Все слышали о технологиях 3D-печати, а в США растет число энтузиастов изготовления таким способом еды. Почему мы еще не едим 3D-кексы и 3D-бифштексы — ведь их можно сделать очень полезными для здоровья? О трудностях, с которыми сталкиваются пищевые технологии завтрашнего дня, и о том, нужны ли они на самом деле, рассказывают авторы книги "В обозримом будущем".
Представьте себе машину, которая может распечатать идеальный кекс, причем процесс идет быстрее, чем выпечка. Что еще лучше, вообразите, что вы на диете: машина будет распечатывать еду на каждый раз, тщательно следя за количеством жиров, углеводов и калорий. И не нужно больше мучительно контролировать величину порции!
А если, скажем, у вас есть медицинские ограничения — в связи с диабетом, анемией или какими-нибудь особенными аллергиями, — машина не только распечатает вкусный кекс, но и точно подгонит его под состояние вашего здоровья.
Предположим, например, что вы болеете диабетом в легкой форме. Машина учтет показания датчика уровня сахара в крови и приготовит еду, содержащую в точности столько сахара, сколько вы можете выдержать.
Вероятно, этот способ выпечки кексов еще не скоро приживется на Земле. А вот как насчет космических полетов, в которых на счету каждый грамм?
Совсем недавно НАСА заключила договор на создание пищевого 3D-принтера для длительных космических полетов. Зачем? Вы, вероятно, видели репортажи о том, как астронавты получают пополнения запасов пищи. Как бережно они держат драгоценные свежие продукты — апельсины, огурцы, перцы.
Представьте себе ту скорбь, которая переполняет при этом диетологов из НАСА! Зачем давать астронавтам свежие фрукты, когда они прекрасно могли бы есть битком набитые питательными веществами витаминные пасты или переработанные фекалии!
Да, именно переработанные фекалии. "Рекакинг", если угодно. В этом направлении ведутся работы. И проект этот называется "Синтетическая биология для переработки выделений человеческого организма в пищу, нутрицевтики и материалы: замкнутый цикл для длительных космических путешествий". К счастью, насколько нам известно, использования 3D-принтеров этот проект не предполагает. И все равно авторам этой книги кажется, что некоторые циклы лучше оставить незамкнутыми.
Но предположим, что на борту космического корабля есть 3D-принтер. По меньшей мере это позволило бы увеличить разнообразие еды, причем объем и масса продуктов свелись бы к минимуму. Отправка грузов на орбиту обходится приблизительно в 22 000 долларов за килограмм массы груза. То есть при отправке в космос яблока на каждое его семечко придется потратить около 20 долларов. В таких условиях хотелось бы быть поэкономнее.
К тому же, если распечатывать всю пищу из простых исходных материалов, можно точно знать, сколько каких питательных веществ потребляет каждый из астронавтов, а это может позволить проводить интересные научные исследования.
Однако давайте вернемся на Землю. Мы узнали о проекте создания трехмерных конструкций внутри алкогольных желе — этим занимается Йерун Домбург. Один его друг делал классические алкогольные желе на очень стильном праздновании дня рождения, и Домбург заметил, что в желе были пузырьки. Он понял, что в такое желе можно что-нибудь впрыснуть, и это вещество просто останется в нем на одном месте. Например, перемещая внутри желе тонкую иглу шприца, можно нарисовать в нем все грани кубика.
Его другу показалось, что такое украшение порций желе вручную займет слишком много времени. Поскольку лень — двигатель прогресса, Домбург смастерил машину, которая рисует трехмерные конструкции внутри стопок с желе при помощи шприца с пищевым красителем.
Пока что он в основном создавал симпатичные картинки — кубики, спирали и тому подобное. Мы позволим себе предположить, что это устройство сможет приносить пользу обществу, если научить его писать слова, например "Хватит пить!" или "Прекрати немедленно!".
Любители самоделок создали для популярных 3D-принтеров марки MakerBot приставку для печати еды. По сути дела, речь идет о большом шприце, который можно наполнить почти любой клейкой субстанцией — например, глазировкой, арахисовым маслом или силиконом. (На сайте, посвященном этой машине, все эти вещества перечислены в одном списке. Возможно, это позволяет понять что-то о характерном образе мыслей инженеров-пищевиков.) Содержимое шприца выдавливается по мере перемещения сопла и рисует заранее запрограммированные узоры.
Доктор Джеффри Липтон из Корнелла уже несколько лет работает над 3D-печатью еды, причем его проект направлен на разработку пищи более сложной и адаптируемой, не только по строению, но и по вкусу и питательным свойствам. На его сайте можно увидеть распечатанные на 3D-принтере изящные шоколадные конфеты, а также — вот именно — осьминога, сделанного из кукурузной муки.
Честно говоря, мы не уверены, готово ли человечество к такому. Вот, например, цитата из доклада на симпозиуме по изготовлению твердых материалов произвольной формы 2009 года, озаглавленного "Гидроколлоидная печать: новаторская платформа для производства нестандартной пищи" (доктор Липтон был в числе его соавторов):
"В числе примеров возможных будущих приложений можно назвать кексы со сложными внутренними надписями, которые становятся видны при разрезании кекса. Можно даже предложить антрекот, внутри которого скрыто сообщение".
О да. Представьте себе, что вы режете отличный, слабо прожаренный бифштекс. И вот, когда вы собираетесь поднести кусок ко рту, вы замечаете странный блеск в глазах своего возлюбленного. Вы смотрите на свое мясо. И там, прямо посреди бифштекса, буквами, составленными из хрящиков... "Давай поженимся!"
Главное препятствие, с которым сталкиваются все эти проекты, связано с тем, что практически любой материал выходит из принтера в виде вязкой жижи. Это довольно резко ограничивает возможности 3D-печати еды. Некоторые продукты, например шоколад или песочное тесто, довольно легко приспособить к такому процессу, но даже в этом случае применение 3D-принтера требует добавления множества ингредиентов, которые не всегда способствуют улучшению вкуса. Видимо, в обозримом будущем лучше полагаться не на биологические лаборатории, а на кондитерские лавки.
К тому же, насколько нам известно, инженерам-пищевикам просто опасно доверять. Сейчас вот они пытаются "замкнуть цикл" для астронавтов. Страшно подумать, что они сделали бы с нами, будь у них такая возможность.