Дима Зицер: "Выбор профессии в 15 лет – это ловушка"

О тестах на профориентацию в школе и страхах родителей

«Куда поступать?» — мы хотим, чтобы ребенок знал ответ на этот вопрос как можно раньше. Чтобы вовремя перейти в сильную гимназию или лицей при вузе, чтобы заранее организовать подготовку к ЕГЭ по нужным предметам... А вот педагог Дима Зицер, автор колонки на «Снобе» и семинаров для родителей, убежден, что выбор профессии в 15 лет — дело бесполезные и даже вредное. Вот его точка зрения.

Куда пойти учиться

Нам постоянно навязывают иллюзию (а мы навязываем ее своим детям), что жизнь вот-вот начнется (но что почему-то никак не начинается). Ведь как получается: детский садподготовка к школе, школа — подготовка к университету, университет — подготовка к работе... Ну и там совсем скоро — подготовка к смерти.

В такой парадигме мы не живем — мы только и делаем, что готовимся. Особенно ярко этот принцип («подготовка вместо жизни») проявляется в диктуемом человеку выборе профессии. Вот об этом давайте и поговорим.

Выбор профессии: чем позже, тем лучше?

Все начинается с невинного на первый взгляд, а по сути наипошлейшего вопроса, обращенного к человеку лет пяти-шести: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». Сама его постановка, если вдуматься, подразумевает полную никчемность объекта: «Сейчас-то ты, понятно, никто и ничто, а вот когда вырастешь — другое дело!».

Именно этим антиличностным подходом и определяется вся сфера так называемой профориентации. Между тем, на мой взгляд, человек способен определиться со своим настоящим и будущим, только если для него имеет значение как раз то, кто и каков он сейчас, чем интересуется, о чем мечтает...

Хорошо ли, если человек в 14 лет знает, кем хочет быть? В голове всплывает однозначное «да» — еще бы! Ведь, кажется, именно это понимание делает его самостоятельным, умным, ответственным, наконец, ценным в глазах взрослого мира.

А вот мне кажется, что это скорее плохо — знать в 14 лет, кем ты будешь. Когда уже в 14 для человека проложена колея на всю, с позволения сказать, жизнь, упирающаяся в могилу...Четырнадцать (15, 16) — чудесный возраст, когда так здорово проверять самые разные возможности, пробовать их на вкус, трогать руками, сомневаться, решать заново, думать и передумывать... Что же хорошего в том, что человек отрезает все эти чудеса и принимает «единственно правильное решение»?

Конечно, у ребенка может быть выраженная склонность к какому-то занятию, но ведь склонностей этих, как правило, намного больше одной, разве нет? Да и часто ли соответствует этой склонности выбор профессии?



Сначала — интерес, потом — будущая профессия

Молодому человеку диктуется необходимость как можно скорее определяться с будущей профессией, а иначе... Впрочем, что именно произойдет иначе, отдается на откуп фантазии говорящего взрослого. Тут и занятия общественной уборкой, и нищенское существование, и презрение родственников и друзей, и прочее, и прочее.

Наша цель должна быть прямо противоположной: создание уверенности человека в собственной — личностной — ценности. Ведь только понимая, кто он, чего хочет, чем интересуется (при всей условности этих вопросов), он сможет ответить и на вопрос, какая сфера принесет ему максимальную самореализацию.

Настоящая профориентация именно в том и состоит, чтобы создать условия, при которых человек поверит, что он может быть тем, кем захочет. Поймет, какие средства ему для этого интересны и необходимы. Осознает свои желания, свое предназначение, наконец. Выяснит, где, в какой области самопознание и взаимодействие с миром будут наиболее яркими и развивающими.

Можно и нужно менять направления, можно и нужно пробовать новое, можно и нужно брать тайм-аут. Бывает страшно? Конечно, еще как! Именно поэтому целые поколения придумывали миф о том, что, приняв однажды решение о будущей профессии, ни в коем случае нельзя его менять, — даже если очень хочется, даже если мир изменился, даже если работа не приносит никакого удовольствия.

Однако кроме личных страхов есть и другие причины, по которым сфера профессионального самоопределения оказалась вывернутой наизнанку.

Выбор профессии

Профориентация в школе: кому выгодно?

Давайте зададимся вопросом: кому выгодно, чтобы человек как можно раньше связывал себя некими (в данном случае профессиональными) обязательствами? Чтобы как можно раньше его дорога была ясна или хотя бы предсказуема?

