Если вы окажетесь в Китае, хотя бы из любопытства загляните в какой-нибудь крупный магазин детских товаров. При виде изобилия детской одежды разных фасонов, цветов, из всевозможных тканей, огромного количества игрушек, всяких забавных и ярких штучек и вещичек вы поймете, вокруг кого крутится эта планета, по крайней мере в масштабе отдельно взятой Поднебесной.
Китайцы всегда любили детей. Может быть, поэтому их численность настолько велика. Эта любовь достигла апогея после введения жесткого ограничения рождаемости в
До
Психологически китайцы всегда были настроены на семью с
Ограничение рождаемости сыграло свою роль. Численность населения продолжала расти, но уже гораздо более медленными темпами, и теперь по статистике среднее количество детей на одну женщину составляет всего 1,8 человека.
Вместе с тем данная политика повлекла за собой множество проблем. Одна из них связана с тем, что в Китае традиционно предпочтение отдавалось мальчикам, а рождение девочки в большинстве семей приравнивалось к несчастью. Это отношение отражалось в именах, которые родители давали новорожденным (у китайцев нет ограниченного списка имен, именем может быть почти любое существительное или словосочетание). Мальчиков называли Герой, Маленький Дракон, Великий Тигр, тогда как девочек — Покорная, Спокойная, а иногда и просто нумеровали или давали какое-нибудь обидное имя типа Большая Ошибка или Ненужная.
Рождение девочки во многих семьях считается большой ошибкой и сегодня, за тем лишь исключением, что эту ошибку можно совершить только один раз, ведь второго раза уже не будет. Правительству даже пришлось запретить врачам информировать будущих родителей о поле ребенка, так как в большинстве случаев, если должна была родиться девочка, это вело к прерыванию беременности.
Однако китайцы и в этом вопросе оказались мастерами, ведь пол ребенка можно спланировать. И теперь на каждые 100 девочек в Китае рождается 117 мальчиков. В 2005 году власти даже стали выплачивать денежную премию семьям, в которых родилась девочка.
Некоторые родители после рождения девочки рисковали во второй раз, но второй ребенок в таком случае рождался "нелегалом" и практически лишался возможности получить образование и хорошую работу, пополняя собой ряды неквалифицированных работников, если только родители не соглашались на выплату довольно серьезных штрафов.
В настоящее время власти Китая задумываются о снятии ограничения на рождаемость в связи с растущими темпами старения населения. По расчетам специалистов, к 2030 году лица старше 60 лет составят 20% населения страны. 300 миллионов нетрудоспособных людей, не имеющих средств к существованию, создадут значительную угрозу для экономики страны.
Но самым печальным последствием политики ограничения рождаемости социологи считают проблему "маленьких императоров", в которых превратились пресыщенные вниманием взрослых китайские малыши. Китайский ребенок — словно отдельная планета, вокруг которой крутятся многочисленные родственники — мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди. Все они стремятся уделить малышу максимум внимания, в результате чего ребенок вырастает несамостоятельным, избалованным, незакаленным, часто отягощенным лишним весом, с непомерно высокой самооценкой.
Прежде всего это касается мальчиков, зачастую воспитываемых вразрез с традиционной системой воспитания. Такие малыши творят практически все, что им заблагорассудится: хулиганят, дерутся, поглощают большое количество сладостей, а взрослые только слегка журят баловников, в душе умиляясь их непосредственности.
Традиционно воспитанием ребенка в Китае занимались с самого раннего возраста, практически с рождения. Воспитывали их в рамках конфуцианской морали, предписывающей беспрекословное подчинение старшим, сыновнюю (дочернюю) почтительность и уважение к предкам.
Многие иностранцы отмечают, что китайские дети очень спокойные, послушные и сговорчивые, особенно девочки. К примеру, мать может оставить ребенка у входа в магазин и отправиться за покупками, а малыш будет терпеливо дожидаться ее возвращения. Кроме того, воспитание ребенка — это государственная забота, малышей можно отдать в ясли с трехмесячного возраста. Практически все дети посещают детские сады, центры раннего развития, где с ними очень много занимаются, всесторонне развивают — как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Нагрузка у детей раннего школьного возраста настолько значительна, что к третьему классу многие дети ходят в очках.
Основной прием воспитания — игра, имитирующая будущую трудовую деятельность. Именно в игре дети постигают основные принципы взрослой жизни, воспитывают в себе готовность к напряженной работе, стремление внести свой вклад в развитие страны.