Дети и подростки в Финляндии: почему им легко учиться

Образование в Финляндии: какие предметы изучают в школе и чем заняты дети после уроков

В прошлый раз мы рассказали о подготовке учителей в Финляндии и о том, как финским школам удается поддерживать высокий уровень образования. Сегодня — о том, что делают школьники в Финляндии после уроков и почему финские подростки не переживают по поводу оценок.

Дети и подростки в Финляндии: почему им легко учиться

Финские подростки: хороший английский и много прав

Десятиклассницы Ирис и Надя встретили меня в уютном кафе на площади Хаканиеми в Хельсинки. Как и большинство финских подростков, Ирис и Надя знают США в основном по телешоу, которые смотрят без субтитров (поэтому у них нет трудностей с разговорным английским).

«В Финляндии у подростков очень много прав», — говорит Ирис и добавляет, что вполне довольна своей жизнью. В школе взрослые стараются прислушиваться к мнению учеников и уважают их решения. Дети сами составляют расписание, и педагоги помогают им сделать программу как можно более интересной. Когда приходит время сдачи экзаменов, школьники решают, в какой день какой предмет им удобнее сдать.

До одиннадцати лет детям не ставят оценки и не задают уроки на дом. Недавно проведенное исследование показывает, что в Финляндии только 7% детей переживают из-за отставания по математике (сравним с показателями Японии — 52% и Франции — 53%). Иностранцев финские школы поражают атмосферой спокойствия.

Ирис и Надя рассказали мне, что после уроков гуляют с друзьями. Они стараются хорошо учиться, но при этом не испытывают особого давления со стороны родителей. Финские подростки меньше переживают по поводу будущего, ведь к их услугам — бесплатное и очень качественное высшее образование. После уроков они не бегут на подготовительные курсы, как в Южной Корее, Сингапуре и Китае.

К среднему специальному образованию здесь также относятся с уважением; большое количество уроков, связанных с практической деятельностью, показывает детям, что в ручном труде нет ничего зазорного.



Урок труда — для лучшей успеваемости по математике

В Финляндии мне довелось посетить начальную, среднюю и старшую среднюю школу в пригороде Хельсинки, а также начальную школу в Лахти, небольшом городке в часе езды от столицы.

В средней школе Кауниайнена, как и в других средних школах, обязательными предметами являются финский, шведский, английский, математика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, труд, искусство, домоводство и физкультура. По желанию можно выбрать дополнительные иностранные языки. Музыка и труд не менее важны, чем физика и математика: учителя убеждены, что занятия творчеством благотворно влияют на успеваемость по всем предметам.

Финские учителя полагают, что дети лучше учатся, если занимаются в течение дня самыми разными вещами. Катрина, преподавательница английского, привела меня на урок домоводства в старших классах. Большую часть присутствовавших составляли мальчики. В тот день они варили сосиски, пекли блины и жарили яичницу. В классе играло радио, школьники негромко переговаривались, не отвлекаясь от дел. Кто-то уже закончил готовить и вытирал стол, кто-то пробовал результаты своих кулинарных экспериментов. «Такие занятия помогают сбросить напряжение, — заметила Катрина. — Детям нужны уроки, на которых можно перевести дух и пообщаться с друзьями».

На уроках домоводства школьники узнают, как грамотно выбирать продукты, знакомятся с принципами правильного питания, учатся готовить, стирать и убирать за собой. В учебнике, которым поделился со мной один из учеников, я обнаружила красочные фотографии традиционных финских блюд, инструкции по организации вечеринок, советы из области этикета, а также немало полезной информации о том, как покупать одежду и вести домашний бюджет.

Правильно вести себя за столом, готовить, пришивать пуговицы и разбираться в продуктах учат школьников не только в Финляндии, но также в Японии и других странах. Эти государства ставят перед учебными заведениями конкретную задачу — подготовить детей к самостоятельной жизни.

Раньше домоводство и в Америке входило в обязательную школьную программу, но сегодня этот предмет (переименованный в «науку о семье и потреблении») перестал быть неотъемлемой частью школьной жизни: в США считается, что готовить, убирать, штопать одежду и стирать дети должны учиться дома, а не в классе. Финские педагоги осознают, что у родителей не всегда есть на это время, следовательно, задача школы — научить детей всему необходимому для полноценной жизни.

Практические занятия, по словам преподавателей, помогают расширить кругозор и развить гибкость ума. В классе рукоделия я наблюдала за тем, как дети валяют игрушки из войлока, в столярном классе — как тринадцатилетние школьники делают стулья. По словам учителей, тут есть еще один крайне важный момент помимо «ежедневного отдыха»: творческие занятия уравновешивают научные. Дети с радостью идут в школу, потому что знают — им не придется все время сидеть над учебниками, и испытывают чувство удовлетворения, когда создают что-то своими руками.

