Дошкольные радости на вальдорфский манер

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (211 оценок)

Если сравнивать популярность вальдорфских школ и детских садов, вторые явно выйдут вперед, хотя, казалось бы, в воспитании люди склонны придерживаться одной и той же системы. Но нет! Столкнувшись с тем, что в штайнеровских школах учат читать аж в третьем классе, некоторые родители засомневались в ценности образования на антропософской основе. И перевели своих дитяток в более традиционные заведения. Однако на рейтинг вальдорфских садов это не повлияло: желающих столько, что образуется очередь. Почему?

Вальдорфская педагогика

Переход в другое измерение

Перешагиваешь порог вальдорфского садика - и попадаешь в сказку. Или в другое измерение, где нет привычной спешки, суеты, нервотрепки - да мало ли чего еще неприятного? Взялись за ручку двери - звякнул колоколец, его услышала воспитательница и вышла встретить ребеночка. И руки к нему протянула - называется это жестом принятия. Малыш при этом видит, что желанен, что его здесь ждали и ему рады. (Невольно сравниваешь эту сцену с приходом в районный детский сад, не правда ли?)

Не думайте, что про другое измерение я сильно преувеличила - разве что самую малость, потому что закрыв за собой дверь с колокольчиком, мы действительно оказались в мире, где жизнь строится по совсем непривычным законам. Здесь все продумано до мелочей: как проводить день, в какие игрушки играть и из чего их делать, какие рассказывать сказки, как приступать к еде и, само собой, что есть. За всем этим стоит целое мировоззрение - основанная Рудольфом Штейнером антропософия. Именно на ней и базируется вальдорфская педагогика.

Но перешагнем же вместе с ребенком порог и проживем вместе с ним целый день!

Свободная игра с простыми игрушками

На одной из стен - репродукция с иконы Богоматери с Младенцем, вокруг - сообразно времени года композиция из тканей и природных материалов - букеты, желтые и красные листья, камни. У стен - открытые струганные полки, на них - плетеные корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами, деревянные лошадки, тряпичные куклы, вязанные куры и овечки, камни, ракушки, деревянные брусочки и подвижные деревянные же игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне и т.п.). Все это богатство идет в дело во время свободной игры, с которой начинается день в вальдорфском саду.

Дети играют сами, воспитатели в их занятия не вмешиваются, поскольку запреты и повелительные интонации лишают ребенка возможности самостоятельно выбрать свой жизненный путь - это один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики.

Конечно, за детьми незаметно приглядывают и ненавязчиво помогают. Например, построить трехэтажный дом из детских столиков, поставив их друг на друга. Если же какой-нибудь новичок запоет приблатненные частушки или, скажем, перевоплотится в делового человека с сотовым телефоном, его мягко переключат на деятельность в рамках принятых правил: в такие игры и такие игрушки здесь не играют.

Да, это еще один принцип: никакой синтетики. Игрушки делают из натуральных материалов. В крайнем случае, покупают у мастеров народных промыслов. Кукол и животных шьют или вяжут и набивают непряженой шерстью. Ребеночку приятно прижать к себе сшитую мамиными руками куколку, она теплая. "А как прижмешь кусок пластмассы? Он ведь неживой!"

Второй принцип изготовления игрушек - их упрощают до первобытного уровня. Это не грубость, не ирония, а цитата из трудов основательницы самого первого вальдорфского садика Элизабет Грюнелиус. Считается, что простые игрушки - например, деревянный брусочек, который служит то столом, то автомобилем, то лошадкой - способствуют не только развитию детской фантазии, но и правильно воздействуют на развитие внутренних органов. А застывшее выражение на лице куклы не успевает за развитием сюжета игры. Поэтому вальдорфцы поступают просто: рисуют два кружочка-глаза, а ниже точкой обозначают рот.

Несмотря на провозглашенный первобытный уровень, игрушки, доложу вам, совершенно прелестные и сделаны с большой выдумкой. Например, черепаха с панцирем на пуговицах. Или синий мячик с вышитыми звездами: ну кто мог догадаться, что его можно связать на спицах и набить шерстью? При этом он, во-первых, прыгает, а во-вторых, его можно кинуть хоть в окно - стекло не разобьется.

