Вегетососудистая дистония (ВСД) — это синдром, представленный в виде разнообразных нарушений вегетативных функций, связанных с расстройством нейрогенной регуляции и возникающих по причине нарушения баланса тонической активности симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
ВСД включает широкий спектр различных симптомов: учащенное сердцебиение, боли в груди, повышенное или пониженное артериальное давление, хроническую усталость и утомление, проблемы со сном, эмоциональную неустойчивость, тревожность, диарею или запоры, тошноту и рвоту, нарушения пищеварения, повышенную потливость, головные боли, головокружение, одышку и затруднение дыхания, слабость, рассеянное внимание и так далее.
Что интересно, диагноз "ВСД" был сформулирован впервые советскими врачами, которые обращали первостепенное внимание не на болезнь, а на самого человека, обращаясь с ним как с единой экосистемой. Зарубежная медицина, ориентированная на страхование, юридические аспекты и формализм, не включила данный диагноз в международную классификацию болезней, и, на мой взгляд, это связано с тем, что они просто не знают, как это лечить.
Изучение истории рождения термина "ВСД" необходимо в психосоматике, чтобы понять, как именно формировался термин и как менялись представления о нормальной физиологии человека. Истоки ВСД обнаруживаются еще в российской дореволюционной медицине, где она начала свое существование как неврастения. История синдрома начинается как история неврастении, которая проявляется теми же симптомами, что и более поздняя ВСД. Советская трактовка неврастении сформирована за счет достижений И. М. Сеченова и опытом И. П. Павлова, а также исследований других ученых, полученных во время Великой Отечественной войны.
Сегодня диагноза "ВСД" не существует. Это как Волан-деМорт — он есть, но произносить вслух его имя нельзя. Получается интересный каламбур: симптомы есть, жалобы есть, человек есть, а диагноза нет. Если говорить проще, окажется, что ВСД — это билет в никуда. Иди туда, не знаю куда, лечи то, не знаю что. Психосоматика возвращает нас к действительности, нам не важны бюрократические формулировки, нам важен человек с конкретными симптомами.
Симптомы ВСД
Итак, у ВСД два компонента: сбой в работе парасимпатической вегетативной нервной системы и нарушение сосудистого тонуса. Нарушение осанки, мышечная дистония и прочие нарушения являются вторичными. Первичные изменения напрямую связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка и дисбалансом в работе лимбической системы головного мозга, именно поэтому в традиционной медицине ВСД считается краеугольным камнем.
При этом ни один симптом ВСД не должен быть проигнорирован специалистом, ведь нарушение регуляции внутренних систем может скрывать под собой серьезные состояния, например:
- кардиологические патологии;
- фибромиалгии;
- заболевания эндокринной системы;
- синдром раздраженного кишечника;
- тревожные расстройства разного уровня тяжести;
- аффективные расстройства;
- соматоформное расстройство и т. д.
Причины ВСД
ВСД требует пристального внимания и исследования, некой формы профессионального "любопытства" со стороны врача, который должен изучить историю жизни ребенка. Чтобы получить результат, нужно посмотреть на ребенка, на человека как на единую экосистему — со всеми его мыслями, эмоциями и только потом телесными ощущениями. Что же лежит в основе ВСД? Это сложная, комбинированная тревожность, буквально впитываемая с молоком матери.
Другой вариант — слишком раннее взросление, когда ребенку нужно в один момент стать взрослым, сильным, умным и ответственным. Чаще всего это приходит с чужим грузом, который ложится на еще хрупкие детские плечи. Начинается период борьбы и выживания, и, что интересно, при ВСД эти процессы происходят скрыто. Ребенок сам может их не осознавать, не понимать, что с ним.
Чаще всего это сочетанное повреждение, когда одно наслаивается на другое и все вместе ломает, рушит основу личности малыша. Это может происходить и в моменты, когда малыш переходит в фазу взросления, становится подростком и внутри него начинается конфликт между "я хочу быть маленьким" и "я уже большой". Неразрешенные конфликты, тревожность — это истинные источники ВСД.
Когда ты больше не можешь следовать своим потребностям, не можешь плакать, когда хочется, не можешь показать, что расстроен или напуган, — все эти переживания превращаются во внутреннюю бурю. И каждое последующее ее сдерживание ложится новым камнем в подножии горы под названием ВСД. Как скрыть эту бурю? Мы сжимаем ребра, чтобы задержать дыхание, напрягаем пресс, плечевые и глазные мышцы, челюсть и т. д. Огромное количество энергии тратится на то, чтобы не выдать внутреннюю ярость, однако организм, ничего не подозревая, продолжает увеличивать давление и ускорять сердцебиение.
Все, что происходит позже, идет по заранее написанному сценарию нарушения работы вегетативной нервной системы. Постепенно появляется множество неприятных симптомов, которые в какой-то момент способны в значительной степени снизить качество жизни ребенка. В какой-то момент родители так устают от постоянных жалоб, что отмахиваются рукой "опять у тебя голова болит" или "да хватит выдумывать".
Что происходит с ребенком?
Сложность в работе с ВСД в том, что она вплетается в черты характера ребенка и меняет его темперамент, буквально превращая в тревожного холерика. И только через тело или только через эмоции проблему не решить, лучшие результаты, конечно, получаются тогда, когда родители успевают "поймать" ВСД на начальных этапах и меняют тактику поведения с ребенком.
Если говорить более метафоричным языком, вегетососудистая дистония — это "я не имею силы внутри себя" и "моя буря поглотила меня", при этом характерными изменениями является несбалансированное перераспределение сил и нагрузок. Где-то тонус снижен, а где-то, наоборот, повышен, и речь не только о мышцах тела. Какие-то жизненные проблемы вызывают у ребенка сильнейшее перенапряжение, он буквально не может переключиться с них и выматывает самого себя беспокойными мыслями.
Какие-то проблемы пускает на самотек. Это удивительный феномен, который ярко и четко показывает, как эмоции влияют на перестройку процессов внутри организма. Кажется, всего лишь тревога, на деле же оказывается вполне конкретное физическое повреждение. ВСД может наследоваться от матери к дочери, передаваясь через вербальные и невербальные способы коммуникации.
Одно из последствий ВСД — это холодные руки и ноги; казалось бы, симптом, знакомый едва ли не каждой девушке, а на деле скрывающий под собой невыносимую боль покинутого, замерзшего ребенка. Это не просто тревога, это холод оттого, что ты остался один перед непреодолимым и пугающим будущим. Никто и никогда больше не защитит тебя.
Внутри маленького человека тревога создает закономерные изменения, нарушая естественные процессы. Например, такой распространенный симптом при ВСД, как экстрасистолия функционального характера, является не чем иным, как потребностью "убежать от раздражителя". Я называю ее "феноменом бегущего сердца", когда ребенок готов в любую минуту сорваться и убежать прочь оттуда, где чувствует давление и дискомфорт, или оттуда, где нужно решать какие-то сложные для него за дачи. Только убежать не может. Весь тревожный потенциал "садится" на волокна Пуркинье и, накапливаясь, выдает лишнее сердечное сокращение.
Или, например, головные боли тоже являются одним из проявлений ВСД и напрямую связаны с мышечной дистонией. Приходится сжиматься в ответ на стресс, чтобы либо спрятаться, либо нести на себе вмененную ответственность. Этот груз может быть настолько велик, что головная боль станет постоянным спутником.
"Я помню моменты из детства, когда бабушка руками лечила мне голову. Когда начинало темнеть в глазах, меня тошнило и боль была просто ужасной, я приходила к бабушке, опускала голову на колени и просила „погладить“. Бабушка своими мягкими теплыми руками гладила меня по голове, держала руку на лбу и рассказывала разные истории из ее детства, рассказывала добрым голосом, и так становилось хорошо, что я засыпала. До сих пор помню, как это было приятно, когда ее теплая ладонь касалась моей раскаленной головы. Но от тепла не становилось жарче, а, наоборот, все тут же проходило под ее голос и рассказы".
Головокружения при ВСД тоже имеют психосоматическую природу, хоть и являются прямым результатом нарушения тонуса сосудов.
Как вывести ребенка из дистонии?
Потребность "выключиться" из реальности и любым путем перестать видеть то, что само по себе раздражает и пугает. Данный симптом сложно поддается осознанию внутри психосоматической связки, поскольку он вызывает яркий негативный отклик. Но в целом этого можно и не делать.
Почему? Все дело в приоритетности действий: основная задача при ВСД — снижать уровень напряжения внутри семьи, восстанавливать внутреннюю опору и целостность самих родителей. Целый, спокойный, сбалансированный родитель легче находит новые стратегии поведения внутри семьи и способен посмотреть на уже привычные устои с нового ракурса. Так или иначе, чтобы вывести ребенка из дистонии, родителю предстоит подключить комплекс мер, направленных на выправление эмоций, мыслей и чувства малыша.
Это и физическая активность, и закаливание, и дневник эмоций, и, конечно, снижение уровня тревоги. У детей хорошо работают детские нейромедитации, однако этого недостаточно, если родители не начнут предпринимать попытки изменить собственные паттерны, являющиеся кирпичиками единого целого под названием "семейная система".
Дистоничность ребенка постепенно уводит его в режим энергосбережения, поэтому родителю нужно проявить мягкость и мудрость одновременно, подбирая для ребенка те нагрузки, которые ему комфортны. Скорее всего, он будет против них, начнет саботировать тренировки, избегать физической активности и так далее; и здесь, с одной стороны, нужно понять, что это не прихоть и не лень, а психофизиологическая потребность сохранения энергии, которой и так слишком много уходит на кормление тревоги, а с другой стороны, проявить стойкость и научить ребенка дисциплине. В будущем это в значительной степени повлияет на его здоровье в положительном ключе.
Тревожность ребенка проявляется по-разному. Он не "залипает" в телефоне, а листает ленту, пытаясь спрятаться от собственных чувств. Скроллинг — это тревожное расстройство, и задача родителя — не бороться с телефоном, а предложить ребенку альтернативное качественное времяпрепровождение. Не "иди гуляй", а "давай вместе соберем мозаику". Даже если очень важные рутинные дела не могут подождать.
Ребенок плохо спит, хоть может и не говорить вам об этом. Сон при ВСД первостепенно важен, и это должен быть сон в определенных условиях — температура в комнате 19–21 градус, увлажненный воздух, выключенный ночник (или ночник с красным светом), удобная ортопедическая подушка, одеяло с утяжелением. Гаджеты убираем за 30–40 минут до отхода ко сну, в том числе телевизор.
Переключение внимания — следующий навык, который важно развить у ребенка с ВСД. Когда видите, что он зацикливается на каком-то переживании или процессе, включитесь в осознанное выправление малыша. Помогите ему осознать, чем сейчас заняты его мысли, и предложите несколько качественных альтернатив, на которые можно переключить внимание.
Дисциплина без деспотизма, внимание к мелочам и обучение ребенка радости — это долгий путь к выходу из ВСД, состоящий из тысячи маленьких шагов. Что повлияет больше всего — сказать сложно, ведь у каждого ребенка своя личная история. В большинстве случаев главную роль играет сама включенность родителя в процесс, когда малыш понимает, что он не один, что ему помогают. Это дает не только психоэмоциональное, но и телесное успокоение, способствуя восстановлению внутренней опоры.