На первый велопоход решиться нетрудно, когда сопровождающий — любимый муж, который в этом деле слона съел.
На первый велопоход в Испанию решиться сложнее, когда впереди дорога до Хельсинки и два перелёта, а в багаже не только палатка, горелка, одежда, но и собственные велосипеды, упакованные в огромные сумки.
На первый велопоход в Испанию решиться совсем нелегко, когда за юбку держится двухлетний ребёнок с ведёрком и лопаткой в руках.
Место было выбрано не случайно. Двоюродные братья мужа, живущие в Гранаде, пригласили всю родню в свой город. В семье любимого существует прекрасная традиция — раз в год бабушка с дедушкой (кстати, отметившие недавно
Прокладывание маршрута
Российских авиалиний, предлагающих недорогой провоз спортинвентаря, мы не нашли. Некоторые европейские компании предлагают провоз велосипедов всего за 15 евро за штуку. То есть, вес велосипеда не имеет значения, оплачивается только единица "спортивного" багажа.Так, с учётом велосипедов, дешевле всего оказалось лететь через Лондон. У нас с мужем сердце радостно застучало в груди: "Как, мы заодно посмотрим Лондон?!" Неожиданный и очень приятный сюрприз. Решили задержаться там на два дня, посмотреть основные достопримечательности.
Маршрут был проложен следующий: Петербург — Хельсинки — Лондон — Малага — Гранада — Кордова — Малага и обратно через Лондон домой.
Друзья, владельцы большого вместительного транспортного средства с неподходящим названием микроавтобус, любезно "подбросили" нас из Петербурга в Хельсинки. Что бы мы без них делали со своим огромным багажом — двумя велосипедами в чехлах, детским велокреслом и огромным гастарбайтеровским мешком в клеточку, набитым велосипедными сумками?
Велосипеды в чехлах никак не хотели пролезать через специальный тоннель в аэропорту, предназначенный для "багажа нестандартных размеров", в итоге за ними выстроилась целая очередь прочих нестандартных предметов и примерно столько же нервничающих пассажиров. Работник же просто отключил ленту, куда-то позвонил и долго сидел, читал газетку, не желая рисковать жизнью ради каких-то великов. И меня в тоннель, как я ни рвалась, не пускали.
В конце концов, на крыльях спецодежды прилетели спасатели багажа и пассажирских нервов — мастера на все руки. Они лихо залезли в дыру и поправили злосчастное колесо.
Лондон. Об овсянке, которой не было
9.05. Утро. Лондон. После вечернего перелёта отоспались в номере. Как мы накануне дотащили багаж от вокзала до гостиницы — осталось в памяти необъяснимым чудом. На вокзале не было ни одной тележки. Решили, что в обратный путь двинемся в аэропорт на такси.
В Лондоне остановились в отеле Croydon Park, который находится в местечке Кройдон, как раз на полпути между аэропортом Gatwick и центром Лондона. Туда удобно добираться на электричке, станция называется East Croydon — рекомендую всем, кто едет в Лондон ненадолго. Отель нам очень понравился. В обычном двухместном номере за 70 фунтов стерлингов две широкие кровати, в стоимость включено пользование бассейном и сауной, хороший завтрак.
Велосипеды не стали распаковывать. Выспавшись, поехали в центр города. Как раз попали на смену караула у Букингемского дворца! Такое важное традиционное зрелище... Оркестр играет приятную джазовую музыку. Народ толпится у забора с поднятыми камерами и наблюдает, как двое гвардейцев в огромных медвежьих шапках отделяются от строя и с серьёзным видом заглядывают за полосатую будочку — "не спрятался ли там враг?", потом с таким же серьёзным видом идут к другой будочке. Дочке же больше всего понравился полицейский на лошади, отгоняющий любопытных туристов от королевских ворот.
Лондон оказался таким, каким мы его и представляли. Вот он, Биг Бен. Как на обложке учебника по английскому! Действительно, почти все автобусы двухэтажные. Всё другое, как будто попадаешь в параллельный мир. Всё вокруг нас удивляло — даже ручки для смыва в туалете, по форме напоминающие дверные. Розетки к нашим вилкам не подходят, адаптеры же в гостинице были разобраны. Все знают, что движение в Великобритании левостороннее. Но когда это видишь вживую, начинает кружиться голова... И чтобы туристы не попадали под машины, как мухи под мухобойку, перед каждым пешеходным переходом на асфальте написано "посмотрите налево", "посмотрите направо", или же "посмотрите в обе стороны". Это реально очень помогало.
