На переломе веков в чтении детей и особенно подростков и юношества особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В
Периодика и ее читатели
Комиксы и "диснеевские" журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, также как и журналы и животных и о природе. В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки гораздо предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.
Одно из наших последних исследований, проведенное год назад, показало, что идет рост читательской аудитории периодики. Даже те группы детей и подростков, которые ориентированы на книжную культуру и посещение библиотек, любят читать журналы преимущественно развлекательного характера. Особенно популярны такие журналы как "COOL", "Молоток" и др. Но многие покупают "то, что попадется". У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы "Клепа", "Свирель", у тех, кто постарше, — "Cosmopoliten", "Ровесник", а также газету "Аргументы и факты". В чтении присутствуют и "телевизионные" журналы и газеты ("Цветной телевизор", "Семь дней", "Антенна" и др.). Часть подростков называла и издания познавательного характера — "автомобильные", а также "компьютерные" журналы.
Источники литературы
Если журналы часто покупаются, а иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат, в основном, домашние, а также публичные и школьные библиотеки.
Вместе с тем, в провинции библиотеки зачастую служат для детей и подростков практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжных ресурсов, причем зачастую по мере удаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже. Вместе с тем, потребности школьников в новой, актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейся реформой школы. Однако, как мы говорили выше, школьная библиотека служит источником книг лишь для каждого девятого ученика. Таким образом, во многих регионах. России запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными.
Количество разнообразных тем, по которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, что литературы по этим темам издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают неосознаваемый ими самими "книжный голод". Однако специфика этой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им "здесь и теперь", дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.
Для библиотек одним из вариантов такой "замены" стали журналы. По мнению специалиста Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Н.М. Макаровой, именно периодика позволяет библиотекам восполнить пробелы в книжном фонде, оперативно удовлетворять информационные запросы читателей. Во многих библиотеках периодика оставляет подавляющую часть новых поступлений. В некоторых регионах подписка через агентство "Роспечать" — ряд лет была почти единственный источником комплектования. С точки зрения Н.М. Макаровой, среди изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% составляют издания развлекательного характера; 50% изданий носят учебный характер, и только десятая доля всех публикаций имеет отношение к самообразовательному и развивающему чтению. Это соотношение отражает ориентацию рынка на массовый "развлекательный" и учебный спрос при минимальном просветительском потенциале. Но детские библиотеки особенно нуждаются именно в книгах, способствующих развитию личности юного читателя, его самообразованию.
Видеокультура и детское чтение
В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания — семьей и школой — в нем все большую роль играют "электронные "воспитатели". Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие — музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки — активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение — это и образование, и отдых, и развлечения. Это также источник рекламных роликов, полных клишированных образов — стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.
В последние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков. С нашей точки зрения, это влияние проявляется в следующем:
- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);
- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам", "кинороманам");
- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);
- происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).
В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы").
Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии "Детский детектив" и "Черный котенок" сегодня продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, "фэнтези", "ужастиков". Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и "дамских" романов.
Эти процессы особенно четко проявляются в регионах. Так, по данным исследований Волгоградской областной детской библиотеки (2001 г.) телевидение в значительной степени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследований детских библиотек в ряде регионов также подтверждают общую тенденцию: чтение детей и подростков все больше делится на две составляющие: "деловое" и "свободное". Последнее ориентировано, главным образом, на развлечение и рекреацию, и предпочтение отдается журналам, в первую очередь, развлекательным. Так, в Волгоградской области на первом месте у девочек-подростков — журналы " COOLGIRL", "Штучка", "Маруся" и др. В рейтинге литературных предпочтений первые места отданы приключенческой литературе, фэнтези и фантастике. У мальчиков "ужастики" находятся на третьем месте, у девочек — на пятом, детектив — на седьмом, тогда как научно-популярная литература находится на двенадцатом месте, классическая литература и поэзия у девочек находится на десятом месте, у мальчиков же — на четырнадцатом.
По предварительным данным нашего нового исследования, посвященного чтению подростков в селах в ряде регионов России, особенно популярными у детей и подростков стали детективы, становятся "ужастики" и комиксы. Выбор подростков все чаще определяют серии. Классическая литература, особенно зарубежная, в чтении почти не присутствует. Так, почти никто не назвал, например, Д. Лондона, А.-К. Дойла, М. Твена, А. Дюма или Ш. Бронтэ, М. Митчелл. Зато в репертуаре чтения сельских подростков широко присутствуют детективы для детей и для взрослых, например, романы Д. Донцовой. Многие подростки читают такие журналы как " COOL", "Молоток", "Штучка", читают также газету "СПИД-ИНФО" и подобные издания, предпочитают журналы с большим количеством картинок. Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.
Книга, компьютер, интернет: новые ориентации подростков
В крупных городах до некоторой степени альтернативой телевидению выступают новые медиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое "мультимедийное поколение", у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Ещё одна черта современных подростков — это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах. В наших исследованиях мы зафиксировали в конце
Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено, оно "встроится" в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место.
Но сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние "электронной культуры" на чтение усиливается.
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к "учебнику жизни", а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается "новая модель" детского чтения — точнее, "новые модели" чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего".
Статья предоставлена сайтом "Русская Ассоциаци Чтения"