Чтобы ребенок сам делал домашку, нужно…

Если домашние задания детей даются вам с трудом

Среди советов о том, как больше не делать уроки вместе с ребенком, самые ценные - от мам, которым это удалось, причем еще в начальной школе. Возможно, и в вашей семье напряженные вечера, посвященные домашним заданиям, скоро останутся в прошлом?

как больше не делать уроки вместе с ребенком

Наши мучения с домашними заданиями начались, когда мой старший сын сменил школу на втором году обучения. В прежней школе ничего на дом не задавали, а в новой у него были целая страница с примерами по математике несколько раз в неделю плюс еженедельные списки заданий и тесты по правописанию.

Американская академия педиатрии рекомендует давать детям столько заданий, чтобы на каждый предмет у них уходило не более десяти минут в день и чтобы они могли легко закончить работу за это время.

У него не получалось. Не в том дело, что он не справлялся с работой. Он просто... ничего не делал. Он крутил в руках ручку, качался на стуле, смотрел куда-то за горизонт...

И мы никогда не слышали от него возражений, не замечали за ним страданий (и тогда, не как сейчас, у него не было проблем с вниманием). Он просто сидел с ручкой в руке, перед ним лежала работа, а он занимался своими делами.

Мы сходили с ума. Почему он не мог просто пробежаться по математическим примерам, они ведь дались бы ему очень легко, почему он не переписывал слова или не делал другие задания? Почему он не мог все быстро закончить, чтобы заняться чем-то другим?

Как домашние задания стали важнее всего

Наших родителей домашняя работа не делала несчастными. В большинстве случаев о ней почти не вспоминали. Но если вы подозреваете, что у вашего ребенка домашней работы куда больше, чем ее было у вас, то вы абсолютно правы. Количество таких заданий для девятилетнего ребенка в США выросло с нуля до приличного объема.

И пока средний по стране объем этой работы на два десятилетия завис на значении в два часа ежедневно, ученики престижных школ (для семей с высокими доходами) заявили, что им задают уже на три часа.

Такие на первый взгляд небольшие изменения сильно поменяли жизнь очень многих. Если вы родитель девятилетнего ребенка или ребенка помладше, которого попросили рассказать четыре интересных факта о мартышках, то вам известно, что разница между "ничего" и "немного" очень велика.

Родители превращаются в надзирателей, а вечера — в нервотрепку. Ну или как минимум у вас пропадает свободное время. Одно исследование группы родителей показало, что стресс и напряжение в семье нарастают, когда они чувствуют, что не могут помочь ребенку с домашними заданиями, или когда ребенку не нравится их делать, или когда они вызывают споры между взрослыми и детьми или между взрослыми.

Для многих из нас домашние задания становятся первой причиной, по которой возникает конфликт, как только ребенок возвращается из школы домой или ложится спать. Им что-то задали? А сколько? Когда они все доделают? Они успеют все сделать до тренировки/репетиции/ужина? Или после? А когда сдавать работу? Когда они начнут? Как долго будут сидеть за уроками?

Даже те родители, которые не притрагиваются к домашним заданиям, хотят знать, сколько, когда и как долго. А особенно если есть какие-то планы. Мы не можем ничего планировать, начинать, составлять расписание, не беря в расчет домашние задания.



Домашние задания давят на нас, потому что…

Когда дело доходит до школы и домашнего задания, родители начинают путаться в целях. Мы думаем, что желаем нашим детям "успехов" и "достижений", но эти слова сюда не подходят. Вместо этого надо сказать: мы хотим, чтобы наши дети научились достигать успехов сами.

Представьте себе баскетбол. Цель игры не в том, чтобы забросить мяч в кольцо. Если бы вся суть была в этом, то можно было бы подставить лестницу или опустить пониже кольцо, а потом отправиться за мороженым. Но нет, цель игры — научиться забрасывать мяч в кольцо так хорошо, как только сможешь, выяснить, где ты нужнее команде, следовать правилам и понять, действительно ли ты хочешь выходить на поле. Без всего этого не будет игры.

Цель домашних заданий — научить ребенка работать без учителя и без лишнего надзора. Дети должны научиться учиться, а мы должны позволить этому произойти.

Если мы слишком вовлечены в школьную жизнь ребенка, то страдаем оба. И вдруг оказывается, что самое важное вовсе не семья, взаимоотношения или то, с кем мы проводим время, а то, что написано в сочинении ученика или в табеле успеваемости.

Многие из нас предпочитают думать, что давление домашних заданий исходит извне. Якобы оно от школы, от общества, от процесса поступления в колледж.

Но мы ошибаемся. Опрос 4317 учеников из десяти высокоэффективных школ в Калифорнии показал: хотя их школы строго следили за количеством заданий, многие дети отметили, что еще большее давление они ощущают со стороны родителей. Они часто слышали, что если они не выполнят все идеально, то не получат хорошую оценку и не добьются успеха.

"Это очень, очень сложно — не вмешиваться", — говорит Джессика Вулф, мать старшеклассника и второкурсника колледжа. В ее кругу общения не принято держаться в стороне от работы над домашними заданиями. "Пару лет назад я ужинала с несколькими женщинами. У всех были дети примерно одинакового возраста. В восемь тридцать все они встали, и одна сказала: "Я должна возвращаться домой. Моему ребенку скоро сдавать домашнюю работу", и все ответили: "Ага". Для некоторых это просто все, о чем они говорят и о чем переживают".