Для большинства семей с ребёнком час дневного сна — святое дело. Ради этого вернулись в гостиницу. После массового поклонения царству Морфея пообедали, а через часок с новыми силами двинулись обратно в город.
Вечерний Лондон был ещё прекраснее. Мы стояли на Tower Bridge и наблюдали, как солнце прощается с туристами и дарит напоследок прекрасное освещение для фотографий.
10.05. Каждый день первые слова нашей дочки: "Кашу хочу! Мама, свари кашу!" Лондон не стал исключением. К завтраку, включённому в стоимость номера, был предложен отличный шведский стол, но знаменитой английской "овсянки, сэр" почему-то не было. Так что любимое дочкино блюдо приходилось заказывать отдельно.
В этот день мы побывали на самом большом в Европе колесе обозрения — London Eye "Око Лондона". Его высота 130 метров, а люди сидят в огромных прозрачных "капсулах". Видами из окна такой капсулы можно наслаждаться целых полчаса — так медленно оно крутится. Нам с мужем очень понравилось, а вот наша трусишка отнеслась к "полёту" скептически.
Чтобы компенсировать дочке высотные переживания, отправились в Лондонский океанарий Sea Life. Решили, что, вероятно, для неё эта достопримечательность будет наиболее интересна. Океанарий замечательный, интересный, красиво оформленный. За стеклянной стеной огромные акулы. В тазике с водой маленькая, уставшая от внимания морская звезда, которую детям можно потрогать.
11.05. Самый "интересный" день нашего пребывания в Лондоне. В 3:30 мы встали, чтобы успеть на самолёт в Малагу, который вылетал неприлично рано — в полседьмого утра. После регистрации оказалось, что самолёт опаздывает. Сначала на час, потом на два, а потом его просто отменили! Пришлось забирать свои велики из багажа и искать в аэропорту представителей славной авиакомпании EasyJet, коих там просто не было. Нас порадовали записочкой, на которой было написано, как нам действовать дальше.
А именно: "Вы можете „совершенно бесплатно“ забронировать себе место на ближайший возможный рейс по Интернету!" Ура, вы так добры! Но вот незадача — ближайший рейс со свободными местами был только через 3 дня. Мы никак не успевали в Гранаду к четвергу, к началу праздника. Решили вернуться в гостиницу и думать там уже, что делать дальше. К счастью, удалось забронировать по телефону рейс на следующее утро. Правда, не в Малагу, а в Альмерию, впрочем, расположенную на таком же расстоянии от Гранады, как и Малага.
Надо отдать компании должное — и такси до аэропорта, и лишний день в гостинице Easyjet нам оплатили. Конечно, не добровольно, а только после настойчивых напоминаний по электронной почте и нескольких звонков.
Гранада. Каменные завитки
2.05. Прилетев в аэропорт города Альмерии, увидели из окна самолёта море и солнце! Подумали: "Сейчас вот выйдем из самолёта и побежим купаться!" Но на самом деле было довольно прохладно и очень ветрено. На выходе из аэропорта сразу собрали велосипеды. Зайка наша активно помогала папе накачивать колёса. Хорошая девочка.
Из аэропорта в Альмерию вела замечательная велосипедная дорожка. С пальмами по краям и видом на бескрайнее море! Если бы ни ужасный, сносящий нас ветер, это была бы просто мечта для велосипедистов, и мы наверняка захотели бы поехать в Гранаду на велике. Но ветер задувал через уши прямо в мозг и не позволял таким мыслям разгореться.
Решили добираться до Гранады по железной дороге. Виды из окна поезда были потрясающими. Холмы и горы кирпичного цвета и причудливых форм, покрытые кактусами и иногда оливковыми плантациями, разрушенные домики. Это место — самое засушливое в Европе. На этих холмах побывала не одна съёмочная группа, снимавшая всевозможные вестерны.
В течение дня приехали многочисленные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры, и даже
На следующий день мы всей дружной толпой поехали в город. Время от времени я прилипала к витринам, в которых висели ну очень красивые платья, но приходилось быстро снова отлипать и двигаться дальше — шумная группа удалялась, а потеряться в лабиринте узких улочек Гранады мне совсем не хотелось...
С видом на крепость Аламбру ужинали по-испански: картофельный омлет (тортилья), жареная мойва с хрустящей корочкой, жареные баклажаны и бобы. Вообще, там очень много предлагалось жареной еды.
