Что заставляет подростков принимать психоактивные вещества, в том числе наркотические? На первом месте среди причин – окружение: это может быть как неблагополучная компания в соседнем дворе, так и престижный университет в США или Великобритании. Как правильно обсуждать с детьми тему наркотиков и что делать, если наркотическая зависимость уже сформировалась, рассказывает врач-аддиктолог.
Почему одни подростки нюхают клей, а другие - нет
В далеком 1994 году в Новосибирске я защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Цезаря Петровича Короленко. Это удивительный человек. Цезарь Петрович — основатель отечественной аддиктологии, науки о зависимостях.
Аддикшен — тяга, стремление. Я помню, как к Цезарю Петровичу прилетали студенты из США и Канады и гуськом ходили за ним на кафедре, пока он задумчиво на отличном английском языке рассказывал о том, что лежит в основе саморазрушающего поведения подростков.
Диссертация моя была посвящена "нюхальщикам". Подростки тогда массового повадились нюхать всякую гадость из кулечков, и задача диссертации заключалась в том, чтобы ответить на вопрос… Нет, не почему они это делают — это было к тому времени уже хорошо известно. Задача заключалась в том, чтобы ответить на вопрос: почему не все подростки нюхают всякую гадость, которую им не составляло никакого труда достать.
Ученые думали, что, может быть, не все подростки об этом знают. Нет. Обследовали детей разного возраста в нескольких школах — обнаружили только одну девочку, которая не слышала про эти вещества. Тогда почему не все подростки дышат всякими веществами? Боятся за свое здоровье, боятся наказания, родителей, больницы, зависимости? Нет. Все боятся, все знают.
Достоверное различие было найдено только по одному показателю. И я считаю, что вам как родителям об этом важно знать. Подростки, которые не нюхали летучие вещества, очень боялись осуждения со стороны друзей (не модно), а подростки, которые нюхали — совершенно не боялись, потому что уже были включены в группы ровесников, в которых такое поведение не осуждалось.
После этого стал понятен механизм профилактики этого поведения: бесполезно рассказывать о вреде психоактивных веществ, зависимости, пугать наказанием — дети это и так знают. Необходимо срочно извлекать мальчика или девочку из группы, в которой практикуется та или иная форма неадекватного поведения, и уже потом работать с ним или с ней индивидуально.
Поэтому мой совет сегодня прост: внимательно следите за теми социальными группами, в которых находится ваш ребенок, потому что именно группа определяет, какие модели поведения (положительные или отрицательные) он усваивает в подростковом возрасте. В более старшем возрасте, конечно, все может поменяться, но жалко, если наши дети потратят очень важный период жизни на активное знакомство с психоактивными веществами.
Чем на самом деле опасна марихуана
Товарищи родители, вы слышали про траву под названием конопля или марихуана? Слышали. А вы знаете о том вреде, который она причиняет растущему организму? По моему опыту — не знаете. Именно поэтому то, что вы пытаетесь рассказать детям о вреде "легких" наркотиков, вызывает у них закономерный смех.
Так вот, запоминайте. Марихуана представляет огромную опасность, но она состоит не в возникновении зависимости, не в ее токсичности и не в риске перехода на более сильные наркотики. Опасность в другом.
Марихуана вызывает очень мощный амотивационный синдром. То есть она лишает мотивации. Она расслабляет, снимает напряжение, "тупит" и тем самым полностью лишает человека той движущей силы, которая побуждает его чего-либо добиваться в жизни. А зачем? Покурил — и все хорошо.
Трезвые сверстники в это время изучают английский, программирование, профессионально растут, создают бизнес, а наш "травокур" невозмутимо смотрит, как жизнь проходит мимо него. А очнувшись однажды от травяного дурмана, он обнаружит, что жизнь ушла так далеко, что ее не догнать.
Поэтому мой совет: не дайте детям убедить вас в безопасности травы. Но и не рассказывайте им всякие глупости. Объясните им, в чем ее настоящая опасность.
Если подросток принимает наркотики: метод нулевой толерантности
По моим наблюдениям, это один из самых эффективных способов профилактики и блокады зависимого поведения у подростков. Он предусматривает крайне жесткое психологическое отношение к подростку в том случае, если он начинает использовать наркотические препараты.
