Если вы не впервые едете в Париж, то наверняка уже успешно справились с ролью потрошительницы путеводителей: все обязательное для посещения обежали и посмотрели. Сегодня — про неочевидный Париж, места, не обязательные для посещения, но у которых есть шанс стать лично вашей драгоценностью. Музеи, кафе, парки и просто дома, где вы сможете почувствовать себя немного парижанкой.
Квартал Марэ
Как и во всяком большом и живом городе, в Париже меняется мода на районы. Нет, роскошные буржуазные аррондисманы вечны и остаются уделом избранных, но дальше есть варианты. Последнее десятилетие самый модный район Парижа это, пожалуй, Марэ. Бывшее осушенное болото (по французски — marais) приобрело славу аристократического квартала благодаря Генриху IV, который в 1605 году задумал превратить пустырь в шедевр изысканности — площадь Вогезов. Считается, что это была первая в истории Парижа плановая застройка.
Слава длилась недолго: следующие монархи предпочли благоустраивать Версаль и Лувр. Роскошные особняки пришли в упадок, превратившись в многоквартирные дома, на улицах воцарились грязь и запустение. Даже преобразования барона Жоржа Османа, расправившегося с Парижем, как Генплан с Москвой, обошли Марэ стороной. И только в 60-х годах министр культуры правительства Шарля де Голля Андре Мальро выступил с идеей возрождения средневекового квартала Парижа. Теперь любой турист знает — Париж может быть и таким: тесные кривые улочки — и это после Елисейских полей, и узкие фахверковые дома XVI века в десяти минутах ходьбы от царственного Лувра.
Три года назад после реконструкции открылся музей Пикассо в особняке Сале, гордящийся одним из крупнейших собраний работ художника. Интересно, что появился музей тоже как знак обновления квартала Марэ. В 1964 году особняк бывшего торговца солью (отсюда и название) выкупило государство, на протяжении пятнадцати лет его тщательно реставрировали — и одновременно шло общественное обсуждение, что же можно разместить в этих стенах. Выбрали Пикассо.
Шопинг в Париже
Марэ — это еще и куча любопытных магазинчиков от глобальных марок типа COS до настоящего винтажа и нетривиальных концепт-сторов. В такие магазины стоит заходить, даже если ничего не собираешься купить!
Ну как пройти мимо стильной белой кондитерской, в которой из всех сладостей — только безе, зато всех цветов радуги — за счет каких-то невообразимых добавок, вроде розмарина, фиалок и просто миндаля. В октябре прошлого года Скарлетт Йоханссон и её уже теперь бывший муж, французский журналист и копирайтер Ромен Дориак, открыли в Марэ собственный магазин попкорна для гурманов — Yummy Pop. В лавочке продают попкорн со вкусом пармезана, трюфеля, шалфея и другие изыски. Но когда мы проходили мимо, очереди из поклонников творчества голливудской звезды не наблюдалось... А вот в знаменитой фалафельной L’As du Falafel, напротив, народ толпится днем и ночью. Марэ еще и еврейский квартал с многовековой историей, поэтому ярко выраженной национальной еды здесь много, но вот нахваливают все именно эту неприметную кафешку.
Канал Сен-Мартен
Еще один очень парижский квартал из «тайных» — это канал Сен-Мартен. Кто помнит, как Амели Пулен пускала с моста «блинчики», тот поймет! Совершенно не похожий на парадный Париж район вокруг одноименного канала, куда гладь воды, тенистые платаны и удаленность от туристической суеты манят все больше народу. Тем более, что по каналу можно проплыть на прогулочном кораблике от площади Бастилии до Ла-Виллет или наоборот — через 9 дамб и 8 мостов канала. Займет такая прогулка с прохождением почти кукольных шлюзов около двух с половиной часов.
Говорят, канал Сен-Мартен проектировал еще Леонардо да Винчи, но заняться постройкой удосужились только в начале XIX века, а чтобы собрать деньги, ввели дополнительный налог на вино. Канал обеспечил городу чистую питьевую воду и стал судоходным. Торговые суденышки престали ходить по нему всего лет пятьдесят назад, а совсем недавно Сен-Мартен едва не засыпали: возник план построить на его месте скоростную магистраль, чтобы как-то разгрузить центр. Но, к радости туристов, план остался на бумаге. Весной прошлого года канал Сен-Мартен почистили первый раз за 15 лет с тех пор, как Амели пускала с моста «блинчики».
Музей фонда Louis Vuitton
К достопримечательностям Парижа прибавился уникальный музей Фонда Louis Vuitton, который открылся в Булонском лесу в октябре 2014 года. Музей строился долго, проекты отвергались один за другим. Знаменитый американский архитектор Фрэнк Гери в течение последних 13 лет предложил главе фонда Louis Vuitton Бернару Арно (и по совместительству, дедушке двух младших детей модели Натальи Водяновой) 60 макетов музея. Не известно, насколько предыдущие 59 были хуже, но, то что получилось, точно стоит увидеть! Гарвардский университет уже признал сооружение 85-летнего архитектора одним из наиболее интересных для изучения образчиков современной архитектуры.