Боюсь, раз за разом мы приходим к одному и тому же ответу: такая постановка вопроса выгодна только тем, кто хотел бы управлять нами и нашими детьми. Если хотите, мы можем использовать слова «система» или «государство» — как вам привычнее. Ни в одной сфере не существует такой (умышленной!) путаницы между тем, что нужно государству, и тем, что ищет личность. Государство, наверное, можно понять...

Ведь это и правда невероятно удобно, когда впереди одна колея — прямая, как стрела, когда нормой становится отсутствие фантазий о собственном будущем, настоящем и прошлом. Как будто специально (думаю, что так оно и есть) создается иллюзия: знание того, кем ты хочешь стать, и является самоцелью. Выбить из человека это признание, а затем связать его собственным словом — желательно на всю жизнь.

Мы ведь так удобны, когда уже в 14 лет понятно, чего от нас ждать, когда мы сами начинаем верить в то, что меняться, придумывать, расширять рамки, пробовать новые пути, отказываться от прежних решений — это плохо, а истинной ценностью является одна дорога, одна профессия. Одна — та самая колея.

Государство понять, наверное, можно. А нас?..

Профориентация для подростков, тесты, и выбор профессии: вопросы родителей

Когда я училась в школе, я проходила профориентацию несколько раз, и ни у меня, ни у одноклассников не сложилось впечатления, что она вообще как-то влияет на выбор будущей профессии. Нам скорее показалось, что там дают советы общего плана, причем не представляющие для человека ничего нового.

Если человек точно знает, что после окончания 11 класса собирается отправиться в Индию, или объездить полмира с гитарой наперевес, или пойти работать после школы, или поступить в университет на конкретный факультет, тогда все в порядке.

Но если к ребенку, не имеющему собственного опыта осознанного выбора, приходит человек — взрослый, умный, образованный — и рассказывает, как тот погибнет, если немедленно не решит, прислушавшись к мудрым советам старших, что он будет делать всю оставшуюся жизнь, есть реальная опасность, что подросток к нему прислушается или по крайней мере смирится.

Правда, в мои годы профориентация выглядела намного жестче, чем сегодня, но я думаю, что сейчас, как и во многом остальном, набирает обороты тенденция возвращения к тому, что застал я: «Стране не хватает слесарей!», дальше — тест, и по его результатам: «Ты будешь замечательным слесарем!».

Грубо говоря, не может быть никакой профориентации. Есть внутренняя склонность человека к тому, чтобы искать себя и пробовать самое разное. Это стремление очень жестко, порой до войны, сталкивается с базисным интересом любого государства — необходимостью упрощения личности в целях ее удобного использования.

Неужели тест на профориентацию вообще никогда не помогает? Человек ведь имеет какой-то круг интересов, какой-то характер, и помощь в выборе профессии лишь позволяет сузить этот круг.

Если есть такая потребность, молодой человек может поговорить с родителями, обратиться к психологу, в специальные центры — есть много вариантов, которые действительно могут помочь. Но я категорически против обязательной для всех профориентации, которая проводится в школе. Потому что это самое настоящее насилие над личностью, этот процесс прямо противоположен базисным целям человека, особенно подростка. Мне становится страшно, когда я вижу 15-летних детей, которых убеждают, что они должны точно знать, кем будут.

Если бы профориентация действительно помогала людям выработать инструменты поиска себя, я был бы только за. Но мне кажется, что такой подход противоречил бы задачам государства.

А как вообще выбирать профессию?

Никак. Зачем ее выбирать? Если у человека широкие взгляды, если он видел в жизни разное, имеет возможность попробовать многое и не боится этого контакта, профессия обязательно найдется. Выбор профессии, на мой взгляд, весьма преувеличенная проблема. Единственное, чем надо заниматься, — созданием рамок для возникновения и поддержания интереса. Сегодня вообще мировой тенденцией становится фриланс, когда человек может сам определять расписание и содержание своей жизни. Однако пока это доступно не везде и не для всех. Что ж, будем надеяться. И работать.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Дима Зицер: "Выбор профессии в 15 лет – это ловушка""

Вы не авторизованы.

Так инфантильно, что я пошла смотреть, сколько лет автору:)

Почему же пошлость спрашивать, кем хочешь быть. Да, я хотела стать балериной. Что интересно, и сейчас хотела бы:) Только меня никто не спрашивал.И музыке не учил. И на танцы не отвел, некуда было. Да, я хотела стать искусствоведом. И сейчас не против:) Надо было идти в художку. Мне был доступен кружок танцев и рисования. Но автор априори отказывает детям и подросткам в том, что они способны понять очень многое в любом возрасте.

