Метод Альфреда Томатиса сейчас известен многим специалистам, работающим с детьми, а также родителям детей с особенностями развития. Чаще всего обсуждается то, насколько эти тренировки помогают улучшить слуховое восприятие. Подробнее о том, что такое Томатис-терапия и как она появилась рассказывает Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники "Прогноз", профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
Человек - это ухо
Многие врачи, увлеченные своей профессией, считают, что самым главным для человека является именно тот орган, которым они занимаются. Для кого-то это позвоночник, для кого-то сердце, кишечник и т.д. Французский отоларинголог профессор Альфред Томатис считал, что самый главный орган – это ухо. Нет, конечно, не ушная раковина, которую мы хорошо видим, а то, что спрятано в глубине височной кости. Уникальный аппарат, который называется внутренним ухом.
Заявление профессора Томатиса "Человек – это не что иное как ухо" было результатом того, что в середине ХХ века он открыл три закона, которые объясняют, как через слуховое восприятие можно влиять на речь человека, его самочувствие и работоспособность. Эти законы называли "эффектом Томатиса".
Вестибулярная функция
Все началось с того, что молодому отоларингологу Томатису пришлось работать с оперными певцами, у которых нарушилась координация между слухом и голосом. Оказалось, что если работать не с голосовыми связками, как делали все врачи, а со слуховым восприятием, то голос меняется. Но изменения к лучшему затрагивают не только голос, но и другие сферы жизни человека. Почему это происходит?
У нас в голове, во внутреннем ухе с двух сторон находятся сложные устройства, которые можно сравнить с антеннами. Каждая из этих антенн состоит из двух частей: улитки внутреннего уха (кохлеа) и вестибулярного аппарата. Многие звуки, которые мы воспринимаем, воздействуют не только на улитку, но и на вестибулярный аппарат. Сейчас публикуется масса нейрофизиологических исследований, которые подтверждают, что вестибулярная информация является необходимым фоном для всех видов нашей деятельности – даже умственной.
Так что профессор Томатис понимал под словом "ухо" не только нашу способность слышать, но и вестибулярную функцию, благодаря которой мы даже с закрытыми глазами знаем, где верх, а где низ, и можем успешно строить свою навигацию в пространстве.
Специальная аппаратура
После яркого успеха с оперными певцами, среди которых были такие знаменитости, как Мария Каллас, профессор продолжил свои исследования. Он разработал аппаратуру, которая особым образом фильтрует музыку и голос, заставляя слуховую систему работать более сбалансированно и эффективно. Выяснилось, что такой тренинг помогает быстрее изучать иностранные языки, улучшить дикцию, избавиться от акцента или приобрести его. Жерар Департье сначала занимался у профессора Томатиса, чтобы справиться со своим заиканием. А позже приезжал, чтобы поработать над каким-нибудь акцентом, который был нужен для определенной роли.
В нашей стране аппаратура для работы по методу А.Томатиса появилась только в 2011 году. В первую очередь сейчас этот тренинг используется для детей с различными нарушениями развития. Альфред Томатис был одним из первых исследователей, который установил, что ребенок может слышать еще до рождения – в матке. И в этот период слуховая и вестибулярная системы малыша уже готовятся и к освоению родной речи, и к двигательному развитию. Нарушения в развитии могут возникать еще до рождения, и ухо здесь играет огромную роль.
Метод Томатиса
К сожалению, сейчас появляется все больше детей с нарушениями речи, аутизмом, трудностями в обучении. Это разные состояния, но между ними есть кое-что общее: ребенок слышит, но его мозг некачественно обрабатывает слуховую информацию.
Метод профессора Томатиса не является "волшебной таблеткой", которая решает все проблемы. Но он помогает преодолеть базовые дефициты, касающиеся восприятия речи и восприятия положения своего тела в пространстве. Поэтому тренинг по методу Томатиса можно считать универсальной и очень эффективной частью комплексной работы с ребенком, имеющим нарушения развития.
Альфред Томатис ушел из жизни в 2001 году. Как часто бывает, у его учеников и членов семьи оказались разные представления о том, как должен дальше развиваться метод.
Сейчас в мире существуют не менее 10 тренингов с разными названиями, различной акустической аппаратурой. Но важно помнить, что профессор Томатис был первым, кто понял, как с помощью специальной акустической аппаратуры можно улучшить работу уникального вестибуло-кохлеарного органа, который называется простым и коротким словом "УХО".