Как вы считаете, возможно ли совершить путешествие по маршруту Берлин-Лондон-Рим-Париж, потратив на авиабилеты чуть больше 80 евро? Не спешите говорить, что это нереально. Как правильно воспользоваться услугами европейских бюджетных перевозчиков и купить билет на самолет по цене автобусного, выясняла корреспондент "ИП" Ксения Татарникова.
Бюджетные авиакомпании (или low cost) придумали около 30 лет назад для тех, кто хочет путешествовать дешево и сердито. Их руководители решились на смелый по тем временам эксперимент: они серьезно сократили ассортимент услуг и бонусов, традиционно предоставляемых пассажирам, снизив тем самым себестоимость полета, а следовательно, и цену на билеты.
Эксперимент оказался неожиданно удачным. Новички на рынке авиаперевозок очень быстро смогли отвоевать у грандов довольно серьезный кусок пассажирского пирога. На сегодняшний день в европейских странах насчитываются десятки low cost-авиакомпаний, на долю которых приходится до 40% от всего пассажиропотока.
Причем если оценивать роль бюджетников только в туристических перевозках, то их позиции окажутся еще более сильными: до 80% путешественников предпочитают перемещаться по Европе, пользуясь дешевыми рейсами. В результате получается интересная ситуация. Там, куда не долетают low cost-компании (к примеру, на Мальту), туризм постепенно хиреет. Путешественники предпочитают зимой сгонять на выходные за 25-30 евро из горнолыжного Зальцбурга в Барселону, а из Инсбрука - в Амстердам. Летом же проще долететь, например, из Варшавы на Родос, из Братиславы в Венецию, из Лейпцига в Афины, из Риги в Дублин, Манчестер, Париж и т. д.
Глядя на бешеную популярность бюджетников, национальные перевозчики начинают брать с них пример и снижают цены на билеты. А то и заводят себе бюджетных "дочек" - так у Lufthansa появился Germanwings, а у скандинавской SAS - Bluel.
В России с low cost-перевозками сегодня дело обстоит не так радужно, как на Западе. Официально у нас работают два перевозчика, которые позиционируют себя как low cost-компании. Обе они - немецкие. Первой летом 2003 года была Germania Express, за ней в 2005 пришла Germanwings. Они предлагают рейсы исключительно из Москвы в немецкие города: Берлин, Кельн, Дюссельдорф и Мюнхен. В ближайшее время в России должен появиться еще один low cost-перевозчик - итальянская компания WindJet, которая с начала весны будет выполнять рейсы из Внуково в Болонью. Что интересно, цены этих авиакомпаний далеко не бюджетные: за билет в один конец необходимо отдать около $100.
Дефицит дешевых авиапредложений объясняется просто. Для успешной работы low cost-перевозчика необходимо иметь направления с устойчиво высоким пассажиропотоком. Только в том случае, если самолеты будут постоянно работать, выполняя в день по четыре-пять рейсов, низкие цены можно будет "отбить". В России же пока таких загруженных маршрутов нет.
"Дело в том, что в России возможностей сэкономить у дискаунтеров гораздо меньше, поэтому они и не торопятся к нам, - поясняет Олег Пантелеев, ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности. - Традиционно иностранные перевозчики платят за обслуживание в аэропорту больше, чем национальные. Но в Европе большой выбор удаленных от городов аэропортов с невысокими тарифами. В Москве аэропортов всего три, и цены для дискаунтеров примерно одинаковые. Нельзя забывать и о расстояниях.
В Европе бюджетные авиакомпании могут себе позволить одно-двухчасовые перелеты по 20-30 евро. Летать из Москвы в Германию 3,5-4 часа за эти деньги - значит, моментально разориться".
Издержки производства
Понятно, что за невиданную прежде свободу передвижения "по цене ужина в ресторане" все-таки приходится платить. Дискаунтеры берут плату прежде всего комфортом. Купив билет, пассажир автоматически лишается привычного приятного ритуала: бесплатный завтрак, обед или ужин в самолете ему никто не предложит (или предложит за дополнительные деньги). Пассажиры, не желая оставаться голодными, берут на борт еду из аэропортовых фаст-фудов. В результате у каждого нового пассажира есть риск испачкать брюки об остатки завтрака предыдущего гостя: салон на стоянках, мягко говоря, не вычищают до блеска.
Вообще разместиться с удобством не получится: авикомпании-бюджетники летают на самых экономичных самолетах, как правило, это Airbus А319-320 или Boeing 737-800. От традиционных моделей их отличает целый ряд особенностей. Во-первых, это касается кресел: расстояния между ними минимальны, а кроме того, у них невозможно регулировать угол наклона спинки или удобно устроить голову на подголовнике (он по большей части вообще отсутствует). Помимо этого, во многих low cost-авиакомпаниях вы не найдете даже шторок на иллюминаторах: их не ставят из соображений экономии. Именно поэтому людям крупной комплекции и высокого роста, а также тем, кто плохо переносит полеты, путешествовать дискаунтерами не рекомендуется, иначе дорога превратится для них в пытку.
