Заканчивался нежный первый год моего сына. Я - мама, у меня малыш, с которым надо учиться как-то взаимодействовать.
Характер у него был всегда, однако я улыбалась на мнения опытных родителей, что "дети при малейшем промахе садятся на шею". Да разве ж это про моего ангелочка? Этого маленького требовательного сосунка, которому бывает скучно и страшно, весело и не очень.
Однако уже в 7 месяцев малыш освоил базовые манипулятивные техники - он очень огорчался, когда ему в чем-то отказывали. Словно маленький танк он пер туда, куда было ну совсем "низзя", ну а на запреты совсем не реагировал. Потом он стал трогательно закрывать ручками свои замечательные щечки и готовился плакать.
"Надо что-то делать", - решила я. "Да он из тебя веревки вьет", - замечали опытные родители. Противница полных запретов и шлепаний по попе как метода воспитания, я стала искать, что может предложить мировая педагогика. К году пора решить, как я собираюсь воспитывать детеныша, иначе он начнет воспитывать меня. Перелопатив кучу журналов и сайтов, я остановилась на занятиях по интеллектуальному и творческому развитию. Вспоминая выражение "после трех уже поздно", записалась в группу.
Все очень индивидуально, но рано или поздно родители подходят к "точке выбора", когда ясно, что ребенка надо воспитывать. И, увы, далеко не у всех есть в голове четкая картина, что, как и когда делать. Кто-то сплавляет дитятю к бабушкам, нимало не заботясь о последствиях или наоборот всецело доверяя их методам. А ведь первые несколько лет в жизни ребенка - время очень важное, он усваивает огромное количество информации, как губка, впитывая все, что происходит вокруг. Поэтому важно думать о последствиях своих действий, чтобы не удивляться потом неуправляемости детеныша. Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность?
Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребенка и возникает исключительно, как говорят ученые, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащенная окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребенка.
В данный период психика ребенка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что ученые назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!" Если ребенка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Потребность в действии, а отсутствие ее удовлетворения граничит с кризисом в поведении. И мое психологическое образование мне подсказало - пора заниматься. Но я не педагог и не смогу научить ребенка так, как это можно сделать. Я могу научить своего ребенка многому, но систематическое и структурированное образование я дать не смогу. Оставалось одно - найти педагогов.
И я нашла в нашем Жулебине три таких студии развития малышей. Но и с таким обучением есть сложности. В двух из них не берут детей младше 2,5 лет. А так как мой сын очень активный, любознательный и общительный, то вариант "подождите до следующего года" мне не подошел. Но к счастью в одном из детских садиков нашего района есть Школа интеллектуального развития ребенка. И в нее записывают детей с 1 года и 7 месяцев. Мы записались на пробное занятие и пошли. Группы небольшие, не больше 6 детишек. Конечно, первое занятие гладко не прошло. Мой замечательный сын потребовал, чтобы мама находилась рядом. Я думала, что наш опыт на этом и закончится. Но педагог разрешила второе занятие, чтобы точно определить - рано нам заниматься или нет. И вот тут мой мальчик адаптировался получше. Он слушал задание и выполнял его. Конечно, такие дети еще непоседы. Но это и не требуется на занятиях. Главное - усваивание материала. На занятиях дети знакомятся с буквами, цифрами, формами, цветовой гаммой. Все обучение - это игра. Но самое главное - в общении друг с другом малыши столько всего нового усваивают. Сейчас мы ходим уже 3 месяца на занятия, и я замечаю огромный прогресс в его умственном и эмоциональном развитии. А так как у меня есть возможность сравнивать развитие детей нашего возраста, не ходящих на занятия, то могу с уверенностью сказать - эти занятия так помогают в развитии, что мы будем продолжать ходить на них. Мой мальчик за 2 месяца так пополнил свой словарный запас и продолжает его накапливать: иногда я даже ловлю себя на том, что задумываюсь - что ему сказать, а что нет. И самое главное, как ему что-то объяснить. Ведь он все повторяет и понимает.
Уважаемые мамы, задумайтесь над тем, что Вы вкладываете сейчас в ваших малышей (и малышек). Ведь то, что мы сейчас в них заложим до трех лет, так потом они и пойдут по жизни. А ведь мы с вами хотим для наших детей только самое лучшее!
Козлова Татьяна, htanya@mail.ru.