Детская работа

В середине комнаты стоит большой рабочий стол - за ним сидит одна из воспитательниц (обычно их двое) и занимается рукоделием: шьет, рисует, вырезает (как из бумаги, так и из дерева), режет салаты, варит варенье, нанизывает бусы. Иногда, отвлекшись от игры, к ней подходит кто-нибудь из детей - сделать пару стежков или мазнуть кисточкой. Никто их за работу не усаживает, хотя подарочки к празднику должны сделать все. И что? Так и ждут до последнего дня бедные воспитатели, когда же Ваня подойдет и раскрасит коробочку. А он не подходит и не подходит.

Подарочки, которые дети дарят своим родителям, скажем, на Рождество, бывают довольно сложными: например, картонная коробочка с витражом (!), внутрь которой кладут сделанную детскими пальчиками гирлянду. Конечно, все подготовительные работы (вплоть до прорезания силуэта Марии с Младенцем) делает воспитательница - ребенку остается выбрать цветную прозрачную пленку, которую вставят в крышечку, ну и, конечно, сделать гирлянду, хотя бы трехсантиметровую. Правда, некоторые дети имеют собственные задумки по поводу подарков вообще и коробочек с гирляндами в частности - воспитатели помогают воплотить их в жизнь.

По средам дети делают винегрет. Надевают маленькие фартучки и на деревянных дощечках настоящими ножами режут овощи. По четвергам пекут печенье. Крохотными скалочками раскатывают тесто, вырезают игрушечными формочками фигурки, складывают на противень - и отдают его нянечке. Она ставит его в печку.

Думаете, опасно? Порежутся? Когда моя четырехлетняя дочка начала ходить в вальдорфский садик, они каждый день делали себе салат. И ничего, обошлось без травм, хотя дома она ничего подобного не делала. Может быть, мы просто недооцениваем своих детей?

Вы заметили, что дети не развлекались, а делали все по-настоящему? Строили, шили, наряжались принцессами, резали винегрет, нанизывали бусы. Они врастали в жизнь, как выразились бы вальдорфские педагоги. К игре они относятся очень серьезно.

Общие занятия

Кроме свободной игры, формирующей индивидуальность ребенка, бывают и общие занятия: рисование, пение, лепка, праздничные игры, уборка.

Примерно через полтора часа после прихода детей в сад в руке воспитательницы зазвенит колокольчик:

Динь-дон, динь-дон
Убираем все кругом.

Удивительно, но в вальдорфском саду умеют так поставить дело, что все дети убираются - может быть, потому что они успели наиграться и в глубине души хотят заняться чем-то другим?

Воспитатели за ними не надзирают, отдавая команды: "Катя, ну-ка быстрее!" или "Саша, ты почему ничего не хочешь делать?" - они участвуют в общем процессе и помогают. Тряпочки аккуратно складываются в корзинку, а "трехэтажный дом" разбирается на столы. На них кладутся не унылые клеенки, а скатерти или хотя бы красивые матерчатые салфетки, сделанные воспитателями или родителями. На стол ставятся плетеные подносики - дети будут завтракать.

О! Салфетки на столах - это не роскошь, а элемент воспитания. В вальдорфских общинах Европы даже глубоко умственно отсталые люди едят на матерчатых скатертях. Вероятно, они этого не понимают, но что ни говорите, а такое серьезное отношение к трапезе делает ее значительной. Уже не шлепнешь в остром приступе хулиганства ложкой по тарелке борща - чтобы красные брызги во все стороны, - да и себя невольно начинаешь уважать.

Семью хлебами

О том, что принято, а что не принято есть в вальдорфском саду, стоит сказать особо. Могут встретиться разного рода неожиданности - особенно если вы придерживаетесь какой-либо определенной системы питания.

