Психолог в консультативной практике часто сталкивается с тем, что разведенные женщины испытывают чувство вины перед ребенком за то, что не смогли сохранить отца в семье: "Как же ребенок без папы?". Далеко не все женщины понимают, что проблема не в том, что отсутствует отец, а в ее психологическом состоянии, в том чувстве вины и сожаления, которое она при этом переживает.
Жизнь складывается по-разному. И жалеть о том, что уже произошло, постоянно перебирать в памяти какие-то эпизоды, корить себя или других не имеет смысла. В ситуациях разрыва виноваты все и никто. Жить надо настоящим, а не прошлым. Чувство вины в данном случае опасно и бессмысленно.
"Виноватая" мать, пытаясь исправить ситуацию, целиком посвящает себя ребенку. В результате такие женщины гораздо больше, чем следует, тревожатся о своих детях, пытаются опекать и контролировать каждый их шаг, начинают слишком внимательно относиться к второстепенным моментам жизни ребенка: дорогая одежда, особенные игрушки.
Естественно, это палка о двух концах: чем больше мать тревожится о здоровье и настроении ребенка, тем более мнительным и фиксированным на себе становится сам ребенок. Часто мать за счет преувеличенной опеки решает свои собственные проблемы — у нее есть страх оказаться не у дел. Одна — и сразу нахлынули личные переживания. Но необходимо контролировать себя, уметь оставить ребенка в покое. Для полноценного психологического контакта достаточно двух-трех часов общения в день. Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждая с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно.
Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Это очень плохо для ребенка. Появление любого третьего человека в доме становится для него психологической проблемой. Ребенок не привык к тому, что мать общается не только с ним, что существует "взрослая территория". Мама должна стремиться к тому, чтобы у нее было "личное пространство". Важно, чтобы ребенок разделял такие понятия: "гости общие", "гости твои", "гости мои", "сейчас мы поговорим, а ты поиграешь, потом все вместе будем пить чай".
Естественно, у женщины, тем более у женщины с ребенком и без мужа, всегда много забот. Но хозяйственные заботы бесконечны, Поэтому важно в какой-то момент остановиться: собраться и отправиться в гости, в театр, просто выйти из дому, не забыв при этом хорошо одеться и уже этим создать себе хорошее настроение.
Как часто матери, не сумевшие заняться в жизни чем-то своим, с течением времени становятся неинтересны собственным детям, их придирчивый, недовольно — тревожный тон вызывает протест у детей, служит поводом для множества ссор. Мать должна уметь заниматься собой.
Но существует и другая крайность. Например, после развода ребенок полностью отдается на попечение бабушки и дедушки, и мать отвыкает от жизни с ним. В результате, когда они сказываются опять вместе, наладить совместную жизнь бывает трудно. Конечно, с практической стороны участие в жизни неполной семьи бабушки и дедушки — максимально комфортно и удобно. Ребенок под присмотром, всегда вовремя накормлен, правильно одет. Мать спокойна. Но в результате исчезает психологический контакт ребенка с матерью, и часто он потом оказывается невосполнимым.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам — завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Не тревожьтесь, будьте спокойны и разумны. Возможно, ваше психологическое состояние улучшится, если вы будете знать, что для психологов, социологов, демографов термин "неполная семья" давно уже не носит отрицательной эмоциональной окраски.
Многочисленные исследования детей из трех типов семьи — неполной, полной конфликтной и полной благополучной — обнаружили, что по большинству показателей — школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость — дети из неполных чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
Статья предоставлена сайтом "Детская психология"