О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе".
Что же родители будущего первоклассника вкладывают в понятие подготовки, и какой она должна быть?
Что значит "готов к обучению"?
К сожалению, в последние годы произошла подмена понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Школа, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для себя и выставляет те требования, которые подходят ей, а не ребенку.
Говоря обобщенно, к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.
Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.
Успехи в учебе гораздо больше зависят от желания и умения учиться, умения видеть связи явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.
Ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
Все это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.
Какой должна быть подготовка к школе
Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. За год до школы совсем не лишней будет консультация психолога. Необходимо провести всесторонний анализ развития ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий.
Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно вашего ребенка, учитывала индивидуальные особенности его развития. Программа подготовки должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон.
Если вы готовы записать ребенка в группу подготовки к школе, то прежде всего определите для себя, что необходимо вашему ребенку, чего вы ждете от занятий и совпадают ли ваши потребности с тем, что будет происходить на занятиях.
Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе.
Стремление же сделать из дошкольных групп мини-первый класс приводит к тому, что, по данным статистики, более 70% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят.
Это не должен быть интенсивный, ускоренный курс, так называемая "экспресс-подготовка". За счет чего идет любое искусственное ускорение в развитии или обучении? За счет мобилизации всех ресурсов организма ребенка, что может привести к умственному и физическому истощению, нервному срыву. Особенно негативно интенсивность любого рода влияет на медлительных детей.
Избегайте перегрузок! Оптимальная нагрузка для дошкольника - занятия в группе подготовки к школе 2 раза в неделю по полтора-два часа, желательно в первой половине дня. К сожалению, занятия далеко не всегда проходят рядом с домом, очень часто - во второй половине дня. Если ребенок к их началу уже утомлен, то пользы от таких занятий немного. Занятия дома можно проводить каждый день, их продолжительность не должна превышать 20-30 минут, и они должны быть систематическими.
Администрация дошкольных гимназий часто пытается привлечь родителей большим количеством разнообразных занятий, общая продолжительность которых таким образом увеличивается до трех часов и более. Это очень много. В этом случае у родителей должно быть право выбора: какие занятия посещать, а от каких отказаться.
С кем и где заниматься?
В детском клубе? Частным образом с педагогом? В подготовительных группах при школе?
Дело не в помещении, а в специалистах, которые в любом учреждении будут делать свое дело.
"Плюсы" занятий в группах при школе - это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка - привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.
Желание многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправданно.
Действительно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень непросто.
Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь. С другой стороны, мое внимание распределяется равномерно, и дети чувствуют себя менее напряженно, учатся сотрудничать, слышать друг друга, что тоже является одной из составляющих готовности к школе.
Если есть такая возможность и необходимость, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.
Учить или нет?
Вы заметили, что, говоря о готовности к школьному обучению, я совсем не говорю об обучении дошкольника, к примеру, чтению? Нужно ли этому учить?
Не может быть однозначного ответа на этот вопрос.
Я далека от утверждения, что до школы нельзя учить детей читать. Неплохо, если ребенок умеет читать до школы. Важно только, какой ценой далось ему это умение. Это было желание самого ребенка или стремление родителей "не ударить в грязь лицом"?
Типичная ошибка родителей как раз состоит в том, что они начинают обучение ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) своим волевым решением, не учитывая уровень его развития.
Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то, конечно, необходимо поддержать его интерес, помочь ему научиться. Обучение в таком случае будет вполне уместным.
Но уж если родители берут на себя этот труд, то они должны обладать определенными знаниями методик обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется правильный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.
Бывает так, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным умениям. В этом случае искусственное обучение будет насилием.
Как бы и не подготовка вовсе
В нашей обычной домашней жизни существует много моментов, которые с полным правом можно считать подготовкой к школе и которые естественно вписываются в жизнь любой семьи.
Прогулки, коньки, лыжи, плаванье - все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепку, конструирование, вышивание.
Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память - это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет.
Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится.
Играйте в игры, где есть четкие правила.
Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Не только о "высоком"
Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.
Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это еще и пребывание в ней.
Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.
Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях - только в семье.
Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.
Нужна ли детская "подготовка к школе" родителям?
Как детям необходимо примерить на себя роль ученика, так и родителям тоже нужно подготовиться к роли родителей первоклассника.
Если ребенок ходит на "подготовку к школе", внимательные и наблюдательные родители могут увидеть и узнать много интересного и полезного о своем ребенке.
Адаптация в группе сверстников, желание учиться, приятие (неприятие) ребенком роли ученика, отношение к учителю, организационные, практические навыки - почти все трудности можно проецировать на начало будущей школьной жизни. Есть возможность скорректировать их заранее.
Советуем прочитать:
|