Не помню, где я вычитала эту фразу, но она почему-то запомнилась мне: "Любое действие, выполняемое на время, становится игрой". Но я чуть забегаю вперед. Начиналось же это так. Я как обычно сижу вечером после ужина на кухне, составляя примерное меню на следующий день и список покупок. И тут младший сын подходит ко мне с коробкой шашек в руках. "Я сейчас не могу с тобой играть! Мама занята! Я поиграю с тобой потом". И конечно, через полчаса я и не вспомнила про эти шашки. Только ночью, когда зашла в детскую посмотреть, все ли в порядке, увидела на полу ту саму коробку, с крышки которой как назло улыбались мама с сыном.
О, это чувство вины! Как многим мамам оно знакомо! В такие моменты кажется, что худшей матери еще не было на свете. Наутро я спросила сына, почему он не напомнил мне об игре, на что он ответил: "Но ты же обещала! А про обещания надо помнить!". Еще один тяжелейший приступ чувства вины. Торжественно обещаю сыну, что сегодня мы точно поиграем.
И вот ближе к вечеру он снова подкатывает ко мне с коробкой в руках. Елки-палки, как всегда в самый неподходящий момент — когда у меня руки по локоть в тесте. "Видишь, я делаю пирог. Как только закончу, поиграем с тобой". Кивает с выражением дежа-вю и безнадежности на лице. Этого мое сердце выдержать не в состоянии. И тут меня осеняет: "Мне нужно только пять минут. Заведи таймер, и как только он просигналит, идем играть".
Надо сказать, что в ту пору слова "пять минут" для него ничего не значили — они могли означать и "час", и "неделю", но таймер он все-таки завел и стал внимательно следить за бегом стрелки. Когда время вышло, закончила свою работу и я, и мы с ним наконец смогли спокойно поиграть. А идея с таймером прижилась надолго.
Сыну нравится смотреть, как я спешу доделывать дела под тиканье таймера, чтобы потом оказаться полностью в его распоряжении. Привычка всегда держать обещание — еще один плюс этого. А еще таймер помог всем нашим детям привыкнуть к концепции времени и все делать по расписанию. Они уже никогда не перепутают пять минут с пятнадцатью. Когда старшая дочка пошла в школу, чувство времени позволило ей никогда не опаздывать с перемены. Она точно знает, что успеет сделать за десять минут, а что нет, и стоит ли вставать в очередь в буфет, если осталась только минута до звонка.
Кроме того, с помощью таймера довольно легко разрешается знакомая всем проблема, когда два ребенка хотят играть непременно с одной и той же игрушкой. Я вновь включаю таймер: кто первый возьмет игрушку, тот и сможет играть с ней, пока не прозвенит звонок. Потом очередь следующего ребенка. Временные рамки в этом случае соблюдаются строго как никогда. Как только прозвучит бипер — будь добр, делись игрушкой. Никаких капризов в этом случае, как правило, не бывает — ведь все по справедливости!
Знаю, что очень многим детям нравится обгонять время. Поэтому часто уборка или мытье посуды превращается в веселое соревнование: "А ну, кто за пять минут перемоет больше посуды?!" "Кто быстрей соберет свои игрушки?" Мне кажется, что так в детях воспитывается спортивный дух. Ведь любое действие, выполняемое на время, становится игрой, а не скучной обязанностью!