Как не испортить отношения с детьми из-за домашних заданий

Я знаю, ты справишься

Всем известно, что единственный человек, которого мы способны изменить, это мы сами. Поэтому наша работа заключается не в том, чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание, то есть объяснить им сложение и вычитание или написать какой-то текст. Надо, чтобы эти задания выполнялись без нашего постоянного участия.

Очень важно правильно понимать свою цель. Не "делать это хорошо", а "научиться делать это без помощи со стороны". Достигнуть этого трудно. Намного проще помочь (особенно если ребенок об этом умоляет, но на самом деле хочет, чтобы все сделали за него), чем сказать: "Я знаю, что ты справишься", и дать ему возможность все закончить, даже если это займет много времени, а результаты окажутся далеки от идеала.

Когда ваш ребенок осознает возложенную на него ответственность за домашнюю работу как свою, вам станет намного легче. Вот посыл, который он должен осознать:

  • Ты учишься. Нормально допускать ошибки, когда ты учишься. Именно так ты развиваешься.
  • Чем больше ты стараешься сейчас, тем меньше трудностей встретишь потом.
  • Это не означает, что работа должна быть сделана идеально.
  • Если ты вложил в нее все силы, то этого уже достаточно.

Если раньше вы помогали ребенку с учебой, объясните ему: "Ты уже во втором/пятом/десятом классе, садись и работай, а я буду рядом, если тебе понадобится помощь".

Вы можете помочь им разобраться в требованиях, закупить учебные пособия, но когда они поворачиваются к вам и говорят: "Я не могу, я не знаю", вы должны ответить: "Нет, ты можешь. Это твоя домашняя работа. Твой учитель считает, что ты справишься, и я тоже так думаю".

Наша цель — найти баланс между помощью и работой за ребенка. Вы должны выступать в роли группы поддержки во всем, что касается школы, будь то плакат для выборов в совет школы или умножение в столбик.

Что значит отойти в сторону?

Моей дочке тоже было сложно в школе. Она не верила в себя, потому что все ее долгие старания не улучшили ее математику, орфографию и грамматику. Она трудолюбива и любит делать свою работу хорошо, поэтому ей нужна была поддержка.

Мы терпели "мне нужна помощь" и истерики годами и часто помогали, но только тем, что отводили к репетитору или на дополнительные занятия в школе. Но не сами, потому что в этом случае мы становились виноватыми (заставляли ее сидеть и усердно трудиться, пока она все больше и больше злилась) или превращались в болванов (объясняли ей каждый этап работы до тех пор, пока ей не нужно было вообще ничего делать, кроме как держать карандаш).

Если первая самостоятельно выполненная домашняя работа занимает у вашего чада три или четыре часа, терпите. То, что заняло в первый раз три часа, в следующий раз будет решено за два, а через неделю за полчаса.

Если ничего не поменяется, если ваш ребенок и правда не справляется без вашей помощи, тогда вы оба усвоили важный урок. Нужно что-то менять. Возможно, домашнюю работу или класс. Может быть, вашему ребенку нужна дополнительная помощь. Или он в неудачном классе. Намного лучше успевать за всеми, легче справляться с математикой, чем стараться перепрыгнуть через голову только потому, что ребенок ваших знакомых пошел в продвинутое учебное заведение.

Большинству детей можно немного помочь и отойти в сторонку, но с другими самого понятия "немного" не существует. Для нас даже крохотный намек на то, что нам придется снова втянуться в работу над уроками дочери, даже если просто требуется разобрать по буквам слово, означает возвращение нас в самое начало. Наша дочь снова будет отказываться что-либо делать, если никто не будет сидеть рядом с ней.

Если вы находитесь в похожей ситуации, то вам нужно провести хотя бы немного времени не вмешиваясь (и когда я говорю "немного", я имею в виду пару лет).

Как это может выглядеть на практике

  • Призывайте ребенка принимать обдуманные решения, когда дело касается домашнего задания, а не позволяйте ему делать это "когда захочет". Предлагайте помощь со словами "когда" и "где", а не с "как". Спрашивайте его: "Когда ты планируешь заняться работой?" — и бонусом добавляйте: "У тебя с четырех до пяти футбол, и к нам на ужин придет Холли".
  • Позвольте детям, особенно в начале года, самим принимать решения, а потом помогите с их осуществлением. "Эй, твой учитель постоянно пишет, что не может прочитать твою работу по математике. Давай подумаем, как улучшить твой почерк".
  • "Слушай, ты отложила свои уроки на время после тренировки по футболу на прошлой неделе, и тебе это не понравилось. Может, на этой неделе попробуешь сделать иначе?" А потом позвольте им разобраться и не осуждайте за результат.

Дети растут. Они развиваются. Им нужно многому научиться, не только алгебре и алфавиту. Они учатся усердно работать и делать многое, что им не нравится, планировать, думать и начинать все сначала.

И чему-то из этого они учатся, когда выполняют домашние задания. Нужно просто уйти с дороги и позволить детям делать все самостоятельно.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Оставить комментарий к статье "Чтобы ребенок сам делал домашку, нужно…"

Вы не авторизованы.

Достаточно взять обычный советский...
2021-12-08, Djang
Поделитесь:

02.12.2021
Обновлено 02.12.2021
Статья дня
Постные булочки птички-жаворонки
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!