Из испанской растительности очень понравилось обилие цветов, яркие краски. На одном диком поле могли быть собраны маки, ромашки, кактусы и прочие "лютики". Что уж говорить о городских клумбах!
15.05. В субботу мы все вместе поехали на автобусе в горы. На серпантине для некоторых не обошлось без "пакетиков". Мне повезло — села впереди и всю дорогу насасывала "стрепсилс", непрерывно гудя себе под нос "поворот направо..., поворот налево...".
Время от времени мы делали остановку, чтобы посмотреть деревеньку в горах. Издалека такая деревня напоминает огромные белые ступени с окошками. Но жизнь в них кипит, местные жители изготавливают сувениры, шьют одежду, открывают кафе — словом, зарабатывают на туристах. Посреди узких улочек проходят водосточные "впадинки" (каналами их даже не назовёшь). Было очень интересно заглянуть в один из таких домиков, но маленькие окошки были все занавешены, и любопытной русской туристке на базаре нос оторвали.
В последний день пребывания в Гранаде отправились на осмотр главной достопримечательности — крепости Alhambra, сохранившейся с тех пор, когда эта территория принадлежала арабам.
Заходишь в мрачную крепость на горе и попадаешь в древний мир... В зеркальном пруду отражаются величественные стены, покрытые мелкими узорами, высеченными из камня. Тут каменные цветы, размером с ноготь, оживают, закручиваясь в букеты, расходятся в разных направлениях во множество завитков, переходят в величественную надпись на арабском языке "Господь Аллах велик", распространяясь на всю стену на много метров влево и вправо, вверх и вниз... Цитаты из Корана, короткие молитвы. Кое-где следы голубой краски, дающие представление о былой роскоши.
Доченька же уснула на папе под монотонную мелодию голоса экскурсовода и самое интересное проспала. Крепкий, здоровый сон в одной из главных достопримечательностей Испании... Когда-нибудь она включит это в мемуары.
Когда-то здесь были рельсы...
16.05. В воскресенье все родственники разъехались по аэропортам, а мы вшестером (нас трое, две сестры мужа, одна из них с годовалым ребёнком) отправились на автовокзал города Гранады, чтобы доехать до Хаэна, городка ближе к центру страны.
На автобус мы чуть не опоздали, и пока муж покупал билеты, подошли с одной из сестёр к водителю и сказали: "Мы с вами, а билеты сейчас будут, можно грузиться?!" Он посмотрел на нас скептически. Два велосипеда и прицеп-тележка, в которой посапывал малыш сестры. Когда же подъехали ещё двое велосипедистов, нагруженных сумками, водитель нервно хихикнул и сказал: "Н-н-ну, попробуйте..."
Надо отдать автобусу должное — багажное отделение у него было необъятное! Ехали полтора часа, дети под гудение мотора по автобану мирно проспали всё это время.
Из Хаена стартовала дорожка-мечта для велосипедистов. Раньше там пролегала железная дорога, но потом её закрыли, рельсы убрали, а дорогу местами заасфальтировали, местами покрыли галькой. Все преимущества железной дороги были в нашем распоряжении: очень плавные подъёмы и скаты (это в гористой-то местности!), мосты и туннели для ублажения души и нервных окончаний глазного дна.
Мы двигались на юго-запад, в направлении Кордовы. Вокруг простирались бесконечные оливковые плантации. Они похожи на узор, которым покрыты поля, холмы, горы — всё! Раскидистые небольшие деревья стоят на определённом расстоянии друг от друга. Таком, чтобы между ними как раз смог проехать трактор и исполнить свою миссию. Глинистая почва выглядит иссушённой и потрескавшейся. Но на самом деле это просто сухой жёсткий верхний пласт, под которым ведет всё ближе к ядру Земли влажная глина. Мы это обнаружили, когда пытались вытянуть из земли одинокий и грустный кустик чеснока.
Когда солнце приблизилось к горизонту, мы поняли, что пора осесть и переночевать. Раскинули палатки под оливковыми деревьями, сварили макароны на ужин, заправили их консервированным горошком, ммм... Даже вечерний душ нам был предоставлен: маленькая речушка, воды в которой как раз хватает, чтобы окунуть пальцы ног. Интересно, долго ли она продержится при таком климате?..