Антропософы никого не повторяют, но ближе всего они, пожалуй, к вегетарианцам: в пищу употребляют овощи (но не все, например, картофель и помидоры исключатся), распаренные крупы (но не сладкие молочные каши), сухофрукты. А вот со сладостями разночтения (вызванные, как мне кажется, слабостью самих миссионеров вальдорфской педагогики). Но это совсем не означает, что ваше чадушко будет есть почти исключительно мюсли и салаты (что пришлось вкусить моему): организация питания - дело хлопотное, так что не исключено, что столоваться дети будут из общепитовской кухни. А в утешение напомню, что по средам ожидается винегрет, а по четвергам - печенье.

Естественно, что при столкновении высоких принципов здорового питания по-антропософски с суровой реальностью нашей жизни возникают некоторые перекосы. Например, меня удивил рассказ знакомой воспитательницы, поведавшей, что на завтрак дети едят только то, что они с собой принесут. И если яблоко или, скажем, банан дадут только одному ребенку, а все остальные родители дружно забудут дать своим малышам фрукты (как об этом было договорено), двадцать детей вместе съедят один банан. Или одно яблоко.

"Моя нянечка, женщина, настроенная очень материалистично, с недоверием относится к тому, что можно наесться одним яблоком, - рассказывала мне воспитательница. - Но ребеночек так радуется, когда угощает других! А потом они едят маленькие бутерброды. Почему не большие? Не все могут с ними справиться".

Не расстраивайтесь: дети приходят в сад сытыми. А разве лучше, когда в районных дошкольных заведениях довольно жестко заставляют есть? Для подрастающего человека это довольно оскорбительно.

А если вам не нравится, чтобы двадцать человек ели один банан, можно договориться с другими мамами и папами о дежурстве - родительские инициативы только приветствуются.

После еды опять звонит колокольчик, и дети идут гулять.

Чтобы формирующие силы правильно образовывали детский организм, никаких ограничений на прогулке быть не должно: в специально приготовленной для этого случая одежде детям позволено лезть и в воду, и в грязь.



Сказка, рассказанная много раз подряд

Когда дети возвращаются с прогулки, им рассказывают или показывают сказку. Здесь я опять должна вас удивить, поскольку одну и ту же сказку рассказывают неделю, а виртуозы - целый месяц. Это считается высшим пилотажем. Зачем?

Дети в сказку вживаются, им важно, чтобы она повторялась слово в слово. Вальдорфские воспитатели уверяют, что таким образом сказка живет и остается с детьми. И если вдруг забывчивая воспитательница упустит какой-нибудь образный оборот, дошкольная смена тут же его вставит.

Конечно, старшие (а в группе дети разного возраста) могут и заныть: "Ну, опять про яблочко!" - но слушают с интересом: воспитатели рассказывают с чувством, получается своего рода моноспектакль, так что захватывает не сюжет, а настроение.

Сказку можно не только рассказывать, но и лепить - из изумительного, благоухающего натуральными ароматами мягкого и яркого воска. За столом перед детьми сидит воспитательница, и перед нею лежат три тряпочки. Одна обозначает волшебную страну, другая - нашу с вами реальность, а платочек между ними - речку. Через речку перекинут крохотный деревянный мостик.

Дети лепят и, ставя на стол свою поделку, говорят, что это такое и для какой страны годится. Скатает мальчик колбаску и сообщает, что это волшебный столб: кто до него дотронется, сможет летать. А вот единорог - он переносит седока, куда тот захочет. А здесь самый настоящий ежик.

Когда все закончат работу, воспитательница рассказывает сказку: "Жила-была девочка, пошла она по лесу и встретила ежика..." (Немного расстрою вас: ничего особенного придумывать не надо. Иди по лесу и встречай всех, кого слепили - все равно ведь каждый ребенок будет рад, что его персонажу нашлось место в сказке. И это очень хорошо - в жизни ведь так далеко не всегда случается, правда?)

Вместо лепки может быть рисование. Разумеется, совсем не то, о котором вы сейчас подумали. Дети рисуют два раза в год (!) по два месяца. Водяной краской - акварелью - именно тогда, когда в природе наблюдается буйство воды: осенью, в сезон дождей, и весной, во время таяния снегов.