Дети и подростки в Финляндии: почему им легко учиться

Безопасность, свобода и самостоятельность

Когда я переступила порог начальной школы в Лахти, там как раз началась перемена, и шумные стайки детей носились по залитым солнцем широким коридорам. В младших классах на отдых от занятий в среднем отводится до семидесяти пяти минут каждый день. По словам Пекки, учителя английского языка, который вызвался быть моим сопровождающим, частые перемены просто необходимы детям, чтобы выпустить энергию.

Самое главное — финским детям не мешают просто быть собой. У моей финской знакомой Пяйви — трое детей. Когда она была маленькой, взрослые позволяли ей самой решать, с кем дружить и чем заниматься. Теперь ее дети пяти, девяти и одиннадцати лет по утрам сами идут на остановку школьного автобуса через небольшую рощицу; мама не провожает их даже зимой, когда светает довольно поздно.

После уроков дети играют с друзьями. Пятилетняя дочка говорит Пяйви: «Мам, я к подружке!» — и убегает. Пяйви не всегда знает, где ее дети, но относится к этому совершенно спокойно. Они занимаются спортом — футболом, хоккеем и лыжами, — но без принуждения. «В таком возрасте это должно прежде всего приносить удовольствие, — говорит Пяйви. — И пусть не ограничиваются чем-то одним, иначе как они найдут то, что им действительно нравится?».

На англоязычном родительском форуме она с удивлением прочитала, что американские родители не решаются оставить ребенка младше четырнадцати лет одного на катке. В Финляндии никому и в голову не придет присматривать за такими большими детьми. Здесь родители придерживаются мнения, что у ребенка должна быть своя жизнь.

В Америке, Китае и Южной Корее родители боятся, что без их помощи дети не смогут выстоять в условиях жесткой конкуренции. Выбрать для ребенка правильные увлечения, решить, как он будет проводить свободное время, убедиться, что информация, которую он получает, ему не навредит, — вот далеко не все задачи, которые мы упорно берем на себя.

Сара Эпплгейт, учительница и школьный библиотекарь из Вашингтона, во время своей многомесячной поездки по Финляндии посещала библиотеки и каждый раз интересовалась подбором книг и списком разрешенных сайтов, поскольку в Америке взрослые привыкли считать себя бдительными стражами на пути в мир знаний. Финны смотрели на нее с легким недоумением. В Финляндии куда спокойнее относятся к тому, какую информацию потребляют дети, и не пытаются на всякий случай запретить все потенциально опасное.

«Это удивительно, учитывая, как здесь заботятся о безопасности детей», — рассказывает Сара. Дошкольники, играющие в парке, в обязательном порядке надевают жилеты со светоотражателями, чтобы их можно было заметить издалека. Государство по максимуму обеспечивает детей всем необходимым: едой, жильем, одеждой, качественной медициной и образованием. «В младших классах преподаватели внимательно относятся к каждому ученику и стараются предупредить возможные проблемы, вместо того чтобы бороться с последствиями», — говорит Сара. Но, окружая детей заботой, взрослые постепенно нагружают их ответственностью, которая способствует развитию самостоятельности.

После поездки в Финляндию отношение Сары к преподаванию изменилось. В частности, она поняла, что ее ученикам необходимо больше времени проводить на свежем воздухе. «Нужно выгонять их из класса каждые сорок пять минут. До приезда в Финляндию я не верила, что это работает. А учителя твердили: „С ними будет невозможно справиться, если они не побегают!“. И теперь в конце урока я сама говорю детям: „На улице не минус двадцать, идите погуляйте“».

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
БАДы для мозга, одобренные учеными
Как поддержать здоровье мозга и замедлить его старение
Оставить комментарий к статье "Дети и подростки в Финляндии: почему им легко учиться"

Вы не авторизованы.

