Когда в семье двое и больше детей, психологи советуют находить время для каждого ребенка и проводить его с ним наедине. Но как это сделать? Автор книги «Счастлива дома» Гретхен Рубин тоже встала перед такой проблемой со своими дочерьми. Возможно, способ, который она нашла, подойдет и тем родителям, которые сейчас составляют расписание занятий для своих детей.
Основная причина конфликтов сестер и братьев — конкуренция за внимание и время родителей. Элиза и Элинор прекрасно ладят, но все же соперничают в том, кому достанется больший кусок «пирога». Каждое лето девочки по очереди проводят по неделе с моими родителями в Канзасе, а во время учебного года моя свекровь раз в неделю забирает из школы одну из девочек. Мы сделали так для того, чтобы каждая из девочек могла насладиться вниманием взрослых, не деля его с сестрой.
Я тоже решила построить свое расписание так, чтобы иметь возможность побыть наедине с каждой из девочек и заняться с ней тем, что она любит. И эти занятия ничто не должно было прерывать — ни приставания сестры, ни телефон, ни домашние дела.
Поскольку Элиза теперь ходила в школу сама и уходила довольно рано, у нас с Элинор появилось утреннее время. Мы завтракали, одевались, а потом неспешно отправлялись в садик. И еще у нас был вечерний ритуал, когда я читала Элинор сказки и укачивала ее.
А что же Элиза? Каждый вечер я на 10–15 минут ложилась с ней в постель поговорить перед сном. Это было очень важно, но мне хотелось выкроить для нее побольше времени. Элиза тоже должна была чувствовать, что все мое внимание безраздельно принадлежит только ей.
И тут одна подруга рассказала мне, что по средам она забирает своего ребенка из школы и отправляется с ним «путешествовать» по Нью-Йорку — каждый раз в новое место: недавно, например, они побывали на фабрике, где пекут сладкие крендельки. Домой они возвращаются в полшестого, и у них остается время сделать уроки и приготовить ужин. Я сразу же решила повторить этот опыт и придумала, куда пойти с Элизой.
Но важнее всего было не то, чем мы решили заняться, а готовность посвятить свое время ребенку. Мне было трудно каждую среду выкраивать время для Элизы. Мне все время хотелось работать. Мне нужно было время на то, чтобы думать, читать, писать — хотя бы отвечать на письма. Меня всегда тянуло к компьютеру. Но я знала, что в будущем я буду жалеть о том, что провела с Элизой времени меньше, чем могла бы.
И я приняла твердое решение каждую среду проводить только с Элизой. Она становилась подростком, и мне нужно было каждую неделю проводить с ней несколько часов, не отвлекаясь на другие дела. Если мы решили каждую среду проводить вместе, этот пункт должен значиться в моем ежедневнике и быть столь же важным, как встреча с редактором. Слава богу, у меня гибкий график работы, но если я не воспользуюсь им для того, чтобы провести время с дочерью, то никакой пользы из него для себя не извлеку.
Я рассказала Элизе о своей идее, и она загорелась.
— Я могу выбрать любое место? — спросила она.
— Конечно. Но если тебе кажется, что я могу и не знать, как туда добраться, распечатай маршрут или спроси у папы. Мы будем уезжать прямо из школы.
— И мы можем поехать куда-то не только на Манхэттене?
— Ну разумеется, но только мы должны быть дома к шести.
— И мы можем пойти... в кино?
— Да, только вернуться нужно к шести.
— И в магазин тоже?
— Я не обещаю каждый раз тебе что-то покупать. Но если ты захочешь пойти в магазин, чтобы что-то посмотреть, почему нет?
— Здорово!
Я взяла ежедневник и написала «15.15 — Элиза — приключение» на каждую среду на несколько месяцев вперед.
Первой выбирала Элиза. Она повела меня в музей мадам Тюссо на Таймс-сквер. Потом я повела ее в Азиатское общество. Потом Элиза вытащила меня в кунсткамеру. Поскольку Элиза всегда интересовалась видео и рекламой, я предложила сходить в музей телевидения и радио. Я думала, что там показывают лучшую старую рекламу, но ошиблась, и мы посмотрели старые телешоу. Элиза предложила сходить в небольшой музей, где дети могли сами сделать поздравительные открытки. По моему предложению мы пошли в музей Метрополитен в зал Тиффани. Я показала ей свои любимые витражи — «Осенний пейзаж» и «Фонтан в саду».
Как-то раз Элиза выбрала большой универмаг «Блумингсдейл».
— Обожаю эти ароматы! — воскликнула она, когда мы вошли на первый этаж.
Мы два часа рассматривали украшения, выставленные на втором этаже. Элизе это страшно понравилось. Хотя сама я никогда ничего подобного не предложила бы, но получила удовольствия не меньше, чем она. Видеть сокровища дорогого магазина глазами ребенка было невероятно интересно.
Хотя я сказала, что мы не собираемся ничего покупать, но в тот день я не устояла перед соблазном и купила ей кулон.
— Я хочу, чтобы ты запомнила этот день, — сказала я. — Этот кулон будет напоминать тебе о наших приключениях по средам. Сохрани его на всю жизнь. Договорились?
— Ага, — закивала Элиза. — Я сохраню его навсегда!
Мы несколько месяцев гуляли по средам. И я начала терзаться чувством вины — почему же мы все время оказываемся в музеях. Я назвала эти прогулки «приключениями», но до сих пор мы не сделали ничего «приключенческого». Может, съездить в зоопарк в Бронксе, покататься на пароме на Стейтен-Айленд или попробовать необычные вкусности в Бруклине? А потом я поняла: наша жизнь настолько заполнена всякими событиями, что нам приятно просто провести время вдвоем, никуда не спеша. И пусть даже мы не уезжаем далеко от дома. Как-то раз, в сильный дождь, мы решили вернуться домой, сварить горячий шоколад и заняться замком Лего, который недавно начали строить. Иногда и в доме можно найти приключения.