Сегодня психологи и эксперты настаивают на том, что финансовую грамотность важно прививать ребенку с самого раннего возраста. Умение копить и разумно тратить любые суммы денег научит его правильному отношению к финансам и поможет в будущем правильно управлять заработанными средствами. Как говорить с детьми разного возраста на эту тему, рассказывает консультант по финансам, квалифицированный инвестор и основатель онлайн-школы инвестиций Елена Назарова.
Семья – это первое место, где дети узнают о деньгах. Они видят их в руках родителей, слышат разговоры о них, наблюдают, как взрослые делают покупки в магазинах. Разговоры о деньгах не должны быть запретной темой, даже наоборот – беседы о финансах в доступной форме могут помочь ребенку сориентироваться в финансовом мире еще в детстве.
3-4 года: откуда берутся деньги?
Первое, что уже можно объяснять детям в таком возрасте – деньги не растут на деревьях, а зарабатываются. Обращаться с ними нужно бережно, не тратить бездумно, а считать и распределять. Чтобы заработать деньги, родители ходят на работу или работают из дома – они выполняют разные дела и задания, за которые получают определенные суммы. Важно, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между работой и деньгами.
5-6 лет: что такое бюджет?
В этом возрасте можно вводить понятие "бюджет". Условно объяснить, что заработанные деньги распределяются на разные необходимые траты, которые ребенок осознает и видит: продукты, одежда, обучение, свет и вода, путешествия, лечение и т.д. Можно брать ребенка с собой в магазин, предварительно составив список покупок. Если попросить его помочь с выбором товаров по списку, это будет отличной демонстрацией важности планирования.
С детьми дошкольного возраста уже можно начинать говорить о щедрости и благотворительности. Можно объяснить, что есть семьи, которые в силу обстоятельств не могут позволить себе разные покупки. А затем предложить малышу собрать игрушки, в которые он не играет, или одежду, из которой он вырос, и отдать нуждающимся.
6-7 лет: карманные расходы
В 6-7 лет дети уже более осознанно относятся к деньгам и понимают, что и на какие суммы можно купить. Это отличный возраст, чтобы начать выдавать деньги на карманные расходы, которыми ребенок может распоряжаться по собственному усмотрению. Лучше делать это раз в неделю в конкретный день, чтобы ребенок знал, когда у него "зарплата" и мог планировать расходы.
В этом же возрасте можно более подробно обсуждать финансовое планирование и даже обозначить некоторые траты: на поход в парк, на покупку велосипеда, на поездку в отпуск. Для многих родителей важно, чтобы ребенок научился экономить деньги и умел планировать свои расходы заранее. Это поможет ему в будущем, когда он будет сталкиваться со сложными финансовыми решениями.
8-12 лет: первые накопления
Детей среднего школьного возраста можно учить начинать копить на собственные цели, откладывая по 10% от карманных расходов. Вместе с ребенком посчитайте, сколько он накопит через год, пять и десять лет, если будет откладывать по определенной сумме. Простым языком можно объяснить про проценты и инфляцию.
Уже можно рассказать о кредитах и кредитных картах, объяснить про накопительные счета и проценты. Не забудьте поговорить о такой важной теме, как мошенники и защита личных данных. В этом возрасте у многих детей есть смартфон и карта. Обязательно расскажите о телефонных аферистах, объясните, что нельзя называть ни свои данные, ни данные своей карты, переходить по ссылкам или отвечать на SMS, а о сомнительных звонках нужно всегда рассказывать взрослым.
13-14 лет: первый заработок
Подростки уже достаточно взрослые, чтобы получать карманные деньги на постоянной основе. Некоторые могут начать зарабатывать своим трудом, например, во время летних каникул. Это отличная возможность воспитать ответственное отношение к деньгам за собственный труд и деловые навыки. Однако, необходимо помнить о том, что в этом возрасте могут начаться траты на ненужные вещи и развлечения.
Важно объяснить ребенку, что деньги нужно тратить с умом, и научить его управлять своими финансами. Родители могут помочь составить бюджет и показать, как можно сократить расходы, чтобы больше оставалось на важные покупки.
Общаясь с ребенком на тему денег, старайтесь быть на позитивной ноте, избегая фраз "богатство – зло", "все, у кого много денег – воры и мошенники", "денег нет и не будет" и других негативных установок. Важно убедить ребенка, что благодаря труду, образованию, уму, находчивости и способностями, он сможет стать успешным и заработать столько денег, сколько ему будет нужно.
Деньги и оценки
Нужно ли мотивировать детей к учебе оплатой хороших оценок? На эту тему постоянно ведутся дискуссии и споры. Главная опасность в том, что дети могут перестать интересоваться учебой, когда вознаграждения прекратятся, что негативно скажется на образовании в целом. Родителям важно доносить детям, что успех в учебе зависит не только от оценок, но и от усилий, которые они прилагают в процессе. Важно, чтобы ребенок точно знал – родители его любят независимо от того, получил он двойку или пятерку. Особенно это важно показать в начальной школе. А поощрять детей можно разными способами: хвалить за усилия в учебе, помогать с домашними заданиями, обсуждать интересные темы, связанные с разными предметами. Это поможет детям чувствовать себя увереннее и стремиться к достижению лучших результатов в школе.
Развитие финансовой грамотности у детей – это долгий и терпеливый процесс, который требует постоянного внимания и поддержки со стороны родителей. Но именно благодаря такому подходу можно обучить ребенка важным финансовым навыкам, которые пригодятся ему в будущем. И, конечно, обязательно нужно быть примером для своих детей и самим следовать тем правилам финансовой грамотности, которые вы стремитесь донести любимым чадам!