Зайчик, собака, лошадка… независимо от размера, животные приводят детей в восторг. Потрогать, погладить, схватить, прижать к себе, проверить, крепко ли приторочены к зверьку уши и хвост. Малышей неудержимо влечет к братьям нашим меньшим. Это хорошо. Но осторожность тоже не помешает.
Проблема ''ребят и зверят'' актуальна для многих мам. Опасен ли домашний бульдог для малыша? Опасен ли малыш для домашнего бульдога? И это еще сущие пустяки по сравнению с тем, как родители всего мира боятся крика: ''Хочу собаку!''
Ну почему он без ума от морской свинки своей двоюродной сестры?
Для вас животное сплошное неудобство: плохо пахнет, неуклюже и совершенно не поддается дрессировке, Для вашего ребенка все вышеозначенное не имеет никакого значения, для него оно теплое, хорошенькое и меньше, чем он. Он может брать свинку на руки, гладить и… удерживать при попытке вырваться. Вам это ничего не напоминает? Те, порой принудительные, ласки, когда малыша хватают на руки, тискают, осыпают поцелуями. Ведь он такой хорошенький, невозможно удержаться! Так или иначе, маленькие дети ощущают родительскую власть, и их стремление примерить на себя роль старшего вполне естественно. Наверняка кто-то из родителей вспомнит, как в детстве возил в коляске спеленатую кошку или примерял наряды на покорную собаку. Животное часто воспринимается ребенком как его собственное альтер эго. Исключенный из некоторых сторон жизни родителей, их дел, семейных разговоров, он чувствует себя ближе к животному, которое разделяет его положение. Эта идентификация происходит также и с более крупными животными, и порой мы вынуждены признать, что существует настоящая дружба, вызванная этим чувственным и спонтанным общением.
Разрешите вас погладить!
Но как донести до малыша, что не все собаки так же милы, как его собственный песик? В два-три года он еще недостаточно осознает опасность. Особенно когда дело касается животных. Он обожает брать их на руки, гладить, трогать, как если бы это были мягкие игрушки. Однако у животных есть зубы и когти, которые могут послужить причиной многих несчастных случаев. Отсюда необходимость всегда оставаться начеку, не позволяя ребенку приближаться или играть одному с животными, особенно если у него есть домашний любимец, с которым он привык играть без опаски. Его жизненный опыт пока слишком мал, и он может вообразить, что все животные обладают таким же терпением, как его преданный друг. Поэтому не рассчитывайте на осторожность малыша, заранее предупредите его о возможных последствиях панибратского общения с незнакомыми животными. В этом возрасте он вполне способен понять ваши предостережения. Будьте твердой в некоторых правилах: нельзя гладить незнакомую собаку, потому что она может испугаться и стать агрессивной. Объясните малышу, что в отношении животных действуют те же правила, что и с людьми: необходимо сначала познакомиться, освоиться, понять, какой нрав у потенциального приятеля. И обязательно спросить разрешение у хозяев.
Утешить срочно
Вы прекрасно обходитесь без животных. Почему же это так важно для него? В возрасте первых запретов и противостояний это мягкое, пушистое существо может стать первым, кто проявит мягкую покорность и верность, вне всякой конкуренции. Этот компаньон и товарищ позволит ребенку ощутить превосходство над созданием более слабым, чем он сам. Пушистый друг может быть прекрасным утешителем, которого в горькую минуту можно прижать к себе и разделить с ним свои страхи и тревоги. Но если по каким-либо причинам вы не можете держать животных дома, поездка на ферму, в зоопарк или к тете, обожающей кошек, — всегда прекрасная возможность для рассмотрения таких важных вопросов, как рождение, взросление, болезнь, которыми он уже начинает задаваться.
Дарить или не дарить?
Он попросил на день рождения собаку. Стоит ли немедленно откликаться на его просьбу?
Если вы колеблетесь, возможно, вы сами немного этого хотите. Как бы то ни было, если вы предпочитаете подождать годик или два для того, чтобы он мог самостоятельно ухаживать за животными, не питайте иллюзий на этот счет: до 8-10 лет ребенок, несмотря на его благое желание, не способен взять на себя ответственность за четвероногого питомца. Тогда подумайте хорошенько: уверены ли вы, что хотите обучать чистоплотности щенка, тогда как ваш собственный малыш только что научился обходиться без подгузников? К тому же в возрасте 2-3 лет желания детей сильны и стихийны (''я хочу, и немедленно''), но в то же время буря быстро затихает или меняет направление. Если вы не готовы к появлению в доме еще одного малыша, не мучьте себя угрызениями совести. Новый год или день рождения не лишается своего волшебства! И вы сможете пересмотреть свое решение на следующий год, если его желание останется неизменным.
Осторожно, он живой!
Он бывает груб с животными и, играя, причиняет им боль. Как научить его мягкому обращению с братьями нашими меньшими? Чаще всего дело в неловкости, в том, что ребенок не может пока учитывать размеры и уязвимость зверька. Но иногда это связано с желанием попробовать свои силы, проявить агрессию, которую он вынужден сдерживать в отношениях со взрослыми. Порой он обращается с животным как с игрушкой, не учитывая, что его манипуляции могут причинить боль. И если он тянет кошку за хвост, слишком сильно сжимает птичку, не считайте его садистом! Ребенку необходимо объяснить, что его питомец — живой и испытывает страдания, если его обижают. В этом возрасте малыш способен понять это. Покажите ему, как нужно обращаться с животным. Доверяйте ребенку. Но четко установите правила: ''Ты можешь сломать игрушку, но делать больно животному нельзя''. Освоение этих правил станет залогом безопасных и дружелюбных отношений между ребенком и домашним питомцем.