Декабрь — время, когда взрослым кажется, что они ничего не успевают, а детям — что до них никому нет дела. При этом много суеты, походов по магазинам, утренники в детском саду и на "развивалках", а еще билеты на елку... В одном месте и в одно время сходятся сразу много причин для истерик у детей — и они не заставляют себя ждать. Ребенок устраивает истерику. Что делать в этой ситуации родителям?
"Малейший отказ вызывает у него истерику. Чуть что не по нему, он начинает швырять вещи, кричать так громко, как только может!"
"Дочка меня расстраивает: на публике на нее находит, она падает на пол и сучит ножками, как в припадке. Это нормально?"
Истерика — это презрительное название целого ряда эмоциональных реакций ребенка. Эмоции — язык, на котором он пытается достучаться до взрослых с единственным важным вопросом: "Ты меня любишь?". Или в отчаянии: "Меня кто-нибудь любит?".
Назовем главные причины истерик у детей.
Истерики расцветают в эмоциональном вакууме
Потребность во внимании есть у каждого ребенка. Он чувствует себя нужным, если отношения со взрослыми напряжены, осязаемы, как будто ребенка и родителей связывают десятки серебряных, звучащих на все лады нитей.
Родитель дает понять, что ребенок нужен ему, если просит ребенка помочь, принести чашку или газету, убрать со стола или пойти открыть дверь долгожданному гостю. Так ребенок ощутит себя включенным в семейный круг, но не только! Он почувствует себя сильным и уверенным. А такие дети никогда не закатывают истерики.
Если родитель не дергает ребенка за ниточку, ребенок начинает беспорядочно "звонить во все колокола". Повышенная потребность во внимании иногда формируется не в результате гиперопеки, а напротив — из-за того, что родители не обращают внимания на ребенка до тех пор, пока он не начнет подавать сильные сигналы.
Истерика — это паническая реакция, возникающая из-за невозможности что-то изменить, неспособности управлять страхами, обидами, равнодушием окружающих.
Одна из причин истерик — страх быть брошенным
Этот страх формируется у детей, которых родители часто бросают внезапно и надолго. Детям, которых растят бабушки, в то время как родители зарабатывают деньги, чтобы содержать семью, живут в других городах, знакомы такие ситуации. Дети из интернатов и даже элитных закрытых школ знают, о чем идет речь.
Когда родитель пытается компенсировать свое отсутствие бурными припадками любви и выражением радости, за которыми не следует продолжения праздника, ребенок чувствует себя обманутым и несчастным. Он уже знает, что праздник — это только прелюдия к горькому одиночеству. Дети протестуют, требуя, как может показаться, невозможного: чтобы родители всегда были рядом. Но разве не об этом мечтают все дети на свете?
Истерика из-за страха, с которым ребенок не справляется
Опасно игнорировать страхи ребенка. Даже взрослые люди испытывают страх высоты, темноты и т.д. Мы живем с непреодоленными детскими страхами, но требуем от детей отваги, адекватности и разумного отношения к своим эмоциям.
Когда мы выводим ребенка в людные места, на шумную улицу, его окружают сотни незнакомых сигналов: звуки автомобильных клаксонов, разговоры незнакомых людей, громыхание строек, крики птиц и т.д. И в ситуациях многофакторных и неоднозначных реакция на новизну может быть негативной.
При определенном уровне адреналина в крови срабатывает инстинкт "бей или беги!". Ребенок беспокоится, отказывается играть с другими детьми, прикрывает лицо ладошками или прячет его, уткнувшись в папино плечо.
Истерика — реакция на отказ
Это, пожалуй, самая частая причина истерик у детей лет до лет до трех с половиной. Непропорционально сильная экспрессивная реакция на отказ, ограничения говорит о том, что у ребенка еще не сформированы навыки общения. Он не справляется со своими желаниями и не может пока рассказать о своих переживаниях другим людям. Вот почему важно учить детей точно выражать свои эмоции и правильно распознавать чувства и желания других людей.