17.05. Беспощадное солнце Андалузии не позволяло проехать больше часа подряд, даже обмазавшись, как доспехами, солнцезащитным кремом. После завтрака мы сразу трогались в путь, пока было не очень жарко. Где-то к двенадцати дочка засыпала прямо на детском кресле на первый сон-час, так что мы срочно искали тенистое место для паузы и укладывали её куда-нибудь на коврик под деревце. Потом с перерывами проезжали ещё какое-то время и часам к трём она снова засыпала. А вечером ехать уже намного приятнее.
К счастью, с дочкой в пути проблем не было никаких. Она с удовольствием сидела в велокресле за спиной у мужа, смотрела по сторонам, распевала песни вместе с нами, играла с игрушками, привязанными к седлу, рассматривала цветочки. Ну и, по-прежнему, отдых в тенёчке в самую жару — обязательное условие приятного времяпровождения.
Однако во второй вечер наши пути с сёстрами разминулись. У мужа за полтора часа езды на щебне случилось три прокола подряд, и пока он их штопал, его сёстры ждали нас за несколько километров впереди и нервничали. Пришлось договариваться смс-ками, что сегодня ночуем отдельно.
Но вот беда — у нас не было бензина для примуса, так что пришлось искать заправку. Пока мы нашли заправку, пока долго-долго (и безуспешно) пытались уговорить законопослушного испанца продать нам литр бензина для горелки, солнце стало устало клевать носом на западе. Мы поняли, что до темноты места для палатки уже не найдём, и решили переночевать в гостинице. День был тяжёлый, и до чего же приятно оказалось сходить после него в душ и лечь в мягкую постель на настоящую подушку!
18.05 Опыт прошедшего дня показал, что из совместной езды с сёстрами ничего толкового не выйдет. Я с непривычки не могла ехать часами без перерывов, и даже если старалась изо всех сил, то у меня не получалось так быстро, как у них. В итоге нервничали и они, вынужденные то и дело останавливаться и ждать нас, и мы, поскольку мне такая напряжённая езда не доставляла удовольствия.
Так на следующее утро мы решили не догонять спортивных сестрёнок, а сократить маршрут — не ехать в Кордову, а свернуть на юг. Все вздохнули с облегчением. Распорядок дня у нас не менялся, но ехать стало намного спокойнее, приятнее, и главное — легче!
О дороге, ведущей в прохладные глубины
19.05. Тем временем рельеф изменился. Появились высокие горы, интересные заброшенные мосты, выдолбленные в скалах домики. До этого времени было просто красиво, а стало ещё красивее!
Теперь дочка отлично понимает и употребляет слово "тоннель". Мы их находим на улице (подземные переходы очень уж на них похожи!), строим из кубиков, рисуем в мечтах...
Сколько же там повсюду было маков! Маковые поля, маковые дорожки и даже отдельные маки, торчащие из небольшого скопления почвы посреди скалы. Как-то раз мы увидели вдалеке прекрасное маковое поле. Это была такая неземная красота, что мы свернули полюбоваться и пофотографироваться. Оказалось, что, кроме маков, там растут ромашки, какие-то жёлтые цветочки и даже... бобы. Зрелые!
Мы набили зелёными стручками ботинки и двинулись в путь. Хм... Как это — ботинки? Да запросто — ботинки были привязаны к багажнику и более подходящей ёмкости не оказалось. Жареные бобы — очень популярное в Андалузии блюдо. Бобы можно купить в любом супермаркете.
Поскольку это была не простая дорога, а бывшая железная, она проходила через города и деревни. Соответственно, рядом с этой дорожкой всегда стоял старый заброшенный вокзал. В тени его мы могли остыть, передохнуть и даже сварить обед! Приехав на вокзал городка Пуэнте-Хениль, из которого также стартовала действующая (!) железная дорога, решили проехать небольшой отрезок пути на поезде.
Мы вышли на станции Бобадилья, где по карте начиналось большое водохранилище. Погода была прекрасная, и ужасно хотелось купаться! Но, к нашему удивлению и сожалению, никто нам толком не мог объяснить по-русски, как добраться до места, где можно купаться.
Встретившийся нам дедушка-охотник, как и большинство испанцев, не мог изъясняться ни на немецком, ни на английском, но он нарисовал нам примерный план местности и путь к водохранилищу. Только к вечеру мы добрались до того места, про которое он рассказывал. Оказалось, что нужно было свернуть сразу на небольшую разбитую дорожку, а мы исколесили все окрестности, натыкаясь то на странное болотце, не очень похожее на рай для водоплавающих туристов, то на карьер с надписью "Вход строго воспрещён!", то на закрытую военную зону.
