С ребенком до года можно не только играть в простенькие игры (которые часто наскучивают родителям), но и ставить самые настоящие научные эксперименты. Мамы и папы, которые на них решатся, не просто весело и с пользой проведут время с малышом, но и точно узнают, что именно умеет и знает младенец на данном этапе развития. Вот увидите: результаты вас удивят!
Невозможное искусство (3–6 месяцев)
Эксперимент. Покажите ребенку изображения двух объектов, структуру одного из которых невозможно воссоздать в действительности, а другой вполне реален (см. рис.).
Гипотеза. Ваш малыш будет дольше изучать неправдоподобную картинку и, скорее всего, захочет протянуть ручки и потереть или похлопать ее, чтобы узнать, какова она на ощупь.
Результаты исследований. В 2007 г. ученые провели специальное исследование, целью которого было оценить, какой интерес вызовут у детей два изображения на плоскости трехмерных объектов. То, насколько долго четырехмесячные младенцы разглядывали каждую картинку, послужило критерием оценки. Малышам показали обыкновенную фотографию деревянного кубика и фотографию того же кубика, искаженную при помощи Photoshop. В среднем дети разглядывали второе изображение более чем в два раза дольше первого. Даже при демонстрации чертежей куба, не передающих света, объема и текстуры предмета, искаженная схема заинтересовала малышей больше, чем правильная. Это свидетельствует о том, что для мысленного воссоздания образа трехмерного объекта ребенку достаточно изображения общих очертаний без светотени.
В 2009 г. был проведен еще один подобный эксперимент. На сей раз в нем участвовали девятимесячные дети, и в качестве критерия была выбрана продолжительность ощупывания картинки. Обыкновенный кубик снова вызвал у детей меньший интерес, чем кубик, в реальности не существующий.
Результаты двух описанных экспериментов свидетельствуют о том, что младенцы наделены способностью к сложному пространственному анализу. В частности, они могут воспринимать плоские изображения объемных вещей, видеть структуру предмета и — что самое удивительное — отличать правдоподобные картинки от неправдоподобных.
Вывод. Вы, вероятно, думаете, что пространственные навыки четырехмесячного ребенка находятся в зачаточном состоянии. Ведь совсем недавно он не мог дотянуться до предмета, который держат у него перед носом. Но проведенные исследования доказали, что в детских головках происходят сложнейшие мыслительные процессы. Поэтому ум вашего чада не стоит недооценивать. Лучше ускоряйте его развитие, показывая ему произведения искусства, в которых используются различные визуальные эффекты.
Паучье чутье (4–5 месяцев)
Эксперимент. Поочередно покажите малышу три картинки, одна из которых (рис. А) представляет собой обыкновенное изображение паука, другая (рис. Б) — изображение паука с некоторыми искажениями, а третья (рис. В) — элементы изображения паука, собранные в неправильном порядке. Картинки можно показывать в любой последовательности.
Гипотеза. Ребенок будет дольше смотреть на рисунок А, чем на рисунок Б или В.
Результаты исследований. На протяжении многих веков пауки воспринимались людьми как угроза. Умение распознавать паука, видеть в нем источник опасности и избегать контакта с ним повышало шансы человека на выживание.
Во время эксперимента, проведенного в 2007 г., младенцам показывали три картинки, аналогичные представленным выше. Ученые измерили, как долго малыши смотрели на каждый рисунок, и получили статистически значимое различие в результатах: на обыкновенное изображение паука дети глядели примерно 24 секунды, то есть существенно дольше, чем на частично или полностью искаженное (16 и 17 секунд соответственно).
По мнению исследователей, в процессе естественного отбора люди приобрели врожденное представление о внешнем виде паука, которое имеет двоякое назначение: во-первых, малыш привыкает бояться опасных членистоногих, а во-вторых, человек на протяжении всей своей жизни быстро распознает их и старается избегать встреч с ними.
Такая врожденная защитная реакция — не единственная у человека. Ученые доказали, что современные младенцы демонстрируют ранний страх в некоторых ситуациях, которые испокон века представляли собой угрозу для маленьких детей. В частности, малыши боятся высоты и взрослых мужчин.
Как показывают результаты описанного эксперимента, при взгляде на изображение паука, вероятно, тоже начинает действовать инстинкт выживания.
Вывод. У вашего младенца есть «паучье чутье»! Уже сейчас он готов не дать себя в обиду членистоногим злодеям. Если хотите расширить эксперимент, покажите малышу изображения других опасных животных (например, змей, крыс или акул) и оцените его реакцию.