Испанцы по праву заслужили репутацию нежных и заботливых родителей. Единственный ребенок в семье для них — редкость. Даже матери-одиночки часто заводят второго ребенка, а многие семьи усыновляют детей из других стран. Кстати, Россия занимает второе место после Китая по количеству детей, усыновленных испанцами. Работники российских детских домов отмечают, что испанцы окружают приемных детей любовью и теплом, как родных. Кроме того, они часто берут в семьи тяжело больных малышей и детей-инвалидов, чтобы обеспечить им необходимое лечение и уход.
Система образования: возможны варианты
Известно, что Испания — страна с многовековыми традициями в образовании. Первый испанский университет открылся в 1218 году в Саламанке. В разные времена ученые и общественные деятели, вышедшие из его стен, писали о важности просвещения и о том, что лучший метод преподавания — дружеское сотрудничество учителя и его подопечного. Однако нередко эти идеи приходили в противоречие с церковными догматами, которые до сих пор играют важную роль и в системе образования Испании, и в жизни испанского общества.
В настоящее время в этой стране существует разветвленная сеть государственных, частных и церковных школ. Для каждой из них обязателен "сертификат соответствия", посредством которого власти контролируют качество образования, финансирование, обустройство учебного заведения, количество учеников в классах, методологические программы. Все государственные школы получают бюджет и самостоятельно распоряжаются выделяемыми им средствами. Родители не платят за обучение детей, но сдают деньги на учебные материалы.
Большинство частных школ заключают с государством договор, снимая с себя часть расходов. В результате обучение ребенка в такой школе для родителей обходится сравнительно недорого. Однако существуют и такие частные школы, обучение в которых полностью платное.
Учебные заведения, финансируемые церковью, всегда платные, и для них также обязательно получение вышеупомянутого "сертификата соответствия".
Школьное образование в Испании доступно даже тем, кто живет в маленьких глухих деревеньках. Часто несколько таких деревень объединяют, и дети оттуда посещают ближайшую школу, до которой организуется транспорт.
Сегодня в Испании стали популярными англо-испанские и американо-испанские частные школы (например, Caxton College, King’s College). Здесь дети могут углубленно изучать английский язык, что дает им несомненные преимущества в будущем.
Начальная школа
В начальной школе, куда дети ходят до 12 лет, изучаются такие предметы: испанский язык, математика, физкультура, иностранный язык (преимущественно английский), изобразительное искусство, окружающая среда (дисциплина, в состав которой входят основные знания по биологии, истории, географии и обществоведению), религия (католицизм). Последний предмет не является обязательным: при записи ребенка в школу родители должны указать, будет ли их ребенок посещать такие занятия.
В некоторых автономных областях (таких, как Галисия, Каталония, Страна Басков) школьники также изучают местный язык и культуру. Однако кастильский испанский, будучи основным официальным языком государства, остается обязательным предметом.
В начальной школе занятия начинаются в девять утра. Существует два вида расписания. В первом случае дети занимаются до половины первого и, после обеденного перерыва, с половины четвертого до пяти вечера. Второй вариант расписания не предусматривает длительного перерыва на обед, зато дети бывают свободны уже в два часа дня. Как правило, администрация школы советуется с родителями, утверждая то или иное расписание занятий. В июне и сентябре все школьники учатся с девяти утра до часа дня.
Во многих школах существует так называемый "утренний режим", который позволяет родителям в случае надобности привести ребенка в школу к семи часам утра. Здесь он может позавтракать, заняться спортом или поиграть до начала занятий.
Модная диета
Сегодня практически во всех испанских школах есть столовые, где детей кормят обедом, а преподаватели следят за тем, чтобы ученики оставляли тарелки пустыми. Однако, по мнению диетологов, проблему детского питания это не решает. Дело в том, что многие испанские дети практически сидят на молоке и сухих завтраках. Огромное количество школьников в возрасте
Испанские врачи и педагоги, так же, как и российские, озабочены проблемой физического воспитания детей. Большинство современных школьников предпочитает компьютер и телевизор дополнительным занятиям спортом. Школьных занятий физкультурой, которые являются обязательными, оказывается недостаточно для того, чтобы ребенок рос крепким и здоровым. Поэтому в средних учебных заведениях Испании создаются спортивные секции, куда дети могут ходить в свободное время. Во многих районах открываются спортивные школы. Проблема только в том, что зачастую ребята не заинтересованы в активном образе жизни, а занятые родители, которые и сами не занимаются спортом, не уделяют этой проблеме должного внимания.
Каждому — по способностям
В первые годы обучения детям практически не задают домашнего задания. Однако постепенно нагрузка увеличивается, и двенадцатилетнему школьнику, готовящемуся перейти в среднюю школу, приходится очень много времени уделять самостоятельной работе. Примерно с третьего класса дети каждый год должны сдавать переводные экзамены. В случае неуспешной сдачи экзамена школьника оставляют на второй год.
