День рождения проводился в условиях квартиры для четырех участников. Для начала были разосланы пригласительные билеты в виде писем от Кемеровского отделения Академии каких-то наук, что получены и расшифрованы сигналы о местонахождении базы пришельцев. И для ее поисков организуется поисковая экспедиция: начальник экспедиции (именинник — 6 лет), научный консультант (12 лет), специалист по выживанию в экстремальных условиях (7 лет) и стажер (3 года).
Первый этап. Сборка карты
Участникам экспедиции выданы "расшифрованные сигналы" в виде карты, порезанной на куски. Карта — это план квартиры, стилизованный под географическую карту с шестью областями: лес, горы, болото, пещера, озеро, долина. Из порезанных кусков участники составляют карту. Участникам сообщается, что секрет нахождения своей базы пришельцы разделили между шестью народами, и нужно посетить каждый из народов и добыть у них часть секрета. Начальник экспедиции выбирает, к какому народу нужно отправиться. У каждого народа участников ждал один физический (в смысле физической культуры) конкурс и один логический.
Второй этап. Путешествие к народам
1. Болотный народ
Чтобы добраться до болотного народа, нужно перебраться через болото, используя только три доски. Мы "переправлялись" через зеленый ковер, который выполнял роль болота. Нужно было догадаться, что переправляться можно только вдвоем, по очереди переступая по доскам. Затем один возвращается и переправляет еще одного. И так далее, пока не переправятся все участники экспедиции.
В логических задачах искали слова-пароли для набора на компьютере. У болотного народа была следующая шифровка и ключ:
Нужно догадаться: цветным фломастером дорисовать шифровку до ключа и тогда становится понятно слово-пароль (ЛИСТ).
2. Горный народ
Чтобы добраться до горного народа, нужно подняться по одному склону скалы и спуститься по другому. Роль скалы играет, конечно же, спортивный уголок. Участники поднимались по веревочной лестнице, перелезали на другую сторону спортивного уголка и спускались по канату. Обратная дорога оказалась труднее. По канату подняться сложнее.
Для расшифровки следующей головоломки нужно использовать зеркало. Специальные отметки показывают, как поставить зеркало и увидеть букву. Из букв понятно слово-пароль (ПЛАН).
3. Лесной народ
Чтобы встретиться с лесным народом, нужно пройти тест. Поскольку этот народ живет на деревьях, то используют они для себя дупла в деревьях. А так как кругом подстерегают различные опасности, нужно постоянно следить, как бы коварные зверь или птица не выхватили у тебя из рук припасы, пока ты их достаешь из кладовой. Вот они и научились на ощупь определять, что же им нужно достать из дупла, и при этом постоянно озираться по сторонам, чтобы вовремя заметить опасность.
В коробку сваливаются разные предметы и через отверстие в стенке коробки нужно достать то, что попросят. Сложность должна заключаться в том, что достать, например, круглый мячик очень сложно, потому что рука с мячом не пролезает в отверстие. Для облегчения задачи с обратной стороны тоже есть отверстие и оттуда можно помочь себе вытащить второй рукой. При подготовке "дупла" нужно учесть, что у детей рука меньше, чем у взрослого. Соответственно, и отверстие должно быть поменьше. Я вот не учел, и мои предметы все легко вытащили.
Для нахождения пароля у лесного народа есть список слов и несколько загадок. Слов на одно больше. Отгадывая загадки, игроки помечают слова-отгадки. Оставшееся слово без загадки и есть пароль.
4. Пещерный народ
Пещерный народ живет в темноте, и у них очень хорошо развиты обоняние и вкус. Для участников проводится тест на определение пищи по запаху и вкусу. Кусочки разной еды (яблоки, сыр, колбаса и т.п.) даются участникам, у которых завязаны глаза. По запаху и по вкусу игроки должны угадать, чем же их потчевали пещерные люди. Не нужно пользоваться детской доверчивостью и давать им пробовать земляных червей или личинок майского жука.
Пароль у пещерных людей написан "тайными" чернилами, то есть молоком на белом листе бумаги. Был даже приготовил утюг, чтобы прогладить листок и надпись прочитать, но глазастые дети и так разглядели слово-пароль.
5. Озерный народ
Жители озерного края обладают хорошим чувством юмора и в качестве задания предлагают несколько смешных загадок. И только если все они будут отгаданы, участники экспедиции смогут встретиться с вождями народа. Примеры уже не привожу, можно найти превеликое множество на различных сайтах.
Пароль зашифрован тайнописью пиратов, потомками которых и являются жители озер. В качестве тайнописи пиратов была выбрана азбука пляшущих человечков:
Допустим, что жители озер зашифровали вот такое слово:
Что получилось после расшифровки? КЛОП? Правильно!
6. Народ долины
Последний народ, жители долины. Добраться туда можно только через ущелье. Ущелье соорудили из стульев, под которыми и нужно проползти и протащить свое снаряжение (у кого-то это было оружие, у кого-то научные приборы). Обратный путь так же лежит через "ущелье".
Пароль народа долины зашифрован в виде ребуса.
Третий этап. Нахождение базы пришельцев
Итак, все пароли собраны, и можно возвращаться в родной офис. В офисе экспедиции уже ждет верный друг всех юных искателей приключений — компьютер. Уже включенная программа предлагает ввести полученные у народов пароли. Если пароли введены правильно, появляется сообщение о месте нахождения базы пришельцев. На базе пришельцев была обнаружена коробка с небольшими "внеземными" подарками для всех и дипломами участников игры "Истина где-то рядом".