Ох, непросто все в антропософии! Как любят выражаться вальдорфские наставники, речь не идет о том, чтобы рисовать что-то определенное - дерево или, скажем, дом. Считается, что ребенок испытывает потребность повозиться с красками как таковыми, поэтому для начала детям дают всего одну краску. Например, желтую. Они наносят жидкую акварель на бумагу и переживают (что бы вы думали?) качество цвета. Таким образом их готовят к эмоциональному восприятию искусства.

Потом дают синюю краску. Потом красную. Некоторые воспитатели рассказывают при этом сказки, другие спрашивают, где в природе встречается такой цвет, третьи предлагают молча смотреть на рисунки.

Понимаю: это трудно представить. Особенно с нашими детьми. Но я ведь предупреждала: вальдорфский сад - место особое.

За границей после обеда детей забирают домой - раньше так же было и в наших вальдорфских садах. Однако времена безоглядного следования эталону, к счастью, прошли, жизнь внесла свои коррективы, и теперь малышей укладывают спать.

Что же главное?

Наверное, вы заметили, что до сих пор не встретилось ни одного слова про обучение чтению, счету и письму. Это не случайно - в вальдорфских садах к школе не готовят. Но с другой стороны, что это за школа, если к ней надо готовиться? Разве она предназначена не для того, чтобы там учили? Однако факт остается фактом: несмотря на запреты московского Комитета образования, при поступлении в школу детей экзаменуют. Но если вам сильно понравилась нарисованная мною картинка, думаю, что подготовка к школе вас не остановит.

И действительно: с этим справится практически любой папа или любая мама. Кстати, моя младшая дочь ходила в вальдорфский сад (в разное время даже в разные сады), что совершенно не помешало ей пройти вступительное собеседование лучше всех. Учительница даже спросила: может быть, мы перепутали школу, в которую хотим записать девочку?

И сейчас она учится хорошо, а в первом классе наша учительница несколько раз интересовалась: где же это воспитывают эвристическое мышление и взращивают таких раскрепощенных детей? Не хочу, чтобы эти слова прозвучали как самовосхваление, но с государственным садиком мы действительно хлебнули горюшка, когда его посещала старшая дочка. Не буду описывать, как, например, ее, двухлетнего божьего одуванчика, запирали в туалете за то, что она посмела взять с полки куклу, для которой я полностью сшила всю одежду, и как нельзя было пропустить ни дня, не вызывая врача. А попробуй его вызови, если ребенок всего лишь слегка подкашливает и у него насморк!

Дело ведь не в игрушках, не в сказках и не в рисовании два раза в год - дело в отношении к ребенку. В вальдорфском саду не может быть речи не только о том, чтобы ребенка наказать, но и о том, чтобы повысить на него голос. Его не укоряют и не взывают к его совести - считают, что до 12 лет взывать не к чему. До семи лет ребенок живет на чувстве подражания, поэтому он будет таким, как окружающие его взрослые. Это не только антропософский принцип, но и выражение элементарной культуры поведения.

Елена Шарова

Статья из ноябрьского номера журнала.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Дошкольные радости на вальдорфский манер"

Вы не авторизованы.

