отдельное дерево, машина на фоне домов, группа людей. И ближний план - это то, что непосредственно перед вами, близко. Изображения на трех планах дают три шага в глубину, позволяют эту глубину почувствовать и подчеркивают масштаб друг друга. Постарайтесь всегда помещать что-то на первый план - небольшой предмет, архитектурную деталь, ветку дерева, красивый небольшой куст.
Макросъемка
Обычное наведение резкости не работает на близком расстоянии. Если вы пытались снять что-то мелкое из рукоделия, не переключаясь на режим "макро" - вы получали гигантскую мутную картинку вместо той красоты, что вы создали. Режим "макро" как раз создан для съемок с близкого расстояния. Прочтите в своем руководстве, на какое расстояние рассчитано ваше "макро". Но в общем, когда вы снимаете с расстояния между 50 см и 15 см - это задача для "макро".
Лучше всего снимать макро при естественном свете. Если есть возможность - на улице, в саду, на балконе. Если нет - то хотя бы у большого светлого окна. Подумайте о фоне, на котором вы будете снимать. Лучше всего, если он будет не пестрый, однотонный. Если вы будете снимать со вспышкой, не используйте гладкий блестящий фон - в нем отразится вспышка и получится яркий блик. Лучше всего использовать шероховатые, негладкие поверхности, они не будут спорить с теми красивыми вещами, что вы хотите снять. У меня для съемок мелких художеств отлично подходили черные джинсы или поверхность большого темного чемодана.
Если вам нужно снять что-то с фоном и "полом", поставьте на стол стопку больших книг и накиньте на них кусок ткани нужного цвета. Перед ними поставьте то, что вы хотите снять. Так у вас будет фон и под предметом, и за ним. С той же целью можете использовать и стул со спинкой.
Не торопитесь, не нажимайте на кнопку как попало. Расположите ваши объекты в самом выгодном ракурсе, поверните, наклоните, если нужно. Не приближайтесь к ним слишком близко - иначе они начнут искажаться. Если у вас предметы прямоугольной формы, посмотрите, все ли их края параллельны краям вашего экрана. Если не параллельны, значит, вы наклонили камеру в ту сторону, куда линии расширяются. Наклоните ее чуть-чуть в обратную сторону и еще раз проверьте, все ли линии параллельны краям. Найдите то, что должно быть особенно ясно видно. Наведите туда рамочку с крестиком в центре. Слегка нажав спуск, наведите камеру на резкость. Теперь сместите ее, как вам нужно, чтобы объекты ваши были расположены приятно для глаза. Вдохните. Выдохните. А теперь, не шевелясь и держа камеру ровно, плавно дожмите спуск.
Если вы научитесь снимать на близком расстоянии хорошо и четко, вы сможете пользоваться камерой, как походным сканером, снимая куски текста, записки, нужные картинки и всякий справочный материал.
Где можно использовать камеру
Примите к сведению несколько советов.
- Создайте галерею своих шитых или вязаных вещей. Снимите их отдельно и на модели.
- Снимайте ребенка в особенных, красивых или рукодельных одежках. Одежки часто уходят другим детям, ребенок вырастает, а вы вспоминаете, как он был хорош в том-то и том-то, но у вас не осталось даже картинки. Снимайте именно не ребенка (таких фото у вас и так много), а одежку на нем - в самом выгодном виде.
- Снимайте свои работы, особенно те, которые будете дарить. Если подаренное недалеко от вас, придите в гости и снимите.
- Никогда не предскажешь, когда придется повторить какой-то проект. Ведите дневник своей работы, снимайте крупно этапы, особенно там, где есть какие-то хитрости, и сохраняйте их с описанием.
- Сфотографируйте свои ценные вещи. На случай (тьфу-тьфу-тьфу) если вы их потеряете или их украдут, у вас кроме невнятного описания будут картинки, как они выглядели.
- Если в магазине позволяют снимать, сфотографируйте вещи, насчет покупки которых вы не уверены, и дома спокойно посоветуйтесь с домашними или подругами.
- Снимите памятные для вас места. Города меняются так быстро, дачные места могут просто исчезнуть с карты. Соберитесь, посетите места вашего детства, юности, игр, учебы, и снимите их на память - дворики, качели, подъезды, деревья, стареньких соседей.
- На следующую идею меня натолкнула Сесиль Лупан, автор книги "Поверь в свое дитя". Для первых уроков чтения она сняла историю с любимыми игрушками своей дочери. Идея очень проста и очень эффектна. Возьмите знакомые и любимые вашим ребенком игрушки. Придумайте простую историю про них. А теперь снимите ее в картинках, как бы это сделали в детской книжке. Вот любимый мишка просыпается и откидывает одеяло. Вот он в ванной с зубной щеткой и большим тюбиком пасты. Вот он натягивает штанишки. Вот он за столом с тарелкой каши. И так далее.
Распечатайте картинки на листах бумаги. Скрепите кольцами, подшейте в папку или скрепите степлером. Можете просто рассказывать сказку по ходу сюжета. А можете написать крупные простые предложения под картинками. Можете так учить буквы или цифры. Прививать хорошие манеры. Знакомые вещи и знакомые места будут действовать на ребенка ошеломляюще.
Если кому-то из семьи придется уехать на довольно долгий срок, такую же книжку-историю можно сделать про них, а потом рассматривать с детьми и сохранять эффект присутствия.