Как я понимаю, очередная статья о том, чего делать ни в коем случае нельзя. Поступай наоборот и будет тебе счастье, да? Так может надо с этого и начинать?
Учиться им легко потому, что они не учатся. Те страны, которые авторы приводят в качестве отрицательных примеров (США, Южная Корея, Сингапур и Китай) имеют на порядок более высокий уровень образования или как минимум (если брать Китай) больший прогресс в области образования за последние годы в сравнении с Финляндией. На международных математических олимпиадах, ну вот, например, 2012 год:
Южная Корея 1 место,
Китай 2 место,
США - 3 место ,
Сингапур 7 место,
Финляндия 65 место :)
Впрочем, я допускаю, что финские мальчики впереди планеты всей в домоводстве.
Еще бы им не было легко учиться, если учиться вообще не надо. Может быть, немного о результатах этой легкой учебы расскажете? Какие нибудь еще достижения, кроме способности смотреть американские детские сериалы без субтитров, имеются? На мой взгляд, способность с интересом смотреть такие сериалы (с субтитрами или без) свидетельствует скорее о полной культурной деградации.
А вот эта фраза чего стоит: "«Нужно выгонять их из класса каждые сорок пять минут. До приезда в Финляндию я не верила, что это работает. А учителя твердили: „С ними будет невозможно справиться, если они не побегают!“."
Уважаемая редакция, вдумайтесь в чудовищный смысл этой фразы. "Если они не побегают, с ними НЕВОЗМОЖНО БУДЕТ СПРАВИТЬСЯ". То есть через 45 минут учебы средний финский школьник становится НЕВМЕНЯЕМЫМ!!! Конечно, на работе ему тоже будут давать возможность побегать каждые 45 минут. А если он станет авиадиспетчером??? А лекции на научных конференциях, между прочим, иногда и на три часа затягиваются. Если в зале финские ученые мужи, надо приглашать санитаров из психиатрической, так надо понимать?
2014-10-31, Liskai
Потому, что авиадиспетчер должен продолжать работать даже в том случае, если его "обзовут", над ним "насмехнутся" и даже если через 45 минут его не выпустят на свежий воздух.
Нет гонки за академическими знаниями? Тогда за чем гонка есть? За социализацией, понимаемой как тренировка в вежливости? То есть недостатков друг друга не замечаем и даже пошутить нельзя. Замечательно!
Потом придет новый Брейвик и уже не из автомата перестреляет, а просто передушит по одному. Одного за другим. А они будут стоять и глазами хлопать.
Навык социализации это навык засунуть брейвику его автомат в задний проход. Да, ценой жизни нескольких человек, что в итоге спасет остальных. А навык над этим брейвиком не насмехаться хорош только для скота на бойне, но не для людей.
Если твой друг смешон, не будь лицемером и покажи ему, что он смешон. И тогда он победит свои недостатки. Но у вас насмешки запрещены. Кстати, вот интересно, а что будет с нарушителем запрета? Ведь наказать нельзя, подвергнуть насмешке нельзя, бойкотировать тоже нельзя - это ведь травля.
2014-11-01, Liskai
Почему невменяемыми? Здесь считается, что спортивные игры на свежем воздухе полезны детям (и взрослым, кстати), поэтому на переменах дети одеваются и выходят на улицу в любую погоду (правда, у большинстве школ есть больщой навес). Перемены по 15 минут, верхняя одежда висит у класса, включая обувь, без присмотра. Ничего не пропадает.

Ацент делается на навыки социализации (любая травля/обзывания/насмешки запрещается), умение учиться и применять знания. Нет такой гонки за академическими знаниями как России и Эстонии.

И почему вы решили, что среди финнов нет авиадиспетчеров? :)
2014-10-31, Звездная Тень
При этом если выставить на пять минут на тот же проливной дождь в наказание, сядешь в тюрьму.
Не пускают в школу, насколько я понимаю, из соображений безопасности: а вдруг что не то сделают без присмотра.
То есть если я накажу ребенка, то это унижение. А если я заведомо рассматриваю его как опасного психа, которого нельзя оставлять без присмотра, то это нормально. Мир сошел с ума.
А приезжают заранее потому, что опоздавшему запишут опоздание в личное дело и через 40 лет оно будет учитываться при приеме на работу и выдаче кредита банком :)))
2014-11-02, Liskai
Стремлюсь, но это не мешает видеть общие тенденции, заключающиеся в снижении качества образования (снижение лучших результатов) и снижении требований к детям. Вдумайтесь, Европа проигрывает корейцам и китайцам. Можно было представить себе такое 50 лет назад? Никто бы просто не поверил, что это возможно. Запад изменил методики воспитания и обучения и радостно сел в лужу. А последствия мы только начинаем пожинать, катастрофа наступит через четверть века, когда уйдут на пенсию последние, которых воспитали традиционно строго.
2014-11-01, Liskai
Знакомая, работающая в посольстве, рассказывает про одну из школ в Москве (кажется британскую). В ее обязанности входит сопровождать детей сотрудников посольства в школу. До начала уроков в школу не впускают, независимо от погоды. С учетом пробок выезжают заранее, и часто приезжают рано, но в школу их не пускают, хотя учителя уже в школе. И стоят они под проливным дождем, в мороз на школьном дворе. Никаких наказаний - просто нет возможности для неповиновения.
2014-11-02, starka
Да какие санкции-то? Много детей, которые бы отказались выйти на свежий воздух поразмяться, ведь на дворе качели и всякие комплексы спортивные?

Кстати, заинтриговали настолько, что порылась в инете насчет всяких олимпиад. Чем вам Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся не угодила? Финляндия там на 5-м месте по науке за 2012 (с математикой на 12 и чтением на 6 месте)
2014-11-02, Звездная Тень
Поделитесь:

31.10.2014
Обновлено 12.11.2014
Статья дня
БАДы для мозга, одобренные учеными
БАДы для мозга, одобренные учеными
Как поддержать здоровье мозга и замедлить его старение
Близкие по теме статьи
Обучение за границей: магистратура в Англии. Отзыв студента
Обучение за границей: магистратура в Англии. Отзыв студента
Высшее образование за рубежом: отличие от российских вузов
Учителя – об оценках, учениках и зарплатах: 4 мнения
Учителя – об оценках, учениках и зарплатах: 4 мнения
Школьное образование глазами московских учителей
Школьное образование в Финляндии и США: где лучше?
Школьное образование в Финляндии и США: где лучше?
Финская школа: учителю можно все, а дети учатся хорошо
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!