Многие семейные пары, у которых годами не получается родить ребенка, даже с помощью ЭКО, готовы воспользоваться донорскими сперматозоидами и яйцеклетками — благо развитие репродуктивных технологий сегодня это позволяет. Какой семье не стоит идти подобным путем? Нужно ли хранить тайну рождения ребенка? Кто тяжелее воспринимает генетически не родного ребенка: мужчина или женщина? Рассказывает Анастасия Белан, семейный психотерапевт, член ассоциации перинатальных психологов Российского психологического общества.
Продолжение рода — это инстинкт, который отвечает за то, чтобы человеческий род не вымер. Стремление к бессмертию есть внутри любого из нас. Соответственно, каждый хочет продолжать именно себя. Так мы устроены биологически. Поэтому бессознательно в голове звучит такая история: если природа меня продолжает и у меня есть дети, то я хороший. Если природа меня не продолжает, значит, я не нужен, я плохой.
Но можно подойти к этому осознанно. И наоборот: чем сильнее нарушена самооценка и сильнее травма, связанная с уязвленным самолюбием, тем тяжелее проживается тема бесплодия и решение ситуации донорством. Мужчинам обычно сложнее, потому что и проблем с самооценкой у них гораздо больше.
Психологические причины бесплодия и решение о донорстве
Принимая решение о донорстве, нужно честно взглянуть на происходящее.
И в первую очередь подумать о том, почему случилось бесплодие. У него огромное количество психологических причин — гораздо больше, чем физиологических. Например, непринятие своей женственности, конфликты в отношениях с матерью или мужем. Если все это никак не прорабатывается, не решается и люди об этом не задумываются, а обходят проблему, используя донорскую сперму или яйцеклетку, то эта "ноша" все равно останется с ними и обязательно распространится на ребенка.
Сколько пар разводятся после того, как воспользовались ЭКО? Много лет боролись, родили и развелись через год. Хотя, может, если бы женщина посмотрела на ситуацию раньше, развелась, встретила другого мужчину, забеременела от него естественно, то все протекало бы гармоничнее.
Если мотивация — страх, пустота, одиночество, проблемы в отношениях, непонимание того, из-за чего организм не может забеременеть сам, то донорство — игра в кости с Богом. Где-нибудь все равно выстрелит. Если же это искреннее стремление дать жизнь новому человеку и готовность принять его другую генетическую историю, то почему бы и нет? Можно и усыновить. Донорство просто более экологично, потому что родитель получает новорожденного ребенка, к которому лучше устанавливается привязанность, чем к малышу постарше.
Донорство спермы
Возьмем ситуацию: у пары проблема с рождением ребенка с мужской стороны. Перепробовав все варианты, они решаются обратиться в банк спермы.
Мужчина, конечно, может принять не своего ребенка, ели он осознанно понимает, что способен отдать не столько свои гены, сколько свои знания, опыт, навыки. Если будет такое желание, то, конечно, он привяжется к сыну или дочке, зная, что они биологически не его.
Но обычно для мужчины важнее, чем для женщины, знать, что именно его гены продолжаются. Хотя в моей практике были случаи, когда пациент категорически отказывался от своего ребенка и настаивал на донорской сперме: его род страдал большим количеством генетических заболеваний, и он не хотел повторять их. Такая осознанность должна вызывать уважение.
Донорство яйцеклетки
Теперь возьмем обратную ситуацию: у пары проблема с рождением ребенка с женской стороны. Супруги решают соединить "материал" мужа с донорской яйцеклеткой.
Выше мы определили: для будущего отца все-таки важно знать, что в малыше заложены именно его гены, хотя любить и принимать он может и "чужого". А как же реагирует на это женщина, понимая, что вынашивает, а затем воспитывает не своего родного?
Оказывается, с материнским инстинктом все иначе. Здесь влияет постоянное выстраивание отношений с ребенком плюс выработка окситоцина — гормона привязанности, который активизируется в момент родов и в первый год жизни, когда мама кормит грудью и ухаживает за малышом, проводит с ним много времени.
Поэтому женщина испытывает к неродному ребенку те же чувства, что и самая обычная мать. Это больше зависит от ее психики, чем от генетического родства.
Но если мама имеет проблемы с самооценкой, рожает не искренне, а потому, что "так положено", то лучше этого не делать. В таких семьях ребенок — сверхценная идея, а него с рождения возложена миссия кому-то что-то доказать, спасти от тоски, бессмысленности, грусти.
Я рекомендую или разобраться в себе и поменять установки, или не калечить жизнь будущему человеку и отказаться от идеи. Особенно с донорством, потому что при уязвленном самолюбии тема "мой-не мой" однозначно выплывет. И к детям может возникнуть повышенная агрессия. Мы видим истории, когда усыновляют и срываются на них, к сожалению".
Донорство сперматозоида и яйцеклетки
Мы разобрали два случая. Существует еще и третий, когда ребенок не является родным и мужу, и жене. Женщина, например, его выносила, но биологически для семьи малыш является чужим.
Можно сопоставить рассмотренные нами варианты и на основании их сделать выводы. Следует помнить один момент: нужно быть готовыми! То есть и внутри каждого родителя, и между ними в отношениях должна быть гармония.
Надо ли хранить тайну рождения
Нужно ли кому-то рассказывать о случившемся донорстве? Держать тайну в себе тяжело, а болтать опасно... Стоит ли посвящать сына или дочь в тайну рождения?
Психологи здесь единодушны: ребенок должен знать свою историю. Он ее все равно почувствует на бессознательном уровне. Память клеток тоже существует. Что при усыновлении, что при донорстве спермы или яйцеклеток ребенок должен понимать, как он появился в этой семье. Каждый имеет право на честность. И говорить об этом надо: чем раньше, тем лучше.
В любом случае все решения принимаете только вы. Самое главное — осознать всю ответственность, которую берете на себя в тот момент, когда решаете, что в вашей семье должен появиться новый человек — и неважно, каким путем.