Пожалуй, на протяжении первого года жизни малыша ни с чем не связано столько волнений и вопросов, как с темой еды. Когда кормить, сколько кормить, не голоден ли он... Через некоторое время внимание родителей к этой проблеме несколько ослабевает, но этот вопрос еще долго будет волновать их, иногда превращаясь в предмет жарких семейных дискуссий.
Столь пристальное внимание к еде вполне оправданно, поскольку пища — основа развития и выживания. Так же естественно, что вопросом о том, достаточно ли малыш ест, озабочены мамы, кормящие грудью: в этот период им сложно контролировать, сколько съел ребенок. Когда же ему исполняется 3-4 года, бдительность взрослых в вопросах еды в большей степени объясняется психологическими причинами, чем жизненной потребностью самого ребенка.
Три важных вопроса
Сколько он должен есть? Вполне очевидно, что новорожденный прекрасно знает, когда ему нужно подкрепиться. Чтобы сообщить об этом взрослым, он выбирает самый простой способ: меняет стиль поведения. И хотя все это кажется вполне понятным, в том, что малыш наелся, мамы часто сомневаются: "Может быть, он уснул, потому что устал сосать?" Волнения не заканчиваются и когда ребенок подрастает — вы начинаете уговаривать его съесть "еще ложечку", даже осознавая ненужность этого шага.
Отношение к еде определяется не только культурой, но и опытом человечества. Наши бабушки, пережившие войну, хорошо помнят чувство голода, которое преследовало их все детство. Именно поэтому взаимосвязь "толстый ребенок — здоровый ребенок" прочно сидит в подсознании почти каждой матери, которая во что бы то ни стало стремится до отвала накормить свое чадо, как будто в этом и состоит ее главное материнское предназначение.
Начав ходить (между годом и полутора), малыш отказывается от застолий в пользу более интересных занятий, и встревоженные родители считают, что он постоянно ходит голодным. А все дело в том, что в этом возрасте рост ребенка приостанавливается, поэтому и потребности в калориях становятся менее ощутимыми. Малыш ест меньше, но в достаточных количествах и исправно прибавляет в росте и весе. Между тем окружение разрешает ребенку налегать на сладости, чтобы компенсировать отказ от "нормальных" продуктов. Ничего удивительного, что тот отодвигает тарелку с супом, съев накануне обеда банан и три печенья. Чтобы избавить себя от ненужных волнений, родителям нужен минимум терпения за столом и чуть больше твердости в промежутках между завтраком, обедом и ужином.
Когда он должен есть? Если вы хотите приспособить часы кормления новорожденного к жизни семьи, вы вполне можете этого достичь, потому что к регулярному питанию организм привыкает довольно быстро. Любопытно, что этот процесс начинается еще в животе у мамы. Обычно малыш быстро привыкает к жизни матери, и, если она ритмична и упорядочена, после рождения ему будет легче приспособиться к устройству жизни семьи. Если же, напротив, вы живете несколько хаотично, то и ребенок будет стремиться жить исключительно по своим внутренним законам, к которым вам придется приспосабливаться.
Одной из проблем, с которой сталкиваются взрослые, когда предлагают повзрослевшему ребенку определенный режим питания, становятся "легкие закуски" между основной едой. При этом родители совершенно забывают о том, что ребенок может просто захотеть есть раньше положенного времени. Почему? Он набегался, или неплотно поел утром, или завтрак оказался не таким питательным, а может быть, его друг жует мороженое и ему тоже очень хочется... Ни для вас, ни для малыша не будет ничего ужасного, если по дороге с прогулки он побалуется чем-то "неположенным", а на обед съест только одно блюдо. Кстати, многие мамы, которые могут позволить себе сидеть с ребенком, чаще всего руководствуются желаниями малыша, кормят его тогда, когда он просит, и это не влечет никаких отрицательных последствий для его здоровья.
Что должен есть малыш? Конечно, его пища должна включать полноценные и полезные продукты. Но, как уже говорилось, ребенок от рождения знает, что вкусно, а что невкусно (попробуйте вместо молока напоить его чем-нибудь кислым!), и уже с самых ранних пор отличает то, что ему нужно, от того, в чем он не нуждается.
Что такое вкус?
Запах, вид, консистенция, объем и температура продукта — все эти элементы отвечают за вкусовое восприятие пищи. Так, например, апельсин — это не только кисло-сладкий вкус на языке, но и свежий запах цитрусовых, мягкие дольки и аппетитная "солнечная" расцветка спелого фрукта.