Я знала о вальдорфской системе, когда ребенку было 1 год (сейчас ей 11 лет), но интересовало меня это мало,т.к.решила, что дет.сад нам не нужен совсем,а до школы еще далеко.Было много друзей и родственников,занимались по разным методикам сами,но в 3 года переехали на другой конец Москвы,район какой-то рабочий,детей свободных нет,до1.5 лет в песочнице,потом сразу ясли и оказались мы в вакууме,стала ходить по садам выбирать:был садик Монтессори(нужно было купить компьютеры и устроить в институт сына зав-ей),платный сад,в который съежались из других р-ов,но почему-то хорошо там чувствовали только 6-летки,малыши отказывались ходить туда,оказалось, что по 2 часа там было обучение на компьютере и дети играли в игры комп.,были простые садики: в одном из-за ежедневного бассейна у детей был поголовный отит, в другом жуткие поборы на подарки воспитателей,в 3-ем при мне воспитательница ударила мальчика кулаком по спине. В общем, оказались мы в группе вальдорфской при обычном садике,мой ребенок до сих пор вспоминает сад,а в 1-ые гг.учебные просто каждый день,но я не ратую,чтобы все родители отдавали туда своих детей,думаю,там было бы всем детям хорошо,а некоторым даже лучше,чем дома(у нас был такой мальчик:родители разводились с криком, драками),но многим родителям это вряд ли подойдет кому-то в силу убеждений,что это оторванно от жизни или без интеллектуального натаскивания не попадешь в хорошую школу,или мама выходит на работу,хочет почувствовать себя свободной,а здесь ребенка надо рано забирать,маме напоминают, чтобы чаще была с ребенком,к каждому празднику рукотворные подарки,неважно умеешь ты шить,вязать и т.д.Про секту это не очень серьезно,у меня муж воцерквленный человек,но когда только приобщался к православию у нас такие ссоры были и книжки приносил, а в Интернете столько всякого понаписано,что и фашизм смотрится на этом фоне лучше,но когда человек проходит стадию фанатизма,он находит своего духовнмка,ему многое открывается заново,так и у моего мужа и в отношении вальдорфской педагогики,и восточных единоборств,и гомеопатии,п.ч это мнение отдельных священнослужителей.У нас некоторое время работала очень верующая женщина,и она принесла с собой дух советского садика в худшем смысле этого слова,на прогулке стала кричать на детей(мой ребенок говорил "грубо разговаривала"),отказывалась мыть туалет "это дело родителей-подтирать за своими детьми",т.ч все индивидуально.Но если родителям претит вальдорфский сад,то надо искать что-то свое,а не ругать на чем свет стоит.Нам этот путь подошел,хотя и не был усыпан розами,просто п.ч у меня такой ребенок,а я стараюсь прислушиваться к нему.
2007-01-19, ната
Спасибо за хорошую статью. Хочу поделиться нашим опытом Вальдорфской школы в Новой Зеландии.У нас трое детей.Старший уже в 5-м классе,средний в детском саду,младшая еще совсем мала, чтобы ходить в сад.
Когда наш старший сын пошел в Вальдорфский сад мы- родители по-моему , наслаждались садиком больше , чем наш сын - мы окунулись в счастливое детство,которое у нас отняли .Сказки,добрая атмосфера,ощущение тайны,торжественности и при этом простота и естественность во всем.
Это правда , что многие родители беспокояться, что дети начинают читать позже, чем в обычных школах.Наш сын начал читать в 3-м классе.Вы бы видели какие толстенные книги он читает сейчас, его просто не оторвать.
Многие критикуют и пишут про Штайнера ,как про сектанта и окультиста, при этом забывая, что это прежде всего -ученый с широчайшим спектром знаний.По воспоминаниям , окружавших его людей ,Штайнер был добрейшим человеком. Я читала статьи , где его обвиняют в причастности к сатанинству из-за того, что он был редактором журнала Люцифер.Только для начала надо посмотреть в словаре , что означает это слово -Свет и почитать самого Штайнера
, почему он так назвал свой журнал.
Человек с такой любовью пишущий о Христе и о христианстве не может быть плохим человеком.
Просто читайте Штайнера, на земле редко рождаются такие великие умы.

К вопросу о прививках.Дело не только в том,что с антропософской точки зрения, детям лучше переболеть детскими болезнями.Самое неприятное, что любая прививка имеет последствия.За рубежом эта информация широко публикуется.
Мы уменьшили количество детских болезней, но заполучили детский рак , аутизм, диабет,гиперактивность, болезни почек и тд.Связь между прививками и болезнями, которые они вызывают можно найти в интернете.Есть например амер.сайт
www.909shot.com
Мои младшие дети не вакцинированы и
они намного здоровее своего вакцинированого старшего братаю
































