Дошкольная программа

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 4 из 5 (41 оценка)

В последнее время не так уж редка ситуация, когда дети или вовсе не посещают детский сад, или возвращаются оттуда, не выдержав одного-двух месяцев адаптации. От кого это зависит: от самих детей, от родителей или от современных детских садов и воспитателей?

Как подготовить ребенка к детскому саду

Зачастую случается, что к детскому саду "не готовы" сами родители. У многих из них в наше время появилась альтернатива дошкольному воспитательному учреждению, в виде няни, бабушки или мамы, сидящей дома. В результате родители хотят просто попробовать "пойти в сад", не слишком задумываясь о необходимой подготовке к такому важному мероприятию. А когда сразу не получается, забирают ребенка домой. На самом деле быстро, без слез и скандалов, мало кто способен привыкнуть к детскому саду. Кроме того, сам малыш часто психологически не готов к посещению этого заведения. Причиной тому повышенная, даже тревожная привязанность к матери и неумение общаться со сверстниками.

За мамину юбку

При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой. И чем дольше он находится возле мамы, тем он больше к ней "прилипает" и тем травматичнее для него любой разрыв - а ведь когда-нибудь он случится непременно.

Чтобы постепенно снизить уровень подобной привязанности, необходимо найти ту область, в которой ребенок может сам себя выразить и почувствовать уверенным и независимым от мамы. Это игра, а именно две ее основные составляющие: игра с предметом и игра со сверстниками. Научив малыша играть, мы научим его и еще одному важному качеству, необходимому не только в детском саду, но и в жизни: умению общаться. Кстати, играть малыша именно нужно целенаправленно учить, и это должен делать взрослый.

Обучение игре предполагает уже достаточное развитие речи, поэтому постепенно вводить малыша в предметную деятельность, то есть в игру с игрушками, стоит в возрасте около двух лет. Затем можно переходить к следующему этапу - общению с другими детьми. Игре нужно учить поэтапно, не смешивая лет до трех игры с игрушками и игры с детьми, поскольку в столь раннем возрасте одно только мешает другому.

Когда малыш достаточно хорошо научится играть с игрушками, начнет придумывать свои собственные элементарные сюжеты игр, присутствие мамы станет для него не столь необходимым. Умение найти себе дело и получать от него удовольствие, самодостаточность и определенная независимость от мамы важны для готовности ребенка к детскому саду.

Все вместе

Для общения со сверстниками ребенку также крайне необходима направляющая помощь родителей. Ведь малышу важно не просто гулять возле других детей на площадке, в сущности, не замечая их и самостоятельно копаясь в песке; ему нужно именно общаться. На помощь вновь приходят игры, в которые с двумя или несколькими малышами можно начинать играть уже с 1,5-2 лет. Самые простые, но (и это принципиально важно) с одинаковыми и одновременными для всех участников действиями, призванными подчеркнуть схожесть малышей, их взаимную близость и общность. Начинать можно с одновременных прыжков, хлопков, топанья под лозунгом: делаем все вместе! Например, игра, неизменно с восторгом подхватываемая всеми детьми: "Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! вот так!" Очень хороши хороводы, прятки, салки. Когда детей во дворе много, можно играть в игру "Воробушки и автомобили". Дети делятся на две группы: воробушки и автомобили, и одни "на улице" сменяют других. Подобна ей игра "Солнышко и дождик", когда по сигналу под солнышком все веселятся и танцуют, а дождика боятся и прячутся. И чем больше при этом будет визга и хохота, чем ярче у малыша будут эмоции, тем позитивнее останутся впечатления от игры. Он самоутвердится и почувствует себя увереннее, став частью коллектива.



Наш любимый воспитатель

Личность воспитателя детского сада не менее важна, чем школьного учителя. Ведь очень во многом именно от него зависит успешность и комфортность пребывания малыша в саду. Что за человек перед вами, обычно можно понять с первой же встречи. Насколько он умеет общаться с детьми, насколько он доброжелателен, терпелив и эмоционален. Очень важная черта, необходимая дошкольному педагогу, - эмоциональная раскованность, умение ясно выражать свои чувства: радость, испуг, опасения. Быть немного актером, выражать все своим лицом, своим обликом, а не просто констатировать словами - только таким образом можно передать ребенку интерес к жизни (а передает его именно взрослый), включая и сказки, и игры, и песенки. Ну и, конечно, хороший педагог немыслим без доброты и теплого отношения к детям. Если перед вами жесткий, бескомпромиссный человек - меняйте группу или сад. Чем быстрее, тем лучше. Не забудьте, перед тем как оставлять малыша в саду, поговорить с воспитателем и рассказать ему об особенностях своего ребенка. Например, он не умеет быстро есть, не может быстро засыпать, а если он часто просится в туалет, это не от хулиганства, а от особенностей организма. Помните, что самый первый день, как правило, проходит обманчиво хорошо. А вот дальше, когда малыш осознает, что это навсегда: и ранние подъемы, и уход мамы, и завтрак в обществе других детей - будет сложнее. Следите за настроением малыша. Если вам разрешили присутствовать в группе в период адаптации, постарайтесь участвовать в ее жизни, помогая воспитателю и другим ребятам. Не стоит просто сидеть в стороне, оценивающе присматриваясь к работе педагогов. Уходите сначала на два часа, затем - до сна, потом приходите сразу после него. Делайте перерывы в неделе. Разрешайте относить в сад игрушки, гарантированно заинтересующие других детей, что поможет вашему малышу сблизиться с ними. Идеально, если в группе будет друг или подруга.

Учение - свет?

