Создатель успешного детского клуба и автор книг, помогающих открыть подобное дело, рассказывает о первых шагах — выборе занятий для детей. Как собирать и анализировать информацию о занятиях в других детских клубах? Какие виды деятельности будут самыми востребованными? Ответы на эти вопросы помогут как начинающим организаторам детских клубов, так и родителям, выбирающим занятия для малышей.
Еще на стадии создания клуба следует тщательно обдумать, какой спектр занятий вы будете предлагать клиентам. Этот вопрос очень важен, поскольку именно за занятия клиенты отдают деньги, покупая клубные карты, абонементы или платя разово. Значит, занятия обязательно должны быть востребованы. Чтобы узнать, какие из них окажутся популярными, надо действовать поэтапно.
Первый этап: составляем таблицу предложений детских клубов
Прежде всего ознакомьтесь с предложениями других детских клубов, расположенных в вашем районе или городе. Для этого нужно пройтись и в каждом клубе взять расписание с прейскурантом. Почему не стоит звонить? Обычно, когда мы звоним под видом родителей, администратор задает уточняющий вопрос: «Сколько лет вашему ребенку?». Из-за этого не удается получить всю необходимую информацию. Предварительно подумайте, что еще, кроме спектра предлагаемых занятий, вы хотите узнать на данном этапе.
Все полученные сведения занесите в сводную таблицу. Графы могут быть такими: название детского клуба, адрес, размер клуба, предлагаемые курсы, возраст детей, цены, посещаемость, примечания.
Подобная таблица позволит систематизировать полученный материал, выделить похожие и отличающиеся курсы, выявить разницу в ценах и определить, на детей каких возрастов может быть рассчитан один и тот же курс.
Хорошо, если вам удастся заполнить графу «Посещаемость». Зачем это делать? Затем, что клубы могут экспериментировать и предлагать много разных курсов, которые остаются невостребованными. Если вы увидели интересный курс в расписании кого-либо из конкурентов и решили ввести у себя нечто подобное, сначала узнайте, какова рентабельность данного направления. Обязательно спрашивайте: «А в группе сколько народу? А сколько сейчас ходит? А места есть? Девятилетняя дочка моей соседки обожает фотографировать. Есть еще места в фотокружке?».
Например, вы собрали информацию о детском клубе «Алый парус». Список курсов насчитывает 25 пунктов, среди которых встретились фотокружок и бисероплетение, школа игры на гитаре и обучение технике батика. Размер помещения большой, около 500 метров. Цены низкие. В графе «Примечания» значится: «Бывший Дворец пионеров. Сейчас сидит на госаренде. Качество занятий низкое».
Познакомившись с клубом «Бэбик», вы увидели, что помещение совсем маленькое — одна рабочая комната. Список предлагаемых курсов включает три-четыре пункта, зато цены высокие. В графе «Примечания» вполне может появиться запись: «Клуб премиум-класса. Интерьеры — супер. Работают профессионалы. Мест в группах нет».
Как работать с таблицей, а точнее, с данными, которые туда занесены? Маркером одного цвета выделите схожие курсы в разных клубах, а маркером другого цвета — отличающиеся. Скорее всего, выяснится, что почти везде есть комплексные занятия и английский язык для детей, а если размеры помещения позволяют, также предлагаются танцы и детская йога.
Кроме того, таблица поможет увидеть, как зависит количество курсов от метража помещения. Благодаря нехитрым расчетам вы сможете достаточно адекватно оценить возможности собственного помещения и понять, какие курсы следует предпочесть в первую очередь.
Под таблицей необходимо выписать:
- все курсы, востребованные клиентами;
- курсы, которые вам нравятся и подходят под размер вашего помещения;
- под большим вопросом — курсы, в которых вы не уверены;
- курсы, которые на данный момент вам никак не подходят (рядом с ними поставьте минус) — из-за особенностей вашего помещения, из-за маленького спроса, а также из-за низких расценок.