2004-09-18, Таня
Дорогие родители, отдавая своих детей в вальдорфский сад, обратите внимание на то, что ребенок ставится в условия таких закономерностей развития (сказочная страна), когда его самосознание и диалог с миром не могут проявляться полноценно. Например, в немецких вальдорфских школах у детей хуже развивается математическое и естественно-научное мышление, не говоря уже об образном и художественном. В результате в старших классах вальдорфские школы Германии вынуждены забрасывать всю свою специфическую методику и просто натаскивать учеников по обычным программам – чтобы те могли нормально сдать госэкзамены.
Штайнеровская педагогика не может быть эффективной, потому что в ее основе лежит весьма устаревшая схема 7-летних периодов развития человека (от которой давно отказалась психология развития). Согласно Штайнеру инкарнация души происходит постепенно, циклами по 7 лет: сначала низшая, животная душа, входит в новое тело, и только к 21 году в человека подселяется, наконец, последний «астрал»,
Надо знать, что когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни.
Дети и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии, но пережить соответствующий религиозный опыт.
Интересно, кстати, что при случае антропософы могут утверждать нечто прямо противоположное: «преподавание антропософии в вальдорфских школах и садах – это нонсенс».
И не важно, секта это или не секта, главное, зачем доверять развитие своего ребенка такой подозрительной методике. А повесить образ Богоматери на стену, обставить комнату натуральной мебелью, сделать игрушки своими руками можно при желании и дома.
2006-09-18, Юлия Николаевна
У меня двое детей старшего после двух лет в садике забрала домой, младшего вообще в сад не вожу. Что там творится не то, чтобы слышать, даже видеть тяжело.И что-же вы думаете, пошли мы в школу в 1 класс, но моих нервов хватило на 2 месяца и забрала ребёнка на семейное обучение. А всё потому, что с детьми обращаются хуже чем со скотом(гуляя со своими собачками они их лелеют), а дети так, не мои и ладно. А на счёт вальдорфусой (Правильно написала-то?)системы, вспомните, как раньше на Руси воспитывали детей, а в царской России, и тогда не нужно будет "ругаться" такими импортными словами. Даже взять Сов.Союз. Нас в детстве тоже учили из ничего делать что-то. И выпускаясь из садика мы тоже мнго чего умели. А после кризиса 90-ых годов всё резко забыли. Детей сдаём (подчёркиваю-сдаём) в сад , а воспитатели, вернее надзиратели проводят надзор, и то только одним глазом и то через тряпочку. А в школу водим посидеть, взять домоашнее задание и идти домой у читься с родителями. Я конечно не про всех говорю но про большую массу, а про кого не говорю, это маленькие единицы. Не нужно нам всё западное , нам нужно вспомнить всё забытое хорошее.Россия только и держится на том-сколько нас не бей, сколько всего не отбирай, а мы всёравно выкрутимся и проживём.А то сначала с запада взяли всю мерзость, привыкли к ней так, что думаем, что это всё мы такие. А теперь надо..-же какой запад хороший, он нам помогает, у нас плохо, а они нам сделают хорошо. Только этого не будет. Не всё золото , что блестит. Не запад надо слушать открыв рот и "развесив" уши, а свою культуру поднимать.
2007-11-26, belka13/78
Уважаемые!

Конечно,может в вашем городе(районе) Вальдорфский садик оставляет желать лучшего...
Ну что ж бывает!
Мне судить проще,ближе я выпускница и вальдорфского садика и вальдорфской школы.
Сейчас учусь в Университете,поступала я туда САМА!
Сделайте свои выводы!
Такое ощущение(я говорю о тех,кто никогда не сталкивался САМ с вальдорфской системой,небыл "внутри" неё,не учился) что люди просто завидуют счастью вальдорфской школы!
Общности!
Дружбе!
У вас было детство?
Вы знаете КАК пекётся хлеб?
Как работает ткацкий станок?
Вы можете починить дома мебель?
Отличаете древисину дуба от бука?
А знаете кухни мира?
Считаете с легкостью?
Знаете мировую культуру?

Задумались?
Можно сказать,что всё это не нужно в наш-то век!

А личностные отношения?Я не раб религии.
В церковь не хожу!
Икон дома не держу,хотя может это не относиться к моему повествованию...

