Хорошо это или плохо — но в годы отрочества дети демонстрируют свою автономию и независимость от взрослых с помощью внешности. На самом деле, большинство случаев такого позерства вполне безвредны. И нет никакого смысла ввязываться из-за них в силовую борьбу. Но что же тогда делать?
Как говорить с подростком об одежде
Всем нам приятно знать, что мы «вписываемся» в ту или иную социальную группу. И подростки от нас ничем не отличаются.
Как-то утром, когда я ждал в машине свою дочь-восьмиклассницу, чтобы отвезти ее в школу, она вышла из дома, одетая как капитан команды болельщиц — в коротенькое платьице с оборками, едва доходившее до середины бедра. Это было бы замечательно... если бы она на самом деле была капитаном команды болельщиц и собиралась на тренировку!
Знаете, не поймите меня неправильно: по большей части я старался не быть «трудным» отцом. Тем не менее даже я не мог найти ни одной веской причины идти в школу в платье, которое выглядело так, будто здорово подсело в стиральной машине. Однако к этому моменту своей воспитательной карьеры я уже усвоил, что первую реплику, которая так и просится на язык, как правило, озвучивать не стоит. Если хочется что-то сказать, лучше для начала это обдумать.
По дороге, перебрав возможные варианты начала разговора, я осторожно заговорил:
— Робин, а ты хорошо подумала, прежде чем так одеваться? Мне кажется — или ты действительно немного по-другому себя ведешь в такой одежде?
Она рассмеялась и быстро ответила:
— Ой, пап, да у нас все девчонки так одеваются!
Я подумал: «Ага, точно! Все девчонки? Вот так сверкают ягодицами? Ну конечно!». Но, к счастью, мне удалось попридержать язык.
Когда мы добрались до школы, я притормозил сразу за стоянкой школьных автобусов, из которых гурьбой высыпали школьники. И обнаружил (что меня немало шокировало), что все девчонки действительно были одеты как команда болельщиц!
Сегодня таким сюрпризом может оказаться все, что угодно, начиная от мини-юбок и заканчивая голым животом и плечами. Это, конечно, всего лишь вопрос стиля, но если вас это нервирует, вы вполне можете сказать: «Дорогая, у тебя такие красивые глаза! Как бы мне хотелось, чтобы на них обращали внимание как можно больше людей! Хотя, конечно, это вряд ли случится, если они будут глазеть только на твой пупок... Ты не думала, что иногда лучше сделать акцент на лице?».
К сожалению, порой мы лишаем подростка уважения к самому себе, заставляя его выглядеть «нормально». Например, вы собираетесь на похороны тетушки Хильды, где предстоит встретиться со всеми родственниками, с которыми вы не виделись годами. Вы знаете, что все будут судить о степени благополучия вашей семьи по внешнему виду ее членов, — и приходите в ужас при мысли о том, что идти туда предстоит вместе с дочерью-подростком, которая, на ваш взгляд, обычно выглядит похлеще ночного кошмара.
У вас возникает желание сказать ей: «Неужели ты не можешь хотя бы один раз надеть нормальное платье и нормально причесать волосы? Что плохого в том, чтобы выглядеть по-человечески?». Но употребление этой фразы действует на подростка как красная тряпка на быка. Чтобы донести до дочери свое мнение и при этом не вызвать отчуждения, вы можете сказать: «Я, к счастью, знаю, какой ты замечательный ребенок — как бы ты ни одевалась. Я не сужу тебя по тому, как ты выглядишь. Но там буду не только я, но и другие родственники. Так что, пожалуйста, подумай об этом хорошенько». Таким образом вы даете дочери понять, что стиль ее одежды бросает тень на нее, а не на вас.
Но порой детали внешности подростков и их очевидное бунтарство отражают то, что они видят в семье, а не по телевизору или в школе.
Дональд-старший, известный и уважаемый юрист, пришел на консультацию, поскольку его очень расстраивал стиль одежды Дональда-младшего: «Видя, как этот парень одевается, ни одному нормальному человеку не захочется второй раз на него взглянуть, не то что взять его на работу!» — сокрушался Дональд-старший.
Однажды я увидел Дональда-старшего в суде и был несколько шокирован его внешним видом: тот надел джинсы (пусть и дорогие) с белой рубашкой и галстуком. Я задал ему вопрос, уместна ли такая одежда на его рабочем месте. «Ну, я же прихожу в суд не красоваться, а делать свою работу, — ответил Дональд-старший. — Если людям не нравится, как я одет, это их проблемы. Я думаю, они в состоянии понять, что я свое дело знаю».
Неудивительно, что Дональд-младший избрал бунтарский стиль одежды!
Внешность подростка и три правила для родителей
Вот три рекомендации по поводу того, как относиться к внешности подростка.
Если можете, скажите что-нибудь приятное. Если сумеете обойтись без чрезмерных натяжек, положительно отзывайтесь обо всех переменах в стиле одежды или прически, который выбирает ваш ребенок. У такого подхода есть одно великое преимущество: пусть ваш подросток — завзятый бунтарь, ваше одобрение может заставить его вернуться к такой внешности, которая вам больше по вкусу.
Когда не можете сказать ничего хорошего, промолчите. Если положительный комментарий с вашей стороны будет выглядеть чересчур лживо, стоит временно «проглотить язык».
Если подросток выглядит возмутительно, выскажите свое мнение. Допустим, внешний вид подростка противоречит всем законам красоты и хорошего вкуса. Вы можете просто сказать: «Я понимаю, что тебе нравится так одеваться, но это переходит все границы, и я не хочу, чтобы ты одевался так в моем присутствии. Да, я несколько старомоден, как и большинство моих друзей, — и наша терпимость имеет пределы».
Итак, прежде всего, избегайте силовой борьбы по поводу внешности. Школа и родители проиграли множество таких сражений. Дайте себе передышку. И помните, что мудрые родители не платят за одежду, прически и другие детали внешности, которые им не нравятся.