В России о травле в школе только начинают открыто говорить и составляют руководства, как бороться с этим явлением, — причем инициатива исходит от родителей пострадавших детей. В школах Финляндии против травли действует государственная программа. Как она работает, рассказывает Тимоти Уокер, школьный учитель из США, который несколько лет проработал в финской школе.
Согласно отчету Национальной академии наук США, от 18 до 31% американских детей и подростков сталкиваются с травлей в школе. Живя в США, я успел поработать в трех школах (двух государственных и одной частной), и повсюду педагоги использовали весьма разумные способы предотвращения травли. Сюда входили "утренний круг", регулярные общешкольные собрания, мастер-классы по борьбе с травлей и большой постер, на котором, обязуясь противодействовать этому негативному явлению, расписывались все ученики. Вроде бы профилактика была на высоте, однако ни в одной из школ так и не сумели полностью искоренить травлю.
В Финляндии вот уже более 10 лет пытаются решить проблему на государственном уровне. Работая в Хельсинки, я узнал о самой популярной из разработанных с этой целью программ, которую сегодня используют в 90% местных школ. Она называется KiVa: это аббревиатура от "kiusaamista vastaan", что в переводе с финского означает "против травли". Кроме того, здесь присутствует игра слов, поскольку прилагательное "kiva" переводится как "милый, приятный".
Первые результаты этой государственной программы выглядят многообещающе. Исследование, в котором приняли участие 7000 финских школьников, показало, что KiVa значительно улучшила психическое здоровье детей, которые чаще всего подвергались травле. Стратегия KiVa включает в себя профилактические меры: школьники моделируют негативные ситуации с помощью компьютерной программы; кроме того, в классах проводятся ролевые игры.
Избавиться от травли в школе помогают... переговоры
Огромный плюс KiVa заключается в том, что там четко расписана вся последовательность действий, которые следует предпринять тем, кто столкнулся с травлей в школе. Вот как это действует на практике.
Допустим, у нескольких учеников возник конфликт. Кто-то из детей обвиняет одноклассников в поведении, напоминающем травлю, например, с ним регулярно отказываются играть на площадке. Эти ученики могут поговорить с классным руководителем и попросить устроить им встречу по программе KiVa. (Процесс также имеют право запустить свидетели происходящего, например педагоги или одноклассники.)
На встрече классный руководитель вместе с учениками заполняют анкету, где вкратце описывается инцидент, после чего назначают время и место для последующих переговоров. Потом учитель помещает эту заполненную анкету в особую папку, которую постоянно просматривает группа педагогов, ответственных за KiVa.
Эти учителя, в свою очередь, рассказывают о возникшей ситуации старшим школьникам, которые прошли специальное обучение и выступят в роли конфликтологов. Эти ученики наряду с учителем тоже будут присутствовать на переговорах, помогая их вести.
Переговоры обычно проходят на перемене в свободном кабинете. Каждая сторона излагает свою версию, и на первом этапе главная задача — выслушать друг друга.
Потом посредники просят участников конфликта оценить свое поведение и подумать, можно ли было в данном случае поступить иначе и как именно. Это необходимо для того, чтобы ученики нашли возможные решения конфликта, дабы в следующий раз предупредить подобную ситуацию. Каждая сторона должна пообещать, что впредь применит эту превентивную стратегию, посредники записывают обещания, и на этом переговоры завершаются.
Через две недели представителей обеих сторон обычно приглашают на контрольную встречу. Если проблема по-прежнему остается, составляют дополнительный протокол и оповещают родителей.
После травли: не извиняться, а решать проблемы
Стратегия KiVa, на мой взгляд, особенно хороша тем, что предлагает множество относительно простых действий, способных предотвратить весьма негативное явление. Думаю, и в США педагоги также могли бы извлечь немало пользы, взяв на вооружение ключевые элементы программы KiVa.
Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что порой поведение, похожее на травлю одноклассников, наблюдалось и в тех американских школах, где мне доводилось работать, но тогда я просто толком не знал, что с этим делать. Полагаю, всем учителям следовало бы постоянно обсуждать с учениками проблему жестокого отношения к другим, а также то, как этому можно противодействовать.
Еще я думаю, что не помешало бы и у нас тоже ввести систему, позволяющую реагировать на жалобы учеников. Обычно я разбирался с конфликтами, лишь когда видел, что ситуация вышла из-под контроля. Возможно, имеет смысл завести в каждом классе специальный ящик для сообщений, подобный папке KiVa в финских школах, чтобы ученики могли своевременно рассказывать учителю о трудностях, возникающих при общении.
— Согласно правилам KiVa, если человек не хочет извиняться, то никто не будет от него этого требовать, — говорит учитель Паула Хаву. — Потому что, когда тебя заставляют просить прощения из-под палки, извинения часто бывают неискренними. Вместо этого мы предлагаем детям сосредоточиться на сути проблемы, на своем собственном поведении и на том, какой выход можно найти из создавшегося положения.
Задним умом я понимаю, что главной моей ошибкой в подобных ситуациях было то, что я делал акцент на извинениях, тогда как следовало искать пути решения конфликтов. Обычно я призывал учеников извиниться и забыть о неприятной ситуации, но редко задумывался о позитивных действиях, которые они могли бы предпринять. В Финляндии поступают очень мудро и дальновидно, записывая предложения сторон и назначая затем контрольную встречу.