"Ребеночка нужно приложить к груди сразу на родильном столе!" — эту фразу я слышала неоднократно и не понимала, а зачем так торопиться? Ведь потом будет столько времени — так сказать, "с чувством, с толком, с расстановкой" приложимся, да и не гигиенично как-то сразу после родов к груди. То, что это может повлиять на успешность грудного вскармливания (ГВ) я не верила до "одного прекрасного момента".
Этот момент наступил через несколько часов после родов и был он, как вы уже догадываетесь, далек от прекрасного. Возможно, и нет никакой взаимосвязи между первым прикладыванием сразу после родов и успехом в ГВ, но в критической ситуации готов поверить во что угодно. Итак, как это было.
Рожала я по классической схеме первых родов — отмучившись положенных 13 часов, я родила свою доченьку. Младенец оказался не из мелких — 60 см роста и 4540 гр. веса. Во время родов пришлось изрядно пострадать и по настоянию врачей употребить каких-то наркотических препаратов, чтобы дожить до финала. В результате к груди мне доченьку не приложили, ограничившись лишь мимолетным касанием щечки к моей щеке. Я, в принципе, на тот момент и не сильно расстраивалась по этому поводу — у нас еще вся жизнь впереди!
Первые сомнения закрались в тот же день вечером, когда мою крошечку отдали мне. Первое прикладывание к груди под руководством педиатра с треском провалилось — доченька с яростью и силой далеко не новорожденного ребенка брыкалась и кричала, отказываясь брать грудь. Тогда педиатр решила, что не стоит травмировать психику только родившегося человечка, и мы покормили дочку смесью из бутылочки.
Затем были 3 дня в роддоме, в течение которых дочку безуспешно пытались приложить к груди все, кто был на дежурстве в отделении. Все проходило по следующей схеме: медработник пыталась приложить дочку к моей груди; она в ответ на это начинала кричать, молотить меня ручками и ножками, мотать головкой, извиваться и всячески избегать ненавистную ей грудь. Все это переходило в истерику младенца и всеобщую нервозность. А заканчивалось неутешительными выводами помогающего. Говорили разное — и толстый сосок, и крупный ленивый ребенок, и неудобная поза "лежа" (а сидеть мне нельзя было). Советовали пробовать кормить с накладками, пробовать кормить стоя, пытаться сцеживаться или просто кормить смесью. В результате дочка продолжала с завидным удовольствием потреблять бутылочки со смесью, крепко спать (на зависть мамам, детишки которых каждые 5 минут пищали и просили грудь) и вообще никак не нуждаться во мне. Я тем временем плакала в подушку от безысходности и чувствовала себя самой несчастной матерью на свете.
Последняя надежда — покормить с накладками — также рухнула. Силикон поначалу вызвал какой-то интерес у дочки, но отсутствие потока молока привело к уже привычной картине плача и мамы, и ребенка. Молоко не пребывало, молозива были капли, я начинала потихоньку свыкаться с мыслью, что ГВ нам не светит. Затем расстройство сменилось спокойствием. Я убедила себя, что детки-искусственники ничем не отличаются от грудничков, и с нетерпением ждала выписки. На 4 сутки доченька потребляла уже тройную дозу смеси за одно кормление. Персонал был в шоке от такой прожорливости "толстячка" (так все дружно прозвали мою доченьку). За пару часов до выписки мое спокойствие сменилось паникой. Мне предстояло ехать с ребенком домой, а чем ее кормить дома, я не представляла. "Добрая" медсестра на посту, к которой я обратилась за советом, чем и как кормить, вернула меня в суровую реальность, заявив, что "раньше надо было думать и налаживать ГВ". Мне было очень обидно слышать такое, но, переборов приступ жалости к себе, я все-таки попросила ее помочь в последний раз. Медсестра гордо заявила: "Сейчас мы приложим вашего ребенка. Не бывает детей, которых нельзя приложить к груди, бывают ленивые мамы". Поймав очередной камень в свой огород, я все-таки искренне надеялась, что сейчас у нас все получится. Около 30 минут мы сражались с дочкой. В результате она сдалась... Не дочка... А медсестра. С уже совсем не боевым настроем она заключила: "Первый раз с таким новорожденным сталкиваюсь. Значит, ваш единственный выход — молокоотсос и кормление грудным молоком из бутылочки. Если у вас вообще появится молоко после такого".
Медсестра ушла, в голове как приговор звучали эти страшные слова "кормление из бутылочки", "если появится молоко"... Но надо было что-то делать. Проблема "чем и как кормить ребенка" по-прежнему была не решена. В срочном порядке пришлось провести опрос знакомых мам искусственников на предмет смеси и заказать покупку молокоотсоса. Стоит также отметить, что любимую бутылочку, из которой доченька кушала смесь в течение первых 4 дней жизни, мне пришлось нагло "спереть" из роддома. Т.к. она была лучшим успокоительным средством—пустышкой. По классике жанра — купленную нормальную пустышку дочка также отказалась сосать.