Истерика на публике
Все люди, тем более дети с их ранимой, возбудимой, незащищенной психикой, экзальтированны на публике. Публичность — чрезвычайно возбуждающий, тревожащий фактор. Некоторые "купаются" во внимании публики, другие бегут от нее как от огня.
Страх перед публичными выступлениями остается навсегда, но у некоторых он редуцируется до легкого артистического возбуждения перед выходом на сцену. Люди склонны отказываться от публичных выступлений, если чувствуют, как от одной мысли о них приливает кровь к лицу, холодеют руки, туманится рассудок.
Преодолевается страх перед публичными выступлениями методом тренировки, повторов. Важно не просто выталкивать ребенка в круг, но и научить его пользоваться выразительными голосовыми средствами, поделиться "секретами" ораторского мастерства и обязательно похвалить за прогресс.
Хотя в силу индивидуальных особенностей не все дети любят участвовать в домашних или детсадовских концертах, умение выступать перед другими пригодится ребенку в учебе, а когда он вырастет — на работе. Важно, чтобы страх и экзальтация не достигли предельного, "истерического" уровня.
Как успокоить истерику у ребенка
Универсальный метод купирования сильных эмоций (обида, агрессия, страх, любовь) — отзеркаливание, комическое копирование истерики во всей ее красе. Если родитель упадет рядом со своим чадом на коврик и засучит ножками, тот непременно озадачится, начнет поднимать зарвавшегося взрослого, постарается побыстрее его успокоить. Конечно, этот метод хорош в домашних условиях, потому что в общественных местах вашу реакцию сочтут проявлением безумия, а не вершиной педагогики.
В общественном месте лучше всего отвести ребенка подальше от толпы, чтобы поговорить. Прежде чем увещевать, обязательно возьмите его за руку, обнимите. Такие жесты символизируют психологическое единство. Они сами по себе успокаивают малышей, показывают, что родители преисполнены внимания, готовы выслушать и помочь.
Дайте ребенку высказаться, канализировать эмоции, без критики, ответных окриков, требований прекратить истерику. "Наверное, я смогу что-то для тебя сделать, если ты скажешь то же самое, но шепотом, мне на ушко. Когда ты кричишь, я пугаюсь и не все слышу!", "О, вот так уже лучше... Еще разик, и мы сможем что-то сделать..." Повторение снижает эмоциональное напряжение.
Метод активного слушания как нельзя лучше подходит детям, которые пока плохо расшифровывают свои эмоции. Он состоит в том, что взрослый называет вслух, сам формулирует то, что переживает ребенок: "Я тебя понимаю, ты плачешь, потому что очень сильно хочешь вон ту игрушку? Да?". Это начало разговора между ребенком и родителем. Начав с понимания, вы обязательно закончите согласием.
Если ребенок оказался в незнакомой обстановке, нужно не просто крепко держать его за руку, но и спокойно рассказать, где вы, что вокруг происходит, подвести к наиболее ярким предметам, познакомить с детьми и т.д. Помочь ребенку сориентироваться в обстановке — значит снизить уровень его тревожности, предупредить усталость от неопределенности, вероятность гипервозбуждения и истерик. Готовиться к подобным выходам нужно еще дома.
Спросите себя: "А как сейчас я чувствую себя в этой обстановке?". Если и вы встревожены, напряжены, недовольны или даже агрессивны, будьте уверены, что ребенок выразит именно эту эмоцию, не в словах, так в действиях — потребует немедленного возвращения домой, ударит незнакомого мальчика, отвернется от взрослого, подошедшего, чтобы познакомиться. Прежде чем требовать самообладания от ребенка, родитель должен разобраться с собственными эмоциями.
Истерики — это попытка ребенка избавиться от сильных неприятных эмоций. У детей пока не сформированы защитные механизмы. Дети еще плохо понимают, что с ними происходит, как воспринимаются они сами и их действия, чего хотят другие люди.
"Первая помощь" при истериках — назвать и объяснить ребенку причины, из-за которых он нервничает. Строгий окрик, шлепок, наказание только подавляют эмоции, но не помогают разобраться в них, а значит, и овладеть своим поведением.