Дед Мороз
В России имя волшебного деда, который приносит подарки на Новый год, связано с древней восточной славянской мифологией. Стихию, мороз, очеловечили: придумали образ невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает трескучие морозы. Фольклорный персонаж превратился в героя сказок, а затем и в символ Нового года, с легкой руки писателя Владимира Одоевского в 1840 году. В его литературной сказке седой старик Мороз Иванович превращается в доброго воспитателя для двух девочек. Причем старательную работящую Рукодельницу он одаривает подарками.
Образ Деда Мороза в привычном виде сформировался к началу 20 века. Это пожилой седой дедушка, с длинной бородой, в красной шубе и с мешком подарков. Ездит он на тройке с внучкой Снегурочкой.
Санта-Клаус
Сегодня мы вполне могли иметь новогодний персонаж общий с Европой. Еще при Александре II в литературе упоминались "старый Рупрехт" (явно немецкого происхождения) и святой Николай или "дедушка Николай".
Именно святой Николай считается прообразом и Санта-Клауса, ставшего уже вполне привычным для нас, благодаря многочисленным американским фильмам, и голландского Синтаклааса, и Ноэль Бабы. Последний приходит с подарками к жителям Турции, Израиля и ряда стран Латинской Америки.
Санта-Клаус впервые был назван так в поэме американца Клемента Кларка Мура "Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая". Этот сказочный персонаж дарил детям подарки и путешествовал на оленьей упряжке. В отличие от нашего Деда Мороза, американский - полноватый жизнерадостный мужчина средних лет, носит короткий красный полушубок и иногда очки. Забирается в дом через трубу и рассовывает подарки по специально приготовленным носкам. Помогают ему эльфы и гномы.
Йоулупукки
Имя финского рождественского деда дословно переводится как "Рождественский козел". Традиция уходит корнями в средние века, когда подарки на Йоль, праздник зимнего солнцестояния, разносил именно Йольский козел. Позднее с приходом и утверждением христианства его сменил святой Николай, а имя осталось. У этого новогоднего персонажа есть жена Муори - олицетворение зимы. Помощники Йоулупукки - гномы, которые в течение года наблюдают, как себя ведут дети, а перед Рождеством разбирают почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Синтаклаас (Sinterklaas)
Голландский Дед Мороз приезжает к детям верхом на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Костюм явно указывает на происхождение образа от святого Николая, архиепископа Мир Ликийских. Сопровождают Синтаклааса верные слуги, темнокожие мавры. Помощники несут мешки с подарками для послушных детей и розги для непослушных. Еще у него есть большая книга, где описаны подарки всем детям, их имена и адреса. Но все письма и пожелания детишки могут передавать ему только через родителей.
Пер Ноэль
Предания о Пер Ноэле, "Отце Рождества", распространены во Франции и ряде франкоговорящих стран и регионов. Приехав к дому на осле и с корзиной подарков, он проникает внутрь через дымоход и раскладывает подарки в обувь, оставленную перед камином. Среди особенностей наряда этого персонажа - деревянные башмаки. Есть у него и антипод, Пер Фуэтар, дед с розгами, который наказывает ребенка, который плохо вел себя в прошедшем году.
Даиди на Ноллаг (Daidií na Nollag)
Ирландский дедушка носит длинную зеленую шубу, венок и у него есть посох, украшенный связкой трав. Эти травы - омелу, клевер, плющ и лаванду - девушки кладут перед сном под подушку в канун Нового года. По поверьям, именно так в новогоднюю ночь можно увидеть своего будущего супруга. Праздничный новогодний вечер в Ирландии принято проводить в кругу семьи и близких людей, в стенах родного дома. Считается, что это укрепит семейные узы и принесет семье достаток.
Олентцеро
Испанский, а вернее баскский, новогодний персонаж одевается в национальную домотканую одежду и носит с собой фляжку вина. Он не заходит в дома - оставляет подарки на балконе. По одной из версий младенец Олентцеро был найден в лесу феей. Она одарила мальчика добротой и силой и отдала на воспитание бездетной семье. Повзрослев, Олентцеро работал угольщиком, и любил делать резные игрушки для детей. Когда Олентцеро погиб, спасая людей из горящего дома, фея воскресила его и даровала вечную жизнь, чтобы он продолжал радовать детей.
Ямал Ири
Сказочный персонаж, возникший на основе мифотворчества коренных народов Севера, живет на Ямале. Путешествует этот дедушка на оленьей упряжке, нартах, но умеет управлять снегоходом. Одевается в национальную северную одежду и подпоясывается поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Ямал Ири имеет специальную волшебную лопатку-посох. Она изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом. Если у вас есть заветное желание, и вы прикоснетесь к этому посоху, оно обязательно сбудется.
Белорусский Дед Мороз
Белорусский Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведет здоровый образ жизни и не страдает полнотой. У него есть собственная официальная резиденция на территории национального парка "Беловежская пуща". Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров. Здесь есть дом Деда Мороза и Снегурочки, сокровищница, где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и музей Деда Мороза. На территории резиденции растет сорокаметровая ель, которой 120 лет.
Агиос Василис
В Греции Дед Мороз носит имя Агиос Василис, то есть святой Василий. Он оказался рождественским святым потому, что его память празднуется первого января. Это старик с белой бородой, который объезжает дома и дарит подарки детям. В соответствии с западными представлениями, святого Василия изображают в красно-белом наряде и даже иногда утверждают, будто он живет на Северном полюсе. Но в народных греческих колядках поется о том, что "приходит святой Василий из Кесарии", города в Малой Азии, где он был епископом в древние времена.
И хотя волшебные дедушки в каждой стране имеют свое имя, внешне они отличаются мало. На общих фото в гостях у Деда Мороза можно, конечно, выделить Санта-Клауса или гнома, а вот опознать Агиоса Василиса довольно сложно.