Для чего вы отправляетесь в отпуск: лежать на пляже, лениво потягивать вино в прибрежном кафе — или ездить на экскурсии, ходить по горам и на яхте? Если второе вам ближе, а на "бесполезное" времяпрепровождение вы смотрите свысока, пора проверить себя на уровень тревожности. Вот что психолог Михаил Лабковский пишет о людях, которые не могут остановиться. Вы не из их числа?
У меня был профессор в университете, который про свою аспирантку (психотип "отличница") сказал:
— Я ее боюсь, она такая неленивая! Покоя не дает ни себе, ни мне.
Есть люди, которые даже после работы, и в выходные, и в отпуске, в общем, всегда находятся в некоем подвижном состоянии. От них в глазах рябит. Не умеют они, например, просто валяться на пляже, наблюдать за горизонтом...
Нет, они нанимают катер, чтобы в шесть утра подальше от берега ловить специальную глубоководную рыбу и потом жарить ее на кухне гостиницы к ужасу шеф-повара. А в обед они уже едут осматривать какой-нибудь замок, или холм, или могилу знаменитого поэта. Вечером — дискотека.
А как же? Мы что, зря приехали, что ли? "Время надо проводить с пользой" — их девиз. При этом непонятно, в чем измеряется польза.
Как можно ничего не делать?!
Сказать, что они получают удовольствие от своей бешеной активности? Чаще всего нет. Просто они не могут остановиться и считают это большим достоинством. Мол, уж такой я человек, всё в делах, всё в делах!
При этом такие люди еще и не дают покоя никому вокруг. Особенно достается детям (необязательно их собственным).
— А ну марш с дивана, чего разлегся?
— Уже все сделал? Уроки письменные? А устные?
— И портфель собрал (или что там у тебя вместо портфеля?)?
— В комнате приберись тогда! Носки валяются...
— Может, хоть книжку какую почитаешь?
— Тогда пойди погуляй на свежем воздухе!
Ребенок смотрит с испугом и иногда действительно идет заниматься чем-то, с точки зрения взрослого, полезным. Потом снова пытается лечь. И тут вроде как можно оставить его в покое, но нет. Сторонники деятельного отношения к жизни не выносят, когда дети "ничего не делают". И снова, и снова куда-то их гонят, или ведут, или начинают рассказывать про печальные судьбы бездельников и дворников.
Думаете, таким образом они приучают ребенка к труду? И он слушает упреки и внезапно понимает: "Действительно, что это я разлегся и как мне не стыдно?". Нет, он думает: "Как меня все это задолбало!".
Но тут надо понимать, что люди ведут себя подобным образом не потому, что такие вредные уродились, а потому, что их так же гоняли собственные родители, а когда родители их родителей были детьми, старшие говорили чего и похуже. Например:
— Ишь, каникулы у него! Вот у нас никогда не было свободного времени! Мы работали с 11 лет. На заре вставали курям корм задать, потом в коровник и в поле... Вот и выросли крепкими, работящими...
А еще задавали риторические вопросы:
— Как это, чтоб у человека дел не было?
— Или ты думаешь, кто-то за тебя будет в жизни что-то делать?
Активность — признак тревоги и неумения получать удовольствие
Немудрено, и так сложилось исторически, что постоянная судорожная активность считается нормой, хорошим знаком и всячески одобряется социумом.
Но жизнь изменилась, перестроилась. И сейчас дело не в том, что наши предки, предки наших предков и предки их предков работали не покладая рук ради пропитания и нам нельзя отставать. Проблема в том, что во многих из нас присутствует тревога. Большая и зачастую необъяснимая.
Люди суетятся без видимой необходимости и результатов только для того, чтобы эту тревогу заглушить. Им кажется, что, если они остановятся, что-то случится, что-то будет упущено, катастрофа и конец света. На самом деле, конечно, ничего подобного, и головой они это понимают, но голова тут ничем помочь не может.
Не справляясь с беспокойствами самого разного толка и не умея оставаться с ними один на один, "тревожные" стремятся придать смысл абсолютно любому своему действию. И если что делают, то только — с целью.
Гулять, просто гулять, прогуливаться ради удовольствия — никогда, разве что по магазинам или мусор выбросить, хлеб купить или пожить культурной жизнью — сходить в кино или в театр.
И снова вопрос: а достигая своих целей, мелких и крупных, они получают удовольствие? И снова — нет. Тревога так просто не отпускает, им надо бежать дальше. И убегание как раз и есть симптом и следствие неспособности получить удовольствие от жизни. О том, что само удовольствие может быть целью, тревожные люди обычно и слышать не хотят.
Зачем учиться валяться на пляже
Люди, позвольте же себе полениться! Это не стыдно, не вредно, и никто не будет вас ругать за несделанное домашнее задание, вы же взрослые. Отвыкайте от жизни в старомодном стиле "хватай мешки, вокзал отходит". Хвалите себя не за ударный труд, а за гармонию с собой.
И пожалуйста, дайте ребенку эти два часа в день, про которые я говорю на каждой лекции "про детей". Для нормального развития психики и мозга у ребенка должно быть свободное время, совсем свободное. Обязательно.
Как психолог еще раз повторю: выигрывает не тот, кто все время тревожится и суетится, а тот, кто спокоен, уверен в себе и умеет концентрироваться в нужный момент.
Учитесь просто сидеть, лежать и ни о чем не тревожиться, не думать, не страдать, не планировать, не вести бесконечные диалоги и монологи с обидчиками, не смотреть телевизор или сериал в компе, не листать журнал. Для достижения многих вещей в этой жизни сначала требуется ничегонеделание. Войти в состояние ничегонеделания, поймать его и длить, длить...
Если не можете справиться с тревогой сами, обращайтесь за помощью к специалистам — психологу, психотерапевту, психиатру. Жизнь того стоит.