Вас учителя поздравляли с днём рождения?
А после окончания школы?
А вы могли бы обратиться с любой просьбой к вашим школьным друзьям,учителям или просто работникам школы?

Я могу уверенно ответить да!

Конечно система не идеальна,даёт сбои...
Но только в том случае,когда человек промахивается,ошибается...
Система-это люди,и то,что живёт в их сердцах,это и есть вальдорфская система,семья.

И если вам что-то не нравиться,держите это в себе,вальдорфцы не виноваты,что у вас что-то не сложилось в жизни!
Просто не разрушайте наше счастье!





2007-09-19, Ася М.
Что можно сказать - как хочется верить, что новое лекарство даст возможность не болеть, так же хочется и детей отдавать только в добрые руки:-) А здесь все так сладко расписали:-) Добрее рук просто не представить:-)
НО: говорю о том, что хорошо знакомо(сама работала некот. время в этой системе, училась на Вальд. семинаре в Москве) - если Вы согласны на манипуляции с духовным (даже не душевным) миром Вашего ребенка, очень уютно обставленные манипуляции - отдавайте его в Вальд. дет. сад или школу.
Но ведь это очень серьезный вопрос. А не смущает ли Вас то, что об этих манипуляциях (ВСЕ воспитатели-преподаватели - носители идей, методов и практик Р. Штейнера _ основателя этой секты) Вас не ставят в известность? Для доверчивых родителей вешают икону, говорят ласковыми голосами, делают экоигрушки и проч. А когда родители уходят - начинается просмотр и "коррекция" "эфирных-астральных тел" :-) продвинутым воспитателем :-) С Вами этот момент согласовывали?
Я видела все вышеизложенное изнутри, и это меня сильно смутило. Я думала, что можно отделить антропософию от самОй воспитат. системы:-), которая меня привлекала своей кажущейся неагрессивностью:-) Антропософия(наследница теософии) питает пед. систему, они нераздельны!
Если Вас это не смущает - вперед. А то , может, почитаете,ЧТО заворачивает Штайнер в своих писаниях. Хотя, как и положено в секте, самые "занятные" тексты доступны только для вовлеченных в систему....
2005-10-06, Была вальд. педагогом :-(
Прочитала все сообщения и заметила, что один из основных аргументов "против" - создание своего рода тепличной атмосферы в вальдорфской школе (саду). Естественно, заботливый родитель хочет подготовить своего ребенка к жизни в том обществе, в котором он (она) живет.
Но, вопрос, когда наш ребенок будет готов к этой жизни. Можно обучать жизни как плаванию - бросанием воду. многие так и учатся. А, наверно, можно и по-другому. Мы же не создаем дома казерменые условия, чтобы подготовить мальчика к армии. Или может быть нам вести систему тычков и обзываний дома, чтобы ребенок привык к такому способу взаимодействия с людьми и был готов к выходу в мир?
И другой вопрос, когда легче приспосабливаться к тому что называют "реальной жизнью", когда ты еще не оперившийся птенец или человек с устоявшимися взглядами и устойчивой самооценкой (а самооценка, по определению, зависит от среды, т.е. если среда поддерживающая и принимающая, соответсвенно и ребенок приобретает такое же отношение к себе).
Хотя, все это вопрос сложный. И мы все, как родители, хотим лучшего для наших детей.
А уж каким образом мы этого достигаем, это наш личный выбор и, наверное, нету одного правильного (а было-бы здорово :). Для кого-то вальдорфская педагогика резонирует с их собственными идеями о том как ребенок должен расти и развиваться, кому-то близки идеи Монтессори, кому-то система Эльконина-Давыдова и так далее.

Всем хорошего дня!

2004-07-09, О.К
Поделитесь:

06.12.2000
Обновлено 27.12.2018
Статья дня
Близкие по теме статьи
Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры
Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры
Дошкольное образование в разных странах: знания или самостоятельность?
Все — в сад, или Теории детства
Все — в сад, или Теории детства
Представляем некоторые программы, по которым работают детские сады.
Вальдорфский детский сад. Что это такое?
Вальдорфский детский сад. Что это такое?
Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!