Чтобы построить музей Фонда Louis Vuitton, потребовалось больше стали, чем при строительстве Эйфелевой башни. Здание похоже на наполненные ветром огромные белые паруса, которые, по замыслу, должны отражать свет в зависимости от времени суток, становясь то зеркальными, то прозрачными. Но сейчас «паруса» разноцветные: эта раскраска — тоже произведение искусства, работа французского художника Даниэля Бюрена.
Внутри — несколько выставочных залов, театральных и музыкальных сцен, киноплощадок, ресторан, книжный магазин. И надо непременно забраться наверх: террасы на разных уровнях музея позволяют разглядеть как следует само здание, а также полюбоваться на квартал Дефанс и Булонский лес.
Этой зимой в музее фонда Louis Vuitton проходила уникальная выставка импрессионистов из коллекции Сергея Щукина, очереди на которую могли бы поспорить с очередями на Серова. Сейчас выставка уже закрылась, но это тот случай, когда музейное здание само стало экспонатом.
Сад Акклиматизации
Рядом с чудом технологий взбодрился и старый сад Акклиматизации (Le Jardin d’Acclimatation). Еще одно абсолютно незнакомое массовым туристам, парижское «домашнее» место — в тихом респектабельном XVI округе, где живет экс-президент Франции Николя Саркози.
Ландшафтный парк, который открывал в 1860 году лично король, был разбит по образу и подобию пейзажного Гайд-парка в Лондоне. По самой последней моде в саду простроили Аквариум, Пальмариум, устраивались прогулки верхом. Сейчас сад похож на лавку антиквара, набитую милой чепухой додиснейлендовской эпохи: поезд с настоящим паровозиком, который возит малышей с родителями в чащу Булонского леса, лодочки, на которых можно самостоятельно исследовать небольшую речушку. Тут же — японское жилище, на которое можно не только поглазеть, но и принять участие в мастер-классах. Дальше — корейский садик с расписными деревянными воротами.
Небольшая башня, возвышающаяся над парком оказалась голубятней, причем, служебной — «казармой» для почтовых голубей времен Первой мировой войны, когда пернатые отвечали за связь между войсками.
Сад Акклиматизации — прекрасное место для туристов с детьми, чтобы малыши (и их родители) передохнули от беготни по достопримечательностям. С детьми, кстати, и знакомые места могут открыться с неожиданной стороны.
В Нотр-Дам де Пари, например, рядом с моделью собора, которая заинтересует детей постарше, разбита целая кукольная деревня мастеров. Тут и кузнец бьет по наковальне, и вышивальщица склоняется над работой, и крестьяне достают воду из колодца, и женщины полощут белье, и бабушка, энергично встряхивающая периной. Деревня завораживает даже взрослых!
Квартира в Париже — почувствуйте себя парижанкой
Снять квартиру в Париже вместо гостиничного номера — это еще один способ узнать город с другой стороны. Недаром такой вид путешествий вербует все больше сторонников. Аргументы уже давно перечислены: квартира существенно просторнее номера и подходит для семей с детьми и больших компаний, есть кухня — и возможность что-то приготовить при желании (а если дети-аллергики, то это становится жизненной необходимостью), ну и флёр небольшого приключения.
Выбор квартир в Париже на cайте Airbnb огромен и многолик, как и сам город. Можно выбрать студию художника с палисадником, можно мансарду с прекрасным видом на крыши города, можно гарсоньерку с небольшим балкончиком. И цена на квартиры в Париже, как ни странно, не заоблачная. Пока власти Парижа не пошли по пути Барселоны и Берлина, которые грозятся запретить краткосрочную сдачу квартир, надо непременно воспользоваться этой возможностью.
От нашей квартиры в классическом особняке времен барона Османа в первом округе до любой центральной достопримечательности — Лувра, сада Тюильри, центра Помпиду — было рукой подать. Высокие потолки, тяжелые деревянные двери с медными ручками — всей этой красоте никак не меньше 150 лет.
Бодрая хозяйка пришла с ключами через три минуты после нашего звонка — она работает где-то рядом. Лифт, втиснутый сильно после постройки дома, крохотный — с двумя чемоданчиками может подняться только кто-то один, другому достается лестница. В Питере в старых домах точно такие же.
Кроме маленьких ванны и туалета, в квартире была спальня с огромным шкафом, куда можно было сложить покупки из парижских магазинов, большая гостиная с декоративным камином и кухня со всем необходимым и даже запасом сахара-соли-салфеток.
Прямо у подъезда было три тихих, но популярных в округе ресторана. Обычный продуктовый магазин с полным набором парижских деликатесов — багета, сыра и вина — оказался за углом. И конечно, булочная-кондитерская с багетами, бриошами и пирожными неземной красоты, пройти мимо которой не представлялось возможным.