Во многих детских садах число занятий намного превышает допустимое количество: для средних и старших дошкольников три занятия днем и одно-два вечером. И это очень много. По мнению большинства детских психологов, современное дошкольное воспитание чрезмерно направлено именно на обучение, а не на развитие личности. У детей иногда не остается времени на самую естественную и жизненно необходимую для них деятельность - игру. Но можно понять и родителей, в дальнейших планах которых стоит гимназия, куда без определенных навыков не примут. Выход один - искать такой идеальный детский сад, где занятия проходят в игровой форме и адаптированы для дошколят.

Посещение детского сада имеет определенные преимущества перед домашним времяпрепровождением в обществе мамы или няни. Это способ научить ребенка общаться, возможность выйти из дома в "большой мир" и присмотреться к нему. Но детский сад вполне способна заменить хорошая группа кратковременного пребывания. Детей там мало, время пребывания - 2-3 часа, иногда вместе с мамой. Такие группы есть при многих детских садах, рассчитаны на 2-3 месяца посещения и станут прекрасным способом мягко и безболезненно приспособиться к детскому саду. А альтернативой дошкольному учреждению может стать "дружный" двор, где с детьми занимаются взрослые или большая семья, в которой родители находят достаточно времени для разнообразных занятий и игр с детьми.

Елена Смирнова
доктор психологических наук, профессор
Статья из августовского номера журнала
Счастливые родители
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Дошкольная программа"

Вы не авторизованы.

Места в дествском саду мы ждали два года, добивались с трудом. Нашему сыну 2 года и 9 мес. Первый день (до обеда) в саду прошел благополучно, без слез, на третий слезы градом, тяжелое расставание. Боюсь дальше будет хуже. Нам повезло с воспитателями и не повезло с нянечкой. Грубая пожилая женщина, недовольная всеми, не быбирает слова для общения с детьми. К сожалению высказывать свое недовольство, а тем более выбирать нам не приходится. Либо мы соглашаемся на эти условия, либо, учытывая сисуацию с д/садами, другого места мы никогда не получим. Придется терпеть, переживать за слезы своего малыша, ломать и без того несформированную психику, но ходить.
2006-09-19, Ольга
Места в дествском саду мы ждали два года, добивались с трудом. Нашему сыну 2 года и 9 мес. Первый день (до обеда) в саду прошел благополучно, без слез, на третий слезы градом, тяжелое расставание. Боюсь дальше будет хуже. Нам повезло с воспитателями и не повезло с нянечкой. Грубая пожилая женщина, недовольная всеми, не быбирает слова для общения с детьми. К сожалению высказывать свое недовольство, а тем более выбирать нам не приходится. Либо мы соглашаемся на эти условия, либо, учытывая сисуацию с д/садами, другого места мы никогда не получим. Придется терпеть, переживать за слезы своего малыша, ломать и без того несформированную психику, но ходить.
2006-09-19, Ольга
Какая-то оторванная от реальной жизни статья.
Найти детский сад ребенку настолько сложно, что когда удается его туда устроить, о выборе воспитателя нет и речи. Спасибо что взяли.
3 занятия в день в детском саду - по моему опыту может быть только если он частный или это дополнительно оплачиваемые родителями занятия.
Адаптация к саду - очень тяжелая вещь и для детей и для родителей. Хотя говорят, есть счастливички которым сразу понравилось в саду (и не надоело через неделю), но это по-моему, большая редкость. всем остальным - приходиться "ломать" ребенка... или забирать его из сада.
2005-09-02, Анна
Мы своего сына отвели в садик в 2 года 1,5 месяца. Никаких слез не было, ребенку нравилось общаться и иной раз было очень трудно увести его домой. Это был обычный детский сад.
А вот в 3 года он пошел в логопедический садик (рядом с домом). И начались утренние проблемы с расстованием, плачь - наверное не всем детям подходит чрезмерная загруженность занятиями, а тем более наш малыш очень подвижен и ему не нравится долго сидеть на одном месте. хотя вечером его до сих пор трудно оторвать от игр.
2005-09-02, Cветлана
Мы живем в доме новос-е и во дворе построили 2д.с.В один из них отдали сына 3г.Все лето мы гуляли возле сада обьясняя ребенку какой он красивый,какой там бассейн и как много унего будет друзей.1сент.мы туда пришли и ужаснулись.За6мес.сменилось8воспит.Иногда нянеч.оставалась одна.на весь день.А придя однажды за сыном я обнаружила детей одних в группе(воспит.ходила за кефиром на кухню.)Бассейн не2раза внеделю как было обещано а 1 ито через неделю.Постоянно терялисьдет.вещи ,
2008-08-28, МАША
И еще я никогда не забуду криков и слез моего ребенка который только открыв глаза утром начинал рыдать и умолять нас не отводить его в сад т к там плохо(устами младенца..)В общем отмучились6мес ибольше туда ни ногой!Учимся дома ,играем с детьми во дворе И счасливы без совковых заведений хоть и новых и красивых.
2008-08-28, МАША
Плюс к этому всему дети постоянно в групе чихают и кашлеют жутко.Когда задали вопрос завед.Почему пускают больн.детей.Она ответила что родителямнадо идти на работу и воспит.не может не принять ребенка.Психолога мы тоже застать ни как не могли тк ее дочь ходила вэтот же сад и вечно болела.
2008-08-28, МАША
Поделитесь:

02.09.2005
Обновлено 17.12.2018
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Ребенок и новый детский сад. Как снять стресс: 5 упражнений
Ребенок и новый детский сад. Как снять стресс: 5 упражнений
Адаптация ребенка к детскому саду и развитие эмоционального интеллекта
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике
Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей
Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей
Нужен ли ребенку детский сад и что там делать в первые дни
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!