В целях той же экономии бюджетные авиакомпании используют не центральные, а отдаленные аэропорты - там тарифы за обслуживание самолетов меньше. Таким образом, пассажиру еще приходится добираться самому до города. Один из ярких примеров - Ryanair. С одной стороны, у этой компании больше всего рейсов из всех бюджетников и самые низкие цены на билеты. С другой, - купив билет на рейс до Франкфурта, вы на самом деле окажетесь в аэропорту Хан в двух часах езды от города. За автобус из лондонского Стэнстеда (куда и летает большая часть бюджетников) до самого Лондона, возможно, придется заплатить примерно столько же, сколько стоил авиабилет (около 15 евро).
Примерно представить себе, как выглядит аэропорт, в который вас повезут, и сервис на самолете, которым предстоит лететь, можно с помощью Интернета. На сайтах www.airlinequality.com и www.sleepinginaeroports.net побывавшие там до вас пассажиры обмениваются впечатлениями и советами.
Рейсы low cost-авиакомпаний, как правило, назначаются на самое неудобное время: рано утром или поздно вечером (в эти часы существенно меньше расходы на аэропортовое обслуживание).
В целях экономии вводятся и ограничения по багажу. Вы не сможете взять с собой в поездку больше 15-20 килограммов. При этом часто ограничивают также количество мест багажа: на одного человека - не более двух позиций плюс одно место ручной клади. За излишки придется платить: суммы за килограмм перевеса или дополнительное место багажа будут сравнимы со стоимостью билета.
Лишний билетик
Путешествующему с low cost-авиакомпанией человеку стоит помнить, что традиционного классического квитка у него не будет. Подавляющее большинство бюджетных перевозчиков используют электронные билеты вместо бумажных. По статистике, e-ticket позволяет компании снизить себестоимость перевозки каждого пассажира примерно на 6 евро. Кстати, для России электронный билет оказался серьезным камнем преткновения. Пока (согласно Налоговому кодексу РФ) бумажный билет необходим как письменное доказательство договора между пассажиром и перевозчиком. Внести поправки в закон обещают уже в марте.
Получить электронный билет в большинстве компаний можно только одним способом: воспользовавшись Интернетом. Некоторые перевозчики разрешают бронировать билеты в специальных сервисных центрах или по телефону, однако стоит помнить, что услуги операторов придется оплачивать отдельно: тарифы на билеты, оформленные "вживую", в среднем на 30 евро выше по сравнению с интернет-бронированием - так пассажирам ненавязчиво намекают, что пора перестать покупать билеты по старинке. Тем более что ничего сложного в процедуре заказа и оплаты билета через Сеть нет. У всех бюджетных авиаперевозчиков работают удобные сайты: набираете адрес страницы, вводите место и даты прилета/вылета и через несколько секунд получаете список ближайших рейсов. Выбираете из них подходящий, проходите процедуру бронирования, получаете подтверждение оплаты и номер регистрации (confirmation number). Распечатав или записав на отдельном листке этот номер (иногда его называют кодом), перед посадкой объявляете его на стойке регистрации авиакомпании, и предъявляете свой загранпаспорт. Сотрудник проверяет ваши данные по компьютеру, и на их основании вы получаете посадочный талон.
Учтите, что все бюджетные авиакомпании продают билеты по тарифу One Way (то есть только в один конец). Вернуть их нельзя, перебронировать в большинстве случаев возможно, но за дополнительную штрафную плату в несколько десятков евро.
Прежде чем начать процедуру бронирования, стоит внимательно ознакомиться со всеми условиями, изложенными на сайте. Возможно ли будет в крайнем случае поменять билет? Если да, то в какие сроки и за какую цену? Подходит ли для использования ваша кредитка? Большинство компаний принимает только Visa Classic и Eurocard/MasterCard Standard, а вот Visa Electron или Мaster Maestro не примут. Внимательно заносите свои данные: никто за вас перепроверять не будет, а ошибки в написании фамилии могут привести к отказу в перевозке (без возврата денег).
Чем раньше вы начнете поиск подходящих вариантов, тем больше сэкономите. За месяц-другой до начала рейса авиакомпания открывает бронирование по самым низким ставкам, затем цены постепенно повышаются и часто практически сравниваются с ценами традиционных перевозчиков, а в конце (перед самым отлетом), если остаются свободные места, снова падают.
Прежде чем бронировать билеты, стоит проанализировать все подходящие варианты. Возможно, удастся сэкономить, если лететь до Берлина или Лондона не напрямую на национальном перевозчике, а с пересадкой, скажем, в Таллине, Риге или Будапеште. Выяснить, какие авиакомпании летают по планируемому маршруту в ЕС и близлежащие страны и оптимально рассчитать low-cost-поездку можно на сайтах www.flybudget.com и www.whichbudget.com. Удачного полета!
Статья предоставлена журналом "Имеешь право"