Детско-родительские отношение переосмысливаются постоянно — и вопрос "Каким должен быть хороший родитель" всегда остается открытым. Нужно одеть, накормить ребёнка и выпустить во взрослую жизнь? Или, может быть, главное — это поддержка в семье, а не материальные ценности? А что значит поддержка?
Массовая культура зачастую транслируют образы, которые сложно соотнести со здоровым родительством — но именно они пользуются популярностью. Чего стоят одни "Гриффины", которые вошли в рейтинг "100 лучших мультсериалов" по версии IGN. Очевидно, что часть аудитории примет семью Гриффинов, где родители думают только о себе, в качестве ролевой модели.

Но есть и другие образы, которые помогут понять, чем на самом деле является здоровое родительство. Как оно должно выглядеть на самом деле? Эксперты онлайн-платформы Movix совместно с перинатальными психологами собрали фильмы, которые дают возможность посмотреть на себя и ответить на вопрос: "Правильно ли я воспитываю ребенка?"
"Знакомство с Факерами", 2004 год

В продолжении нашумевшей комедии "Знакомство с родителями" зрителю представляют две диаметрально противоположные модели воспитания в семьях Бёрнсов и Факеров. У Бёрнсов в приоритете — принятие, теплые отношения и отсутствие проекции собственных амбиций на ребенка. Именно поэтому, даже когда их сын проигрывал в соревнованиях, его подбадривали дома.
С Факерами совсем другая история. Авторитарный отец, который боится потерять контроль над дочерью, не способен выстроить с ней доверительные отношения. Их общение не похоже на семейное — скорее, как людей, которые вынуждены проводить время вместе. На протяжении всего фильма нам показывают, насколько несостоятельна модель поведения Факеров и к чему она может привести.
"Отличница лёгкого поведения", 2010 год

Эта типичная американская комедия поможет ответить на вопрос, как общаться с детьми так, чтобы они доверяли. Родители главной героини Олив могут поговорить с дочерью на любые темы. Розмари и Диллс смотрят на все под углом юмора, что помогает им выстраивать здоровые отношения не только между с собой, но и с Олив. В этой семье доверие и любовь — основа взаимодействия. Супруги безоговорочно принимают проблемы дочери и встают на ее сторону, и в такой коммуникации точно не будет недомолвок и обмана.
"Семейка Аддамс", 1991 год
.webp)
Да, как ни странно, но в этой подборке чёрная комедия про очень странную семью Аддамсов, которая проводит спиритические сеансы, гуляет на кладбище, а по их дому бегает отрубленная рука. Аддамсы, если посмотреть на них не через призму сатиры, — любящая семья, внутри которой царит полная гармония. У Мортиши и Гомеса схожие моральные ценности и круг интересов, они полностью принимают друг друга. Родители не зацикливаются на своих детях и не пытаются их опекать, концентрируясь в первую очередь на своем счастье.
При этом наедине супруги обсуждают детей и их проблемы, проявляя о них заботу. Гомес и Мартиша окружают детей пониманием и прислушиваются к их мнению. В этой семье нет недоверия друг к другу. Что важно для здорового родительства, супруги всегда встают на сторону своих детей. Уэнзди и Пагсли знают, что дома их всегда примут и поддержат — это и есть безусловная родительская любовь.
"Маленькая мисс счастье", 2006 год
.webp)
Комедийная драма о семье Хувер, в которой явно не все в порядке. В центре повествования - семилетняя Олив, которая растет в окружении нервической матери, отца, делящего людей на героев и неудачников, брата, который всех ненавидит, дяди-суицидника и дедушки-наркомана.
У Олив есть мечта — поучаствовать в конкурсе красоты, и ее приглашают поучаствовать в соревновании за звание "Маленькая Мисс Счастье". Вся семья решает поддержать девочку, они собираются и все вместе едут в Калифорнию. Фильм снят в формате роуд-муви, который помогает максимально полно раскрыть особенности семьи. Олив боится разочаровать папу, который не любит неудачников, мать впадает в истерику при любом удобном случае, отец убеждает дочь, что она слишком толстая для конкурсов красоты. Сложности, с которыми главные герои сталкиваются, по ходу путешествий, неожиданно сплочает Хуверов. Теперь у них одна цель — поддержать Олив в конкурсе, и ради этого они готовы на все.
К финалу драмы герои вместе проходят путь трансформации. Происходящие события позволяют им по-другому взглянуть друг на друга и обрести взаимопонимание.
"Мы купили зоопарк", 2011
.webp)
Драмеди о вдовце, который остался с двумя детьми и пытается сделать все, чтобы поддержать их и остаться на плаву самому. Семья покупает дом, в придачу к которому идёт зоопарк — и это становится началом новой жизни.
Процесс адаптации происходит нелегко: семью на каждом шагу ждут сложности. Отец не знает, как начать новую жизнь, сын-подросток хочет переехать в другое место, с зоопарком постоянные проблемы.
В фильме мы видим, как отец пытается научиться слушать своё сердце и старается научить этому детей, рассказывая про принцип "20 секунд храбрости". Глава семейства не является исключительно положительным персонажем, и у него есть свои недостатки. "Мы купили зоопарк" — картина, где отец позволяет себе быть честным с детьми и не строит из себя идеального человека. Такой подход быстро приносит свои плоды.
"Мой мальчик", 2002
.webp)
Мелодрама, которая поднимает тему взросления — причём не только детей, но и их родителей. Отношения в фильме основаны не на кровном родстве. Главный герой — холостяк Уилл, который привык к разгульному образу жизни. Но все меняется, когда он встречает 12-летнего Маркуса. Мужчина быстро сближается с ребёнком и становится ему заменой отца. Тогда Уилл, кажется, впервые в жизни берет на себя ответственность за жизнь беззащитного человека — и ожидаемо пугается этого.
Отношения двух главных героев основаны на взаимовоспитании. Не по годам развитый и при этом искренний и бескорыстный Маркус помогает Уиллу посмотреть на жизнь под другим углом и понять, что в мире есть не только тусовки и беспорядочные связи. Уилл же становится для подростка значимым взрослым, способным поддержать в трудную минуту.
Мелодрама показывает: не только мы воспитываем детей, но и они нас. И часто нет смысла пытаться их исправить, достаточно только последовать примеру.
"В погоне за счастьем", 2006 год
.webp)
Драма, основанная на мемуарах известного предпринимателя Криса Гарднера. Картина показывает карьерный путь бедного торгового представителя, от которого ушла жена, оставив маленького сына с отцом.
Пока главный герой проходит стажировку на перспективной работе, они с сыном вынуждены жить в туалете метро, приютах и на улицах. Крис делает все, чтобы защитить психику ребенка от происходящего вокруг: отсутствия денег, еды и жилья. Тогда отец объясняет сыну — это просто игра. Даже когда было тяжело, Крис не срывается и не обвиняет ни в чем ребенка.
Фильм — напоминание о том, что взрослые должны решать проблемы детей, а не перекладывать на них ответственность.