Что делать, если ребёнок — "серая мышка", и никаких творческих способностей у него на первый взгляд не наблюдается? Что делать, когда ребёнка тянет "быть как все"? Размышляет художник Ирина Похвалова, основатель центра развития личности "Лулаки".
Есть дети, у которых таланты ярко выражены: они творят, выдумывают и восхищают своей фантазией всех вокруг. А как быть, если я смотрю-смотрю, а никакой яркости в своем ребенке не вижу? Все просто — нужно не просто пассивно наблюдать, нужно дать возможность проявить себя в разных сферах. И не только выдать краски и лист ватмана, а привести к правильным людям, которые откроют ему "волшебную дверь" за куском старого холста...Желание что-то создавать — вот главный компонент успеха, всё остальные умения нарабатываются в процессе обучения. Чувство цвета, глазомер, фантазия, даже усидчивость — всё можно и нужно развивать. Подумайте сами, когда вам интересно чем-либо заниматься? Когда вас потом за это хвалят, когда "публика аплодирует, аплодирует", когда вы начинаете верить в себя, когда вам интересно и не страшно. Творчество — это выражения себя, желание удивить и поразить, сказать слово, создать что-то новое. Тут, как ни крути, без публики не обойтись, и для маленьких детей такой публикой должна стать семья.
Родители, возьмите себя в руки! Отныне вы — зрители и только иногда — осторожные, доброжелательные критики. Вы должны чувствовать себя, как в музее современного искусства: очень внимательно смотреть и осторожно комментировать, и, конечно же, находить в произведении то, за что можно похвалить!
Уважение — ещё одно важное слово. Пусть творцу всего пять лет — он уже художник и творческая личность — сильная, но ранимая. Представьте, что ваш приятель-художник показывает свою новую картину. Вы сначала отметите то, что нравится, потом, возможно, рискнёте деликатнейшим образом покритиковать. А не нападёте со словами: "И вот эту чепуху ты так долго рисовал?". Или еще лучше: "А я бы тут красненького подбавил!". Ну и самое ужасное: "А ты знаешь, мне Петина картина больше понравилась".
Родители, запомните: на вас лежит огромная ответственность за расцвет таланта. Поэтому ребенка нужно хвалить, а если что-то не нравится, то не ругать, а вежливо спрашивать: "Пожалуйста, расскажи, почему ты здесь сделал именно так, а не эдак?"
Мой преподаватель в художественной школе постоянно задавал подобные вопросы и, чтобы не ударить в грязь лицом, приходилось как-то выкручиваться и давать художественные обоснования многим откровенным провалам. Сейчас понятно, что это умение очень пригодилось всему нашему классу во взрослой творческой жизни: таким образом, он научил нас думать над своим произведением.
Конечно, лишь однообразно восхищаться тоже не нужно — иначе к вам быстро потеряют интерес как к зрителю. Но я не верю в то, что ребёнка можно перехвалить, вы — семья, поклонники, поддержка. Жизнь, к сожалению, такова, что всегда найдутся те, кто будет только ругать.
В том случае, если ребенок упорно не желает идти на занятия, то тогда нужно либо попробовать что-то другое, либо поменять преподавателя. Иногда достаточно одного неосторожного слова, чтобы убить уверенность в себе и желание заниматься любимым делом. Детям еще предстоит закалиться, стать сильными, чтобы отстаивать свое мнение.
Хочу быть как все!
А что делать, когда ребёнка тянет быть как все? Большинство взрослых людей в чем-то обязательно похожи друг на друга: образ жизни, привычки, работа, мода, стадный инстинкт.
Силу "быть собой" даёт разнообразие внешкольных занятий, чтение и внутренняя свобода — а она приходит с годами и растёт вместе с ребёнком. Очень важно читать, переживать разные ситуации вместе с литературными героями, думать. Я помню, что в школе всегда замечала одноклассников, которые брали на занятия теннисные ракетки, пуанты, боксёрские перчатки, сразу было видно: а вот он не такой, как все, он после школы играет в теннис, а она — балерина, танцует четыре часа в день и поэтому по утрам спит на математике... Не как все, особенный. Не буду лукавить, я ненавидела свою чёрную папку с рисунками, которую приходилось постоянно таскать с собой. Она была такой гигантской, что в младших классах я даже скребла ею по асфальту. Мой образ дополнял ненавистный "художественный берет", и мальчишки вслед кричали: "Шапокляк, куда ты опять понесла свой чемодан?". Однажды, не выдержав обиды, я пожаловалась маме, и она мне сказала: "Подожди, придёт время, и они будут носить эту папку за тобой!". И я дождалась, поверив ей, взрослой и красивой женщине, осознала, что я — художник, и это круто, в этом моя сила! Разговаривайте, убеждайте, будьте примером, поддерживайте — это главное.
Талантливый, но ленивый
Большая проблема, когда одаренность ребенка очевидна, но он ни в какую не хочет ее развивать — просто "выезжает" до поры на своих природных способностях. Тут уж надо брать быка за рога: нагружать, ставить сложные задачи, погружать ребенка в ту среду, где дети многое умеют, где есть с кем конкурировать. Нужно, чтобы было интересно и сложно — в хорошем смысле.
Задача преподавателя — сделать так, чтобы всем было интересно, это азы индивидуального подхода, потому что одинаковых детей просто не бывает. Мы иногда делаем общие занятия для маленьких детей и взрослых учеников. Вы не представляете, какая тишина и порядок стоят в студии! Никакого крика и беготни, все сосредоточенные, рисуют, стараются. Самые смелые подходят к старшим и могут высказать свое мнение о работе. А старшие сразу чувствуют себя состоявшимися художниками. Нам всем нужно к чему-то стремиться, видеть вокруг людей, до которых хочется дотянуться.
Все в жизни пригодится
Кто-то делает художественное творчество своей профессией, а кто-то переносит навыки творческого труда в другие области деятельности и рисование остается лишь увлечением. Это прекрасно, так как ничего нет лучше для того, чтобы восстановить силы, отвлечься от ежедневной суеты, чем волшебный разговор с красками и погружение в мир, где ты — главный творец и создатель. Многие великие люди занимались художественным творчеством как хобби.
И давайте признаемся себе: не бывает детей-"серых мышек" — бывает "серое" общество, "серые" преподаватели, которым и жить-то скучно, невнимательность, равнодушие и нехватка времени на самых дорогих нам людей. Часто слышишь от взрослых: мной в детстве не занимались, за мной не наблюдали, во мне не увидели, а ведь я бы мог... Слушайте ребенка, дайте ему шанс выбирать, не отбрасывайте бесполезные, по вашему мнению, занятия — лишних знаний не бывает. Повышенное внимание, любовь и заботу никто никогда не припомнит с обидой.