Та разбитая дорожка оказалась также бывшей ж/д., и она скоро привела нас к тоннелю. После тоннеля открылся превосходный вид: сверкающая водная гладь, травка, цветы и горы со всех сторон! Странное чувство приносила та самая дорога, да, на которой когда-то лежали рельсы и ходили поезда, уходящая теперь плавно под воду и исчезающая в глубине. Первым делом пошли купаться — вода была чистейшая, приятная и не очень холодная.
Правда, наша трусишка купаться не пожелала, хотя с самого начала кричала: "Море! Купаться надо! Пойдём купаться!" Вечернего душа ей всё же не удалось избежать, пришлось смириться с прохладными обтираниями.
20.05. К утру начался сильный ветер — такой сильный, что с утра пропало всякое желание пораньше искупаться в озере. Ветви кустарника всю ночь бились о палатку, а я лежала и смотрела на трепещущие тени, и мне почему-то казалось, что это летучие мыши забрались под верхний слой палатки и порхают там.
Наутро не спеша собрали вещи, позавтракали и двинулись в путь, на юг. Чисто формально можно сказать, что мы ехали в этот день параллельно железной дороге, но на самом деле это было не так: наша дорога (уже обычная, автомобильная) то вела круто в гору, то съезжала в долину, и при этом вся была изогнута, как змейка. Ах, с какой завистью я смотрела вслед поездам, которые быстро и плавно пролетали сквозь горы, оказываясь то на мосту с головокружительным видом на долину, то в прохладном тоннеле.
Ехать в гору не получалось даже на самой низкой передаче, поэтому приходилось идти пешком и толкать двухколёсного навьюченного ослика вверх. Для мужа этот день остался в воспоминаниях самым прекрасным, несмотря на мои периодические хныканья. Он крутил педали и спокойно ехал в гору в хорошем настроении, хотя багажа у него (вместе с дочкой) было раза в 4 больше моего!
К вечеру мы подъехали к официальной площадке для кемпинга. В столь гористой местности было реально негде поставить палатку, а в кемпинге были на склоне разровнены большие ступени для палаток. Всё было цивилизовано: туалет, душ и даже небольшой супермаркет.
Всю дорогу мы постепенно съезжали по склону вниз, что было весьма приятно. Проезжая небольшую деревушку, решили остановиться и пообедать. Там в любой деревне найдётся кафешка, тем более, что мимо проезжают столько туристов. Пообедали картофельным омлетом и лечо. И только собрались уезжать — как вдруг заходят сёстры мужа с ребёнком! Радостная была встреча, столько можно было друг другу рассказать! После обеда мы проехали все вместе ещё километров 20, пока не осели к вечеру на очередной оливковой плантации, оказавшись уже совсем недалеко от города Малаги.
23.05. На следующий день, добравшись до Малаги, мы приехали в гостиницу, не спеша собрали велосипеды в чехлы, а после полудня поехали в город, успели искупаться пару раз в море и сходить в храм на вечернюю службу. Наутро нас ожидало два перелёта и ночной переезд через Финскую границу на такси. Дома были только в полпятого утра, но с огромным багажом воспоминаний, целым ворохом фотографий, двумя собственноручно сорванными лимонами и несколькими листиками эвкалипта в кармане.
Хочу обрадовать всех молодых родителей — с рождением ребёнка ваш мир не сузится! Он останется таким же, либо даже расширится, а вы научитесь преодолевать препятствия и быстро находить решения. Главное, продумать все детали путешествия.
Итак,
- место: Испанию рекомендую — люди очень открытые, любят детей, стремятся помочь.
- маршрут: очень важно не только планирование маршрута, но и готовность свернуть с него, если потребуется. Не стоит в путешествии с ребёнком ставить себе слишком чёткие рамки.
- сезон: нам май в Испании очень понравился, хотя было уже немного жарковато.
- багаж: тщательно собранная аптечка, побольше лёгких книжек для ребёнка, какой-нибудь конструктор, одежда лёгкая, но закрывающая руки и ноги.
- компания: для начинающих велотуристов, особенно с детьми, не рекомендую собирать большую компанию, поскольку велика вероятность, что за самыми "сильными" будет не угнаться. Одна-две семьи, не больше.
- настрой: Возможно, всё пойдёт не так, как вы спланировали. Наша цель — отдохнуть и насладиться обществом друг друга, а также показать детям этот прекрасный мир.