Сентябрь позади, период адаптации и раскачки для школьников прошли. Некоторые родители, особенно младших школьников, сталкиваются с ситуацией, когда выполнение домашнего задания вызывают у детей трудности. Родителям необходимо поддержать ребенка, cохранить мотивацию к учебе и грамотно составить алгоритм выполнения домашних заданий. Подробнее об этом рассказали специалисты семейного центра ТиНАО Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Помощь в учебе может быть разной: вместе читать, писать, планировать учебную неделю, контролировать результаты. При этом важно соблюсти правило: не выполнять домашнюю работу вместо ребенка.
"Основная цель домашней работы – это закрепление знаний, приобретенных на уроках. Когда школьник самостоятельно выполняет домашнюю работу, он учится осмысливать и применять изученный материал, а не полагаться во всем на других", — объяснила Розалина Хисамутдинова, специалист по работе с семьей.
Школьникам, как и взрослым, иногда бывает непросто организовать свое время и распределить задачи.
Как правильно помогать ребенку с учебой?
Психолог семейного центра ТиНАО Наталья Макарьева дала несколько советов родителям учеников начальных классов, как не допустить конфликтов и сохранить взаимопонимание со школьником
Создайте комфортное место для учебы
Удобные стол и стул подходящего размера, настольная лампа с регулируемой высотой ножки и углом наклона плафона, любимые канцелярские принадлежности под рукой – все это настраивает на учебу. Большое количество лишних предметов на столе будет отвлекать школьника и рассеивать его внимание. Лучше оставить только самое необходимое и то, что создаст позитивную атмосферу.
Организация времени и баланс контроля
Установленный режим дня помогает ребенку лучше распределять свои силы. При этом детям важно чувствовать самостоятельность. Пусть школьник сам составит расписание на день, отметив в нем время для учебы, дополнительных занятий, прогулок и отдыха. Так он научится управлять своим временем.
Поддержка без давления
Важно создать атмосферу доверия. Это основа общения между родителями и детьми. Вместо того, чтобы ставить жесткие требования к выполнению уроков, предложите помощь. Например: "Давай вместе разберемся? Расскажи, где возникли сложности".
Разбейте задания на части
Большие задания могут пугать ребенка. Чтобы избежать этого, поделите их на этапы. Например, при чтении параграфов можно делать паузу между разделами, обсуждать их, отвечать на вопросы. Это не только упрощает процесс, но и помогает лучше усвоить материал, повышает самооценку и мотивацию.
Хвалите за достижения
"Ты здорово решаешь математику, щелкаешь задачки как орешки! Тебе будет легко и просто освоить следующие темы!". Так родители не просто отмечают хорошие результаты, но и помогают ребенку увидеть собственные успехи, поверить в себя.
В семейных центрах помогут
Иногда семьи сталкиваются с трудностями в обучении: это может быть связано как с недостатком мотивации у ребенка, так и с проблемами во взаимоотношения со сверстниками. В таких случаях на помощь приходят специалисты семейных центров. Они проводят специальные программы и занятия, которые тренируют личностные качества, такие как внимание, усидчивость, целеустремленность, учат работать в команде.
"Индивидуальные занятия дают возможность выявить слабые стороны ребенка и помочь их развить. На групповых занятиях создается атмосфера доверия и поддержки, где дети могут делиться своими переживаниями и сложностями. Важно и то, что ученик видит: он не один сталкивается с трудностями. Это помогает не разочароваться в себе, повысить самооценку, установить контакт с другими детьми и потренировать навыки общения", — рассказала Розалина Хисамутдинова.