Подготовка к 1 сентября и сам День знаний мало у кого из родителей вызывают сегодня теплые, радостные чувства. Иногда — умиление первоклашками, иногда — ностальгию по собственному школьному детству, но чаще — тревогу: как-то сложится этот новый учебный год. Как не передать свои негативные или, наоборот, завышенные ожидания ребенку? Не говорить с ним о школе. То есть не начинать эти разговоры самим. А о чем же тогда говорить?
«Нередко дети хотят сразу получить готовый ответ, готовое решение, но при этом „напрячь мозги“, включить логическое мышление — не хотят. Может быть, они просто не умеют этого делать? В школе, как я понимаю, больше развивают память. А можно ли научить ребенка думать?»
Неразвитость логического мышления — проблема далеко не самая актуальная. Гораздо печальнее, что современные дети вообще плохо выражают то, о чем хотели бы сообщить, и к тому же не умеют слушать. И тут самое главное может сделать не школа, а родители, и никто другой их заменить не сможет: просто надо с детьми разговаривать. Причем с самого раннего возраста и не только о том, какую куртку надеть.
Это, конечно, тоже нужно, но куда важнее учить ребенка выстраивать простейшие причинно-следственные связи. Например: «Тебя в детском саду мальчик ударил. А как ты думаешь, почему?». Можно помочь ребенку разобраться в причинах случившегося: «Потому, что этот мальчик — баловник», или «Потому, что ты хорошо прочитал стишок, тебя похвалили, а он позавидовал», или «Потому, что вам обоим нравится одна девочка».
Моя знакомая рассказывала, что друзья ее детей, приходя к ним в гости, нередко удивляются тому, что она с детьми обсуждает что-то для них интересное. «А мы никогда так с родителями не разговариваем... — говорят они. — Я не помню, чтобы мы сидели за столом и что-нибудь обсуждали». Люди в семьях просто не говорят о своих мыслях, чувствах и впечатлениях.
Такое положение вещей нормальным назвать нельзя, а для того, чтобы его изменить, надо прежде всего найти подходящие темы для разговоров. Катастрофа, когда родителям кажется, что единственно значимая тема для разговоров с детьми — это школа. Представьте: приходит человек из школы домой, и у него тут же начинают спрашивать:
— Ну, как там у тебя дела?
— Ничего, все хорошо.
— Не, а все-таки? Контрольная была?
— Ну, была...
— И что ты получил?
— Ну, четыре...
— А почему четыре? Что-нибудь неправильно решил? А Петя что получил?..
Все, дальше можно умереть.
Мне кажется, родители должны как можно меньше разговаривать с детьми о школе, если только дети сами не заводят о ней речь. Во-первых, школа — это сфера личной жизни детей, первый опыт самостоятельной жизни в отрыве от родителей, возможность отделиться настолько, насколько дети этого захотят. Во-вторых, эта сфера достаточно травматична: в школе тебя все время оценивают и с кем-то сравнивают, причем далеко не всегда эти сравнения оборачиваются в твою пользу. И так далее...
О чем же тогда разговаривать с детьми? Начать можно с самых простых вещей, например: «Что мы будем делать в эти выходные? А как ты хотел бы провести следующее лето? Что-то Петя давно у нас не появлялся, может быть, стоит его пригласить?». Не надо только стремиться прорваться туда, куда ребенок не хочет вас пускать. А по большому счету, можно вести беседы о чем угодно. Рассказывать о событиях из собственной жизни, которые, например, произошли у вас на работе, причем не только о самих событиях, но и о чувствах, с ними связанных. Просто рассказывать, не требуя немедленной ответной реакции.
Или, например, мой тринадцатилетний сын думает стать юристом, и я время от времени даю ему почитать журнальные статьи: «Посмотри, тут как раз речь идет о суде присяжных». Потом могу спросить: «Ну и как тебе?». Иногда мы что-то обсуждаем, иногда нет. Или посмотрели вместе какой-то фильм — за ужином немножко поговорили.
Детей ведь на самом деле очень интересует мнение родителей. Как правило, своим умом человек до чего-то доходит, когда начинает что-то с чем-то сравнивать. Один фильм — с другим, этого персонажа — с тем. Этот навык и надо развивать. Не меньше самих разговоров важны сигналы от родителей: «Я готов с тобой разговаривать, если тебе это нужно».
Чем здесь может помочь школа? Если школа действительно хорошая, то очень многим. Но для того, чтобы ребенок мог получить что-то от педагогов или других достойных людей, душа его должна быть заранее подготовлена, вспахана, как поле перед севом. Если же в душе у него все затоптано, если он все свободное время проводит за компьютером, а все домашние разговоры крутятся исключительно вокруг бытовых проблем или школы — ему будет нелегко перенять что-то даже от самого яркого и неравнодушного учителя.