Какое такое насилие в профиориентации? Почему так трагично в 15 лет знать, что хочешь. Первое понимание того, что нашему мальчику интересно, появилось в его четыре года. Потому как он мог починить то, что не могли взрослые. Потому как его интересовал терморегулятор, а не рыбки. Энциклопедии, а не сказки Пушкина. Музей ж.д. транспорта, а не Русский музей. И мне как раз кажется, что это совершенно нормально.

Но если так вот просто все написать - кто же, кто же будет читать?! :))
2016-11-10, Питерская
Достаточно популярная вещь Gap Year. Когда после окончания школы и перед колледжем\универом берут один год на путешествия, изучение языка, жизнь в другой стране, поволонтерить и пр. Пока еще молодой и без обязательств:) В Ирландии, например, есть такая необычная штука как Transition year (по возрасту это 15-16 лет, обычно перед завершающим 2-х летним циклом окончания школы), когда школьники в течение года учат не академические, а life skills предметы: первая медицинская помощь, кулинария, вождение автомобиля, различные ремесла. Считается, что это не только дает практические навыки для взрослой жизни, но и помогает с профориентацией. И в Японию поехать школьнику 15-18 лет не так уж дорого, семестр (5 месяцев) в государственной школе стоит примерно 6000$ (c проживанием и питанием). Но хотя бы азы японского нужно знать:)
2016-11-10, nickoffova
Похоже, он живет в Израиле. Насколько мне рассказывали, там после школы практически все идут в армию на три года. Там многие получают уже профессию, что интересно. Потом думают об образовании. Образование очень, очень, очень дорогое. Люди берут займы, то работают, то учатся, и на это часто уходят годы. Высшее образование не приоритетно.

Оговорюсь, что это с чужих слов.
Интересно и о других странах рассказывают. Учатся в школе еще дольше, потом год многие же путешествуют:)) Определяются. Я не против. На какие же доходы. Как я завидовала японцу, который приехал в Россию на полгода, поработав в общепите:)) Я представила, сколько в России надо поработать в 20 лет, чтобы поехать в Японию на полгодика.

В России же совсем иная ситуация. Сравнивать не очень корректно.
2016-11-10, Питерская
Ну вот такой год для путешествий = прерогатива для весьма обеспеченных семей. В Германии так делают дети, вот я как раз с ними и разговаривала по этому поводу, когда еще в школе училась. ну вот из группы в примерно 20 человек так собирался сделать 1 человек или 2. Остальные в местное ПТУ или дальше в гимназии учиться, а потом в вуз сразу пытаться поступить. Давно разговор был, конечно, но по тем сведениям, которые до меня доходят сейчас, ситуация не очень-то поменялась.
2016-11-10, Василиса из сказки
так примерно и осталось, чисто попутешествовать на год после школы очень мало кто отправляется, а вот полгода-год добровольцем в какой-нибудь общественно-полезной организации или в качестве практиканта довольно многие работают. Это не всегда оплачиваетс, а если оплачивается, то весьма скудно, но многие родители считают, что такой год полезен и помогает лучше выбрать профессию.
2016-11-10, хризАНТем@
Мне кажется, что статья неоднозначная! У всех по-разному! Я вообще первые три курса, помню. думала, что я выбрала "свою" профессию, а потом как отвело от юриспруденции) Дочь моя сейчас в свои 12 увлекается фотографией и уверена, что будет фотографом)
2017-01-10, kulaginaie2016
Интересно. Вот об этом я бы почитала, кстати.

Добавлю то, что я знаю. Мой знакомый преподаватель в Дании брал год, волонтерствовал в России. Ему платили какой-то минимум.

А у нас докторские пишут без отрыва от двух работ:)
2016-11-10, Питерская
Поделитесь:

10.11.2016
Обновлено 08.07.2021
Статья дня
Близкие по теме статьи
Какие ЕГЭ сдавать, куда поступать: почему плохо, когда решают родители
Какие ЕГЭ сдавать, куда поступать: почему плохо, когда решают родители
Сначала – тест на профориентацию, потом – курсы подготовки к ЕГЭ
Куда пойти учиться? Профориентация от астролога
Куда пойти учиться? Профориентация от астролога
Выбор профессии с помощью индивидуального гороскопа
Куда поступать? Проверка своего призвания: 7 вопросов
Куда поступать? Проверка своего призвания: 7 вопросов
Куда пойти учиться? Профориентация от Андрея Максимова
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!