Вкусовое восприятие у малыша формируется задолго до рождения. Примерно с пятого месяца беременности он чувствует запахи, которые попадают в околоплодные воды, и уже в этом возрасте получает полный чувственный набор — рецепторы, покрывающие внутреннюю поверхность рта и носа и напрямую связанные с мозгом, где происходит деление вкусов на сладкие, соленые, кислые и горькие.
По мере взросления ребенка его вкус развивается и утончается. Кстати, на разных этапах развития ему будет казаться вкусным только то, что нужно организму в это время. Если вы позволите малышу самому формировать меню, то увидите, что какое-то время (одну-две недели) он будет питаться кисломолочными продуктами, потом перейдет на мясо, через некоторое время откажется от него и "наляжет" на фрукты и овощи. При этом какие-то продукты будут держать пальму первенства на протяжении многих лет, но это не значит, что в один прекрасный день ребенок не отодвинет от себя тарелку с любимым гороховым супом со словами, что никогда больше не будет его есть! Такая цикличная привязанность к продуктам вполне естественна, она соответствует нормальному развитию малыша, которое тоже проходит циклами. Именно во время какого-то одного этапа ребенок замыкается в своих вкусовых пристрастиях, зато во время следующего включатся другие, дремавшие до этого системы организма, и вкусы малыша резко поменяются.
Что в этом процессе зависит от вас? Конечно, воспитание вкуса. Сначала ребенок делит продукты на две большие категории: то, что вкусно (сладкое), и то, что невкусно (кислое, острое и все, что раздражает вкусовые рецепторы). Со временем у малыша появляется более подробная и приемлемая для него картина питания, и он продолжает "оттачивать" вкус в соответствии с пищевыми и кулинарными привычками своей семьи. Кстати, именно поэтому ребенок стремится попробовать пищу не только из своей, но и соседской тарелки...
На этом этапе ваша задача — познакомить малыша с тем, что может встретиться ему во взрослом мире. Предлагайте ему на пробу все, что хотите: традиционные блюда, экзотические фрукты, любые продукты в любых сочетаниях и в любом виде — сырые, вареные, жареные... Обычно первые вкусовые пристрастия у детей формируются к 3-4 годам, вслед за этим наступает консервативный период: ребенок выбирает из того, что успел попробовать, и довольно долго сохраняет верность этим блюдам. Поэтому чем с большим количеством блюд он познакомится, тем шире будет его выбор, когда он захочет определиться. Кстати, после того как начнется консервативный период, все ваши убеждения, что ничего вкуснее он еще не ел, не заставят его попробовать что-то незнакомое. Однако, если малыш будет готовить вместе с вами, он, скорее всего, захочет продегустировать то, что получилось. В любом случае к семи годам большинство детей уже без опаски относятся к незнакомым блюдам.
Вредные вкусности
Считается, что острое, соленое, жареное и сладкое вредно для здоровья. При этом многие родители убеждены, что, если малышу дать волю, он будет питаться конфетами с утра до вечера. И тот факт, что сами взрослые, имея такую возможность, этого не делают, приписывают разумности взрослого, а не потребностям организма. Попробуйте посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Во-первых, все то, что получают в неограниченных количествах, быстро приедается. Во-вторых, в семьях, где из сладкого не делают проблемы и ставят конфеты на стол, дети относятся к ним спокойно и не предпочитают мясу, фруктам, йогуртам и другим полезным вещам. И в-третьих, не забывайте, что сладкое доставляет человеку удовольствие. Сладкоежками чаще всего становятся дети, которые поняли, что шоколадка — возможность подарить себе радость. Так что, если ваш ребенок чересчур увлекается сладким, на это у него может быть две причины: либо вы провоцируете его запретами, либо малышу тревожно, тоскливо и он пытается успокоиться с помощью приятных сладостей (в некотором смысле конфеты являются детским аналогом сигарет). В этом случае запрещать их довольно бессмысленно.
Лучше предложить малышу другие незатейливые, но приятные душе и телу занятия.
Нужно ли предоставлять ребенку свободу в выборе пищи? Старайтесь это делать, поскольку еда — это не просто удовлетворение потребности организма в питательных веществах, но и взаимодействие человека с окружающей действительностью. Именно во время еды новорожденный малыш впервые встречается с внешним миром, который олицетворяет для него мама... Помните, что еда — это первое самостоятельное дело в жизни человека, а что есть и от чего отказаться — первый выбор, который он делает.
Мария Андреева, психолог-психотерапевт
Статья из майского номера журнала.