С данным вопросом к логопеду часто обращаются родители детей первого и второго класса. Мало кто задумывается, но нарушение чтения является следствием иных проблем развития, которые возникли еще до поступления ребенка в школу. Сейчас мы разберем, что такое дислексия, как выявить предпосылки к данному расстройству и как помочь ребенку.
Процесс чтения
Чтение - сложный процесс, в котором скоординирована мыслительная деятельность с движением глаз. Головной мозг соединяет символы (буквы) и переводит их в значение слова.
Глаза в процессе чтения двигаются прерывисто и когда происходит остановка глаз - мозг перерабатывает и осмысляет информацию прочитанного. Интересным является то, что при ухудшении условий для чтения (тусклый свет в комнате, сложная текстовая информация) – время остановки глаз увеличивается.
В процессе чтения глаза анализируют текст, буквы переводятся в звуки, звуки соединяются между собой, а язык при чтении "про себя" производит небольшие движения, которые люди часто не замечают.
Признаки дислексии
Дислексию специалисты выявляют у ребенка в конце 1 класса по определенным критериям:
- ребенок длительно не может запомнить буквы;
- в конце 1 класса ребенок читает по буквам и не может совместить их в одно слово;
- читает, ставя ударение на безударный слог;
- не может глобально воспринять слово;
- не понимает, о чем прочитал;
- ребенок теряет строку;
- отмечаются пропуски или перестановки слогов/слов/букв;
- ребенок путает буквы (например - вместо С говорит Ш).
Готов ли ребенок к чтению?
Чтобы определить предпосылки к тому, что у ребенка возможно нарушение чтения, нужно обратить внимание на его состояние речевого и моторного развития еще до поступления в школу.
То однозначно учить ребенка чтению еще РАНО!
Готов ли ребенок к школе?
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать достаточным уровнем развития лексической и грамматической сторон речи. Помимо этого, моторное развитие должно соответствовать возрасту.
Для того, чтобы у ребенка правильно сформировалась письменная речь (чтение относится к письменной речи), малыш должен на достаточном уровне овладеть устной речью.
Чтобы научиться качественно читать, важно овладеть осознанием своей речи и умением ей владеть.
Чтобы предотвратить проблемы с чтением в начале обучения ребенка до школы - давайте ему как можно больше заданий на развитие мелкой моторики: лепите из пластилина, учите завязывать шнурки, готовьте еду вместе с ребенком.
Учите с ребенком стихи, пойте песни и танцуйте под ритм.
Научите ребенка ориентироваться во времени на циферблате и самое главное - НЕ ТОРОПИТЕСЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ!
В норме головной мозг готов к обучению письму и чтению только после 5-6 лет, когда у ребенка в достаточном количестве развит лексический запас, нет нарушений в грамматике, все звуки ребенок произносит в речи чисто и правильно.
Поверьте, как только ребенок будет готов к овладению процессом чтения, он сам попросит у родителя научить его читать.
А если вы заметили проблему, то не ждите и обращайтесь за консультацией к специалисту.