С двенадцати до шестнадцати лет подростки получают обязательное среднее образование. Теперь к предметам начальной школы добавляются литература, введение в латинский язык, естественные науки. Занятия начинаются в половине восьмого утра и заканчиваются в начале третьего.
По окончании обязательной средней школы испанский подросток может получить профессиональное образование в училище. Те же, кто продолжает обучение в школе, должны хотя бы примерно определиться с будущей профессией, так как последующие три года их будут готовить к поступлению в университет. Здесь существует набор обязательных предметов, который включает в себя испанский язык и литературу, латынь, иностранные языки (как правило, английский и французский), местный язык и культуру, историю Испании, историю философии, физкультуру.
Кроме того, существуют предметы по выбору, которые варьируются в зависимости от того, какое направление выберет школьник. Направлений всего четыре: искусство, естественные науки, технология, гуманитарные и социальные науки.
Каждому направлению соответствует свой набор предметов: искусству — история искусства, скульптура, живопись; естественным наукам — биология, химия, физика, математика, география; технологии — физика, математика, черчение; гуманитарным и социальным наукам — экономика, социология, психология, греческий, история искусства. По окончании этих трех лет все школьники сдают выпускной экзамен Selectividad, который также является вступительным в университет.
Кнут или пряник?
В последнее время количество школьников, которые продолжают образование в университетах, резко уменьшилось. Испанская общественность бьет тревогу: треть испанских подростков бросает школу, не справляясь с учебной программой, а подготовка тех, кто все-таки решается поступить в университет, зачастую оставляет желать лучшего. Многие дети начинают курить в возрасте 11 лет. Употребление наркотиков в
Большинство таких трудных подростков живет в неблагополучных семьях с маленьким достатком, где по отношению к ребенку нередко применяют психологическое или физическое насилие.
В настоящее время испанское правительство старается бороться с насилием в семье и заботиться о детях из неблагополучных семей. Так, например, недавно был принят закон, согласно которому родители обязаны сохранять физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Он вызвал бурю протеста в испанском обществе.
С одной стороны, этот закон помогает защитить ребенка в тех случаях, когда он на самом деле подвергается опасности в родном доме. С другой стороны, он сделал испанских родителей практически беззащитными перед детьми. Испанцы в недоумении, они не знают, что им делать с трудными подростками, которые готовы при любом удобном случае "настучать" на своих родителей в полицию.
— Моя младшая дочь практически перестала ходить в школу, все время огрызается и грозится вызвать полицию каждый раз, когда я пытаюсь войти к ней в комнату, — жалуется Рамон Хименес, отец двоих детей из Барселоны. — Когда я был маленьким, родительский авторитет был непоколебимым. Нас в семье никогда не били, но соседские мальчишки не раз получали за свои проступки. Я не говорю, что нужно пороть детей. Но, по-моему, я имею право приближаться к своей дочери ближе, чем на сто метров, разве не так?
Жалуются не только родители, но и учителя, которые зачастую просто бояться ходить в школу. Слишком частыми стали случаи, когда испанские подростки прибегает к оскорблениям и даже физическому насилию по отношению к своим преподавателям.
Излишняя патриархальность общества в прошлом — когда мужчина играл главную роль в семье и в обществе, и ему прощалась агрессия по отношению к жене и детям, — привела к тому, что насилие в семье в XXI веке стало если не повсеместным, то нередким явлением. Теперь же, когда испанцы бросили все силы на борьбу с этим общественным недугом, дети решили воспользоваться своими правами и стали практиче- ски неуправляемыми. Стоит вспомнить о том, что проповедовали ученые прошлых веков: самым лучшим способом воспитания является дружеское сотрудничество учителя и его подопечного. А этого можно добиться при разумном балансе кнутов и пряников.
Одной из насущных проблем испанского образования является огромное количество детей иммигрантов, которым очень сложно адаптироваться к новой лингвокультурной среде. В больших городах типичной является ситуация, когда в одном классе занимаются китайские, марокканские, польские и испанские дети. При этом, как правило, преподавание ведется на испанском языке, независимо от того, как владеют им ученики. Таким образом, школьники-иммигранты рискуют не только не получить элементарных знаний, но и остаться чужаками в этой стране. Некоторые школы уже озаботились поиском преподавателей со знанием языков тех стран, откуда приезжает большинство иммигрантов, чтобы дети могли получать образование на родном языке, пока не выучат испанский. Кроме того, во многих школах проводятся праздники, посвященные разным культурам, чтобы испанские дети тепло принимали своих сверстников-иммигрантов, а те, в свою очередь, привыкали к новой обстановке.