Только в тех случаях, когда у родителей хватает мужества на самые жесткие меры, связанные с началом и продолжением употребления наркотиков, мне удавалось видеть реальные результаты. В тех случаях, когда родители идут на поводу у детей, пытаясь использовать методы уговоров, призывы к "здравому смыслу", бесконечное количество раз оплачивают дорогостоящее лечение и все возрастающие долги — эффект близок к нулю.
Подросток, использующий наркотическую модель поведения и получающий финансовую поддержку со стороны родителей, не только ничего не теряет в конечном счете, а, как это ни парадоксально, только приобретает. Он получает удовольствие и от употребления наркотических препаратов, и от возможности постоянно быть в центре внимания, вызывая у окружающих чувство озабоченности и какую-то патологическую гипертрофированную любовь. Многие родители никогда в жизни не обращали на своих детей столько внимания, сколько после начала употребления ими наркотиков.
Примером верного отношения к злоупотреблению наркотиками может служить женщина, два старших сына которой несколько лет "сидели у нее на шее", а она безуспешно пыталась наставить их на путь истинный, поднимая при этом еще и младшую дочь.
В конце концов, когда она почувствовала, что физические и психологические силы оставляют ее, она заявила сыновьям, что вырастила их, выкормила, и возможности заботиться о них дальше у нее нет. "У меня еще есть дочь, и ее нужно поднимать, а вы идите на все четыре стороны и делайте, что хотите, — твердо сказала она им. — Если голодные приползете к моим дверям, то я вынесу вам в подъезд тарелку супа, а на большее не рассчитывайте".
В течение полугода оба сына прекратили употребление наркотиков, один устроился на работу, а другой возобновил учебу в институте, которую давно забросил.
Помогая многим наркоманам и видя, как родители нежно заботятся о них, я всегда с горькой усмешкой говорю им, что мне самому, глядя на все это безобразие, хочется стать наркоманом, чтобы обо мне кто-нибудь так заботился.
Родители боятся, что, оттолкнув своего ребенка, они тем самым погубят его. Шанс теоретически есть — это нужно честно признать (хотя реально с такими примерами я не встречался). Подросток, предоставленный самому себе, без средств к существованию, может опуститься на социальное дно, и есть шанс, что он оттуда "не вынырнет". Только нужно помнить, что наркотики погубят ребенка в сто крат вернее.
Предоставив подростку право самому отвечать за все последствия, родители дают ему шанс самому встать на ноги, а продолжая нести его по жизни на руках, полностью лишают такого шанса, потому что чем дольше продолжается такая псевдогуманная поддержка, тем меньше шансов у подростка когда-нибудь самостоятельно выжить без поддержки родителей и наркотиков.
Если родители заметили, что подросток начал употреблять наркотики, метод нулевой толерантности предусматривает полную блокаду какой-либо психологической, материальной и социальной поддержки. Для младших подростков: возможность переночевать, необходимая одежда и еда — и полное невмешательство в возможные негативные последствия, связанные с употреблением наркотиков.
Необходимо много мужества, чтобы выдержать все это, но аппендицит нельзя вылечить терапевтически, поглаживая больное место и приговаривая: "Потерпи, может быть, все обойдется". Наркотики — это психологический рак, и требуют экстренных жестких мер терапии.
Как только подросток в достаточной степени столкнется с проблемами, связанными с его аддиктивным поведением, он сам обратится за помощью. Многие месяцами и годами на родительские деньги злоупотребляют психоактивными веществами, даже не подозревая о своей зависимости от них, так как у них всегда есть средства для покупки новой дозы. Только лишение родительской поддержки зачастую впервые дает им возможность осознать, насколько серьезны их проблемы, и самим обратиться за помощью.
Ни один врач не может вылечить наркомана или алкоголика, если этого хотят его мать, отец, жена, муж или друзья, но не желает он сам. Если подросток сам попросит о помощи, необходимо ему эту помощь оказать, чего бы это ни стоило, но смысл такая помощь будет иметь только в одном случае. Если подросток и, что самое главное, родители будут твердо знать: эта помощь — последняя.
Если подросток интуитивно, "нюхом" почувствует, что родителей можно будет "раскручивать" и дальше, единственное, чего можно добиться, это согласия пройти курс лечения за их счет, чтобы "омолодиться", понизить дозу вещества, необходимую для достижения желаемого эффекта, и начать все сначала, в твердой уверенности, что, когда снова станет плохо, родители опять помогут.
Родительская любовь – как радиация: в малых дозах стимулирует, в больших – порождает мутантов.