Затем началась наша самостоятельная жизнь за пределами роддома. Молоко у меня прибыло резко, за одну ночь. Это был 5 день жизни дочки. Его было мало, но я уже могла воспользоваться молокоотсосом по назначению. Первые сцеженные 20 мл я гордо продемонстрировала всем домочадцам и с большой радостью покормила дочку из бутылки. Вместе с прибывшим молоком пришло настойчивое желание наладить ГВ любыми силами.
Следующие 2 дня мы боролись с дочкой. Процедура выглядела так: утром, как только дочка просыпалась, я пеленала ее, чтобы обездвижить и зафиксировать конечности, обезопасив себя, тем самым, от побоев. Затем мы ложились параллельно друг другу "тело к телу", я надевала накладку и пыталась засунуть это в проголодавшийся открытый ротик. Дочка к этому времени уже окончательно просыпалась и отчаянно вертела головкой из стороны в сторону с открытым ротиком, при этом издавая сопяще-стонущие звуки. Если дело доходило до истерики, то приходилось сначала успокоить ее любимой роддомовской бутылочкой (естественно пустой), после чего попытка присосать ее к груди продолжалась. Так продолжалось до тех пор, пока дочка, наконец, не всасывалась в накладку с яростью маленького вампиреныша и не начинала мощно сосать. Такие процедуры мы повторяли после каждого просыпания для кормления.
Следующие 2 дня мы оттачивали навыки кормления с накладкой — днем кушали только грудь, ночью — бутылочки со смесью. Перед каждым кормлением грудью дочка скандалила, однако уже меньше и гораздо охотнее брала грудь с накладкой. Иногда получалось кормить без пеленания и без ассистента (без помощи моей мамы мы поначалу не справлялись — такая вот сильная доченька).
Переход на дневное кормление грудью вызвал ряд проблем у дочки: сыпь на личике и теле (пришлось свести свой рацион к минимуму), короткий сон, частые капризы, частые пуки и зеленые какашки (как позже узнала — от недоедания жирного молочка). Несмотря на все эти мелкие трудности и постоянное желание окружающих "дать бутылочку", желание довести начатое до конца только усиливалось. И я уже рисовала радужные перспективы кормления с накладкой и днем и ночью, а позже и переход от накладок только к груди... Однако жизнь внесла свои коррективы в мои планы.
На 10 день меня госпитализировали с послеродовыми осложнениями. Естественно, без ребенка. Только налаживающееся ГВ оказалось "на грани вымирания". Но я была уверена, что меня быстро выпишут, поэтому сильного урона нашим начинаниям мое отсутствие не принесет. Уже после операции, отходя от общего наркоза, от моего былого боевого настроя не осталось и следа. "Вот и конец нашему ГВ!" — думала я. Тем не менее, собрав волю в кулак, я брала в руки молокоотсос и сцеживалась. Слезы наворачивались, когда я выливала желтенькое молочко в раковину... В таком режиме сцеживания прошла неделя моего заключения в больничных стенах.
К моменту выписки из больницы молока стало очень мало — с трудом нацеживала 20 мл, грудь была как тряпочка, но надежда все еще была. После возвращения из больницы я боялась приложить дочку к груди. Ее отказ означал бы конец нашему ГВ. В наше очередное "первое прикладывание" я волновалась, как перед экзаменом. Результат был поразительный! Доченька взяла грудь без накладок, сама, без истерик и возмущений. Это был прорыв!
Через 2,5 недели после родов и недельного отсутствия, мой ребенок наконец-то взял грудь! Теперь стояла задача следующая — увеличить количество молока и наладить полноценное ГВ. Следующие 4 дня днем дочка кушала грудь плюс смесь, т.к. молока было мало, а ночью только смесь. На ночное кормление я все не могла решиться, хотя понимала, что именно ночные прикладывания самые важные.
На 5 день я решилась на ночное кормление. Дочка просыпалась кушать 8 раз за ночь, из них только один раз кушали смесь. Эта и последующие 2 ночи были самим тяжелыми для нас. С первого дня жизни дочка спала отдельно от меня в своей кроватке, с налаживанием ГВ я не собиралась менять устоявшийся режим. Поэтому каждое кормление я вставала, брала дочку из кроватки, кормила, укладывала спать, она просыпалась, я ее снова усыпляла у груди и опять перемещала в кроватку. Такая процедура повторялась по
Следующую неделю мы продолжали систематически уменьшать количество употребляемой смеси. Иногда кто-то из окружающих не выдерживал постоянного висения на груди и голодного плача и заботливо предлагал бутылочку со смесью. Но я старалась давать смесь только в экстренных случаях, когда дочка действительно оставалась голодной и не могла заснуть. Первый день без смеси наступил, кода доченьке исполнился 1 месяц и 3 дня. Этот день по праву можно считать днем, когда мы наладили полноценное ГВ!
Несмотря на все проблемы с кормлением, за первый месяц доченька набрала 1,5 кг веса. Сейчас (17. 05. 2010) дочке уже 2 месяца, и мы находимся на ГВ. Молока хватает даже с запасом (вопреки мнению педиатра, что "такого крупного ребенка нужно будет докармливать смесью"), ночью мы просыпаемся покушать