Подбор собственных курсов не ограничивается анализом работы клубов-конкурентов. Кто сказал, что их руководители — настоящие профессионалы и все сделали верно? Не станем слепо им доверять, а перейдем к следующему этапу.
Второй этап: выбираем направления воспитания
Основываясь на ранее проделанной работе, определите, к каким направлениям воспитания относятся все курсы — как предлагаемые в других клубах, так и выбранные вами самостоятельно. «Что за глупость?» — подумаете вы. Нет, не глупость, а вполне разумный подход.
Очень давно, еще в V веке до нашей эры, были выделены три ведущих направления в воспитании детей: умственное, физическое и нравственное. Шли столетия, а этот перечень оставался неизменным, хотя философы и педагоги пытались его расширить. Но что бы ни придумывали теоретики, родители-практики всегда выбирают среди трех древнейших вариантов. Одни делают упор на интеллектуальные занятия (комплексное развитие, подготовка к школе, шахматы, чтение, изучение иностранных языков и т.д.), другие — на физические (танцы, йога, различные виды спорта), третьи — на нравственные и эстетические (рисование, музыка, театральная студия, лепка и т.д.).
Вы не поверите, но родители так и говорят: «Вот сейчас ходим к вам на английский и китайский, а на следующий год еще что-нибудь добавим. Рисование? Театр? Нет! Нам бы что-нибудь интеллектуальное...» Впрочем, многие родители понимают важность всех трех направлений — их малыш посещает разноплановые курсы.
Итак, просмотрите список выписанных курсов и разделите их на три группы в зависимости от ведущего направления воспитания. Достаточно ли набралось интеллектуальных курсов? Какие они? А эстетических? А физических? Как только где-то обнаружится провал, родители обратятся в другой клуб, чтобы заполнить брешь. А ведь они могли бы остаться у вас и приносить дополнительный доход, если бы вы предложили все самое необходимое.
Третий этап: а как у них?
Вероятно, вы думаете, что учли все факторы и теперь можете окончательно определиться со спектром занятий. Это не совсем так. Вы проанализировали только курсы для детей, которые предлагают клубы в вашем районе или городе. Но нельзя ограничиваться этим списком — следует расширить круг поисков. Зайдите в Интернет и познакомьтесь с расписанием других клубов страны.
Выпишите информацию обо всех новых курсах и детских кружках в таблицу с графами: название клуба, город и сайт, курс, направление воспитания, возраст детей, краткая характеристика, примечание.
Таким образом, вы увидите, что есть курсы «Страноведение» и «Путешествие», «Сказкотерапия» и «Рисование песком», «Интеллект» и «Нейройога». Данная таблица в сочетании с анализом деятельности конкурентов поможет найти интересный и востребованный новый курс, которого нет в вашем районе или городе.
Думайте, ищите и обязательно записывайте! И ни в коем случае не выбрасывайте бесценные записи, после того как клуб откроется и начнет приносить доход. Такого творческого подъема, как вначале, вы уже не испытаете: рутина и возрастающий объем работы будут мешать вдохновению.
Первые идеи непременно пригодятся, когда вы захотите перемен, почувствуете, что клиентам требуется нечто новое, решите сделать шаг вперед. Тогда-то вы достанете старые блокноты и найдете в них интересный курс, который обрадует клиентов и позволит обновить спектр занятий.
Обязательное условие успешной деятельности детского клуба — его непрестанное обновление. Рынок все время меняется, и ваши конкуренты не стоят на месте. У клиентов возникают все новые и новые запросы, на которые вам придется быстро реагировать, чтобы шагать в ногу со временем или даже опережать его.
Помните: выбранные курсы — это не возведенное раз и навсегда здание. Детский клуб — живой, развивающийся организм. У него есть свой «скелет», на котором будет нарастать «мясо». С самого начала нужно безошибочно определить, какие курсы составят «скелет» или «фундамент» клуба — они-то и позволят бизнесу жить и развиваться дальше. Основные курсы должны быть стопроцентно востребованными, а их преподаванию следует уделять особое внимание.