В последнее время стало модно объяснять поведение людей, причисляя их к экстравертам или интровертам. Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил тест на экстраверта или интроверта — хотя некоторые так и не могут определиться, кто же они. И вот новые факты: оказывается, экстраверты больше подвержены зависимостям, а интровертам легче войти в состояние потока.
В 1936 году великий психотерапевт Карл Юнг писал: "Мне постепенно становится понятно, что существуют два фундаментально различающихся отношения к миру, которые делят людей на две группы... которые я назвал... экстраверсией и интроверсией".
Эти два типа имеют разный фокус и способ перезарядки батарей: экстраверты сосредотачивают свое внимание на внешнем мире и черпают силы из общения с другими, а интроверты смотрят вовнутрь, в субъективный мир, и восстанавливаются от пребывания в одиночестве.
Экстраверт и интроверт по Юнгу
С тех пор как Юнг лихо разделил людей на два типа, исследователи и теоретики настаивали, что существует больше чем два типа личности. На сегодня разработан MBTI (Определитель типов Майерс—Бриггс) — методика, которая делит людей на 16 типов личности со столь поразительной точностью, что кадровыми агентствами ежегодно проводится более 3,5 миллиона тестирований.
Однако, поскольку MBTI вырос из модели Юнга, стоит вернуться к его идеям. Юнг полагал, что наше с виду случайное поведение становится понятным, если мы видим за ним два разных способа обработки информации. Экстраверты более подвержены влиянию среды, а интроверты — собственным намерениям, и обрабатываемая информация оценивается по-разному.
Юнг приводил пример двух спорящих людей, один из которых говорит: "Вот, взгляни сюда, парень, это факты, это реальность", а другой отвечает: "Но я думаю, я считаю...", что звучит "глупостью для экстраверта", который настаивает на первичности внешнего факта. Как считал Юнг, не хватает понимания, что второй собеседник находится в контакте с богатым внутренним миром — внутренней реальностью, которая так же достоверна, как и внешняя.
Интроверты любят восстанавливать силы в одиночестве. Им важно (и ни капли не странно) быть предоставленными самим себе, в тишине и покое. Время на раздумья и фантазии идет им на пользу.
Они предпочитают насыщенные, задушевные беседы тет-а-тет, а не перекрикивание толпы в баре, и обожают говорить на серьезные темы, которые глубоко их затрагивают. Из них выходят отличные слушатели и писатели (Дж. К. Роулинг призналась, что тоже является интровертом).
Учитывая, что экстраверты обожают болтать, предпочитают делать, а не размышлять и счастливы больше всего, когда действуют на адреналине, неудивительно, что многие пары (в любви и в бизнесе) — это успешное сочетание экстраверта и интроверта.
Мозг интровертов и экстравертов работает по-разному
Новейшие нейронаучные исследования обнаружили любопытные различия в мозге людей, которые считают себя интровертами и экстравертами. Экстраверты "запрограммированы" уделять необычно много внимания лицам — при этом они переживают всплеск "награждающего" нейромедиатора (биологически активные химические вещества в мозге) дофамина, который также задействуется при зависимом поведении.
Кроме того, похоже, что экстраверты используют более короткий и быстрый нервный путь при обработке информации, чем интроверты, и он проходит через зоны мозга, отвечающие за обработку сенсорной информации (зрение, звук, вкус, прикосновение). Этот путь также зависит от дофамина.
Но есть одно "но": экстраверты не слишком чувствительны к дофамину. Им его нужно больше, чем интровертам, чтобы он подействовал; и один быстрый способ повысить уровень дофамина — повысить уровень адреналина, чего можно достичь, совершая новые, захватывающие и опасные поступки: например, петь караоке в баре, танцевать с незнакомцем или прыгать с банджи.
Выбираясь в люди и совершая нечто увлекательное, особенно в компании (лица!), они получают всплеск дофамина, отвечающего за удовольствие, и испытывают несколько кратких, но сильных вспышек счастья, и все кажется замечательным.
Интроверт действует совсем иначе. Похоже, мозг интровертов больше снабжается кровью, чем у экстравертов, и это приводит к более сложному пути обработки информации: она проходит через зоны, которые отвечают за внутренние переживания, такие как память, планирование и решение проблем.
Кроме того, интроверты крайне чувствительны к дофамину, и им нужно его совсем чуть-чуть, чтобы ощутить избыток стимуляции (иными словами, им стоит избегать вечеринок!). У них другой любимый нейромедиатор — ацетилхолин, у которого совершенно иной эффект. Это вещество дает ощущение сосредоточенности и расслабленности, способствует укреплению памяти, легкой обучаемости и когнитивной гибкости.
Похоже, что мозг интроверта ищет новый опыт, который приводит к высвобождению нейромедиатора "удовлетворения", чтобы функционировать успешно, а мозг экстраверта жаждет увлекательной активности во взаимодействии с другими людьми, которая способствует немедленному всплеску дофамина.
Я люблю одиночество. Я странный?
Совет от ученых, от Юнга до современных нейробиологов: никакой проблемы нет, если только вы не сопротивляетесь собственной природе и любимым занятиям. Например, если вы интроверт и внезапно решили оторваться на вечеринке, весьма вероятно, что в конце вы почувствуете себя изможденным. Точно так же экстраверт ощутит себя истощенным, если будет сидеть дома в одиночестве всю неделю.
Поэтому стоит быть осторожным в выборе профессии, ведь высока вероятность оказаться в среде, которая ожидает от своих работников определенного стиля поведения, и ошибка будет стоить вам здоровья и счастья. Юнг советовал интроверту: "Его собственный мир — безопасная гавань, тщательно возделанный тайный сад... Лучшие труды производятся его личными усилиями, по